Стоит ли смотреть «Игру на выживание» — сериал, где Саша Бортич и Алексей Чадов страдают в российской тайге
На российском канале ТНТ и стриминговом сервисе Premier выходит новый сериал, который поставил Карен Оганесян («Я остаюсь»).
Сюжет рассказывает о реалити‑шоу «Выживший», на которое приглашают совершенно разных героев со всех уголков России. Участников привозят в сибирскую тайгу. Ведущий Игорь Верник (которого играет Игорь Верник) объясняет правила: игроки должны разделиться на две команды, побеждать в конкурсах и выживать в суровых условиях. Приз в миллион евро получит последний оставшийся. В качестве неожиданного бонуса к шоу присоединяются Алексей Чадов и Александра Бортич (оба актёра в роли самих себя).
Но уже после первого дня игры всё идёт не по плану и вокруг начинают происходить жуткие события. А помощи ждать неоткуда.
Интересная задумка
Разумеется, идея реалити‑шоу, которое превращается в историю выживания, не нова. Достаточно вспомнить зарубежный сериал «Сибирь», построенный ровно по тому же принципу. Или шестой сезон «Американской истории ужасов».
Но всё же тема актуальна: подобные передачи никуда не делись, и зрители продолжают их критиковать за обман. «Игра на выживание» показывает переход от телевизионного шоу, когда героев окружают операторы и в любой момент можно покинуть проект, к реальным проблемам, когда остаётся рассчитывать только на свои силы.
Кроме того, авторы уже с середины первого эпизода забрасывают зрителя в гущу событий. Сюжет можно обвинить в поспешности: не удаётся почувствовать саму атмосферу реалити‑шоу, чтобы потом удивиться контрасту. Но всё же слишком быстрый темп в подобной истории лучше, чем необоснованное затягивание действия.
С финала первой серии становится интересно, что будет дальше, а клиффхэнгер второго эпизода снова меняет правила. Тут явно чувствуется отсылка к легендарному проекту «Остаться в живых», который таким приёмом мотивировал зрителей возвращаться к просмотру.
Главное, чтобы в российском сериале сценаристы не закрутили историю так, что не смогут из неё выбраться.
Но слишком неровный старт
Начало первого эпизода вроде бы задаёт атмосферу сериала: это полная имитация реалити‑шоу. Верник в роли ведущего позирует на камеру, операторы с оборудованием тоже регулярно мелькают в кадре. Даже герои периодически обращаются к съёмочной группе за помощью.
Само же действие прерывается короткими рассказами основных персонажей о себе, снятыми якобы до начала шоу, и даже вставками, записанными на мобильные телефоны.
Но как только начинает казаться, что всё происходящее будет представлено в духе мокьюментари — как это было, например, в сериале «Река» или даже в знаменитой «Ведьме из Блэр», — об этой концепции просто забывают.
Такая нестройность путает и мешает проникнуться настроением. Стоило либо сразу отказываться от идеи псевдодокументальности и не давать Вернику говорить прямо в камеру, либо дотягивать задумку до конца и строить весь сериал на субъективном взгляде участников процесса.
Хотя, похоже, в дальнейших эпизодах об изначальном подходе больше не вспомнят, а потому можно считать его просто экспериментом. Дальше сериал превращается в обычное художественное кино.
Разнообразие героев
История с реалити‑шоу позволила авторам показать множество непохожих друг на друга людей, которые в обычной жизни точно не встретились бы. И поэтому каждый зритель может выбрать себе любимчика.
«Игра на выживание» представляет буквально все типажи: от бухгалтера Елены (Ульяна Лукина), за которую анкету на участие заполнили подруги, и пенсионера Семёна (Валерий Скорокосов) до спортсменки Виктории (Линда Лапиньш) и бойца ММА Сергея (Михаил Кремер). Понятно, что эти совсем разные люди должны будут объединиться в трудной ситуации и именно в тайге проявятся лучшие и худшие черты их характеров.
Задумка с участием Чадова и Бортич и вовсе очень остроумна. На большинство ролей взяли не самых известных актёров, поэтому зритель может увидеть в них фотографа или бизнесмена. Но про российских топовых артистов часто шутят, будто они постоянно играют самих себя. Так почему бы не показать на экране именно это?
Но обилие клише
К сожалению, задумка с разнообразием характеров срабатывает лишь отчасти. И в первую очередь это недоработка сценаристов. Создаётся впечатление, что для авторов «Игры на выживание» не существует полутонов.
Боец всеми командует и из‑за своей заносчивости делает глупости. Модель выставляет грудь напоказ и говорит, что мужчин нужно «правильно попросить». А уж на честного сотрудника ГИБДД, который пошёл на шоу за деньгами — ведь «в ГАИ работать не сахар», и вовсе трудно смотреть без саркастичной усмешки. Если кому‑то мало таких клише, то представитель кавказской национальности (он, разумеется, владелец ресторана) в качестве самого необходимого назовёт шашлык.
Некоторым героям всё же дают возможность более интересно раскрыть свои характеры. Другие остаются ходячими стереотипами. Да ещё и актёры справляются далеко не все. На сцены Ирины Вороновой, которая играет заносчивую владелицу ювелирной компании, тяжело смотреть — она просто монотонно зачитывает слова.
В этом плане Алексею Чадову и Александре Бортич повезло больше. Мало того, что у них богаче опыт в съёмках, так ещё и перевоплощаться не нужно. Конечно, они играют не самих себя, а некие гротескные версии характеров, но всё же близость к реальной жизни делает персонажей живыми. Хотя звёзды поначалу остаются приглашёнными гостями, и сюжет строится не на них.
Качественные съёмки
Отдельное удовольствие — наблюдать, что уровень проработки отечественных сериалов растёт с каждым годом. «Игра на выживание» снята на красивых локациях в Абхазии, и потому в картинке не чувствуется павильонной зажатости.
В динамичных сценах субъективная камера будто позволяет зрителю стать участником погони или драки. Правда, иногда перегибают с мельканием, пытаясь показать смятение и панику героев. Но таким грешит и голливудское кино.
Радует даже цветокоррекция: зелень природы хорошо контрастирует с приглушёнными тонами в жилищах героев. Хотя ночные кадры могут быть слишком тёмными — придётся прибавлять яркость экрана.
Но есть условности и ненужные сцены
Чтобы проникнуться, иногда приходится делать значительную скидку на странные сюжетные ходы. Изначально операторы тоже участники сюжета и зритель видит происходящее их глазами. А потом герои утверждают, что вся съёмочная группа пропала. И это осознать очень трудно, ведь съёмка продолжается. Оказывается, теперь это другая камера, которая за кадром. Нужно просто принять такой переход.
Дальше в сюжете будут появляться условности, в которые тяжело поверить. Например, все удивляются татуировке на пояснице у молодой девушки. Как будто сейчас начало девяностых и рисунки на теле делают лишь представители субкультур и заключённые.
А в довершение всего покажут трёхминутную драку двух голых мужчин. Она не двигает сюжет и нужна, просто чтобы впечатлить зрителя смелостью авторов. Смотрите, они не постеснялись показать настолько откровенную и грубую сцену!
В целом первые эпизоды сериала оставляют скорее приятные впечатления. Сюжет действительно захватывает, и интересно, как же авторы вывернутся дальше. Съёмки радуют своим качеством. Смущает лишь обилие клише и скучных персонажей. Но есть надежда, что от этого постепенно избавятся. Главное, чтобы действие не превратили в нагромождение сложный идей, а остановились на целостном концепте.
Лучшие предложения
10 аксессуаров для Sony PlayStation 5
Выгодно: мини-пауэрбанк Baseus за 1 510 рублей
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
РекламаКак рассчитать бюджет на ремонт, чтобы обойтись без лишних затрат
Лол, это что, 2к17? Квиз, от которого можно поймать острый приступ ностальгии
Копить с умом: 7 заблуждений, которые мешают собрать денежную подушку