Катастрофические оценки и падение рейтингов: что не так с сериалом «Доктор Кто»
13 января на BBC (в России — на «КиноПоиск HD») вышла третья серия 12 сезона «Доктора Кто» под названием «Сирота 55». Оценки этого эпизода оказались просто ужасающими. На сайте IMDb он получил самый низкий балл за всю историю сериала — 4,6.
Вскоре после выхода эпизода на сайте‑агрегаторе Rotten Tomatoes начались странности: у всего нового сезона стал падать зрительский рейтинг, после чего цифры просто пропали. Сначала сервис заподозрили в осознанном удалении оценок, но потом всё списали на ошибку, поскольку исчезли отзывы и на шестой сезон.
https://twitter.com/Sheilaaliens/status/1216419175213617160
Однако в результате всё стало только хуже, поскольку новые оценки были ещё ниже, и на момент написания статьи рейтинг всего сезона упал до 16%, что для популярного проекта практически нонсенс. А у третьего эпизода даже от критиков всего 58% на фоне очень высоких оценок почти всех предыдущих серий.
И одновременно сезон, и так открывшийся с худшими рейтингами за долгие годы, с каждым эпизодом теряет примерно по 300 тысяч зрителей. Всё это намекает на настоящий кризис «Доктора Кто».
Однако эти беды появились вовсе не внезапно. Рассказываем, почему проект уже не первый год шёл к катастрофе.
Внимание: текст содержит спойлеры ко всем сезонам «Доктора Кто».
Как развивался сериал
Научно‑фантастический сериал «Доктор Кто» стартовал в 1963 году. Его сюжет посвящён инопланетянину из расы Повелителей Времени. Он называет себя Доктор и путешествует на машине ТАРДИС по различным мирам и эпохам, спасая всех от опасностей. Чаще всего его спутниками становятся земляне.
Проект долгие годы с успехом шёл по телевидению, над ним работали многие популярные писатели (в частности, знаменитый Дуглас Адамс), а идея, что Повелители Времени могут регенерировать, меняя свою внешность, позволила создателям менять исполнителей главной роли.
Но постепенно рейтинги сериала начали падать, и в 1989 году проект закрыли. В 1996‑м вышел полнометражный фильм, но в виде сериала «Доктора Кто» перезапустили лишь в 2005 году под руководством Рассела Т. Дэвиса. За несколько лет новая версия, которую можно было смотреть даже не будучи знакомым с оригиналом, набрала огромную популярность. А десятого исполнителя роли Доктора Дэвида Теннанта даже признали лучшим актёром в этой роли за все времена.
После ухода Дэвиса вместе со всей командой после четвёртого сезона за дело взялся Стивен Моффат. В его версии Доктор, которого теперь играл Мэтт Смит, стал более суетливым, начал отпускать странные шутки и много жестикулировать.
Первые сезоны под руководством Моффата тоже считаются одними из самых удачных благодаря множеству неожиданных поворотов и ярких спутников Доктора.
Но вскоре у сериала начались проблемы: режиссёр явно устал, и с каждым сезоном интерес к проекту падал. Не помогла ни смена исполнителя главной роли (новым Доктором стал немолодой Питер Капальди), ни попытка «мягкого перезапуска» для привлечения новых зрителей.
Когда Стивен Моффат покинул проект, его сменил Крис Чибнелл, прославившийся работой над детективом «Бродчёрч». Он первым решил сделать Доктора женщиной, пригласив на главную роль Джоди Уиттакер, а заодно и дав ей сразу трёх спутников.
Но, к сожалению, недостатки, которые появились ещё при Моффате, с приходом новой команды только усилились.
Какие проблемы возникли у «Доктора Кто»
Жестокость и самоповторы
Первое, на что обратили внимание многие зрители: истории в «Докторе Кто» стали более жестокими. В первом сезоне, даже в эпизоде, который разворачивался во времена Второй мировой войны, Доктор радостно провозглашал: «Сегодня никто не умрёт!» Теперь же смерть какого‑нибудь эпизодического персонажа стала обязательным атрибутом каждого сюжета. А иногда их истребляют чуть ли не десятками, чтобы тут же забыть.
Само имя Доктора изначально было символом надежды и спасения: он не мог уничтожить даже последнего далека, хоть тот и был его вечным врагом, и не брал в руки оружие, называя себя «человеком, который никогда не убьёт». Но постепенно персонаж регулярно стал превращаться в грозного воителя, которого боятся целые цивилизации, а в 12‑м сезоне Доктор смело бросил гранату в своего врага.
Пятый и шестой сезоны, где начинал свою работу Моффат, отлично держались за счёт химии между Доктором и его спутниками Эми (Карен Гиллан) и Рори (Артур Дарвилл), а также регулярно появляющейся Ривер Сонг (Алекс Кингстон). Но постепенно стали меняться и сюжеты. Если раньше большинство историй были связаны с инопланетянами и внешней угрозой, то со временем всё зациклилось исключительно на самом Докторе.
В результате сериал пришёл к классической схеме: не было бы героя — не было бы проблемы.
Всё больше времени стали уделять личным переживаниям персонажей. А в качестве опасностей, с которыми героям приходилось справляться, Моффат старался брать всё более актуальные темы: Wi‑Fi, смайлики, определяющие настроение, или комнаты с потаёнными страхами.
Кроме того, всё больше становились заметны самоповторы: фанаты привыкли к регулярному возвращению в сериал классических злодеев вроде Мастера или далеков, но Моффат трижды использовал плачущих ангелов, возвращал Тишину и прочих врагов. Каждый удачный ход повторяли минимум два раза, что явно намекало на кризис идей.
Неинтересные спутники
После того как исчезли Эми и Рори, у Доктора появилась новая спутница Клара Освальд (Дженна Коулман). Первые эпизоды с её участием оказались удачными, и она стала редким примером компаньона, который остался с Доктором после регенерации.
Но постепенно стало ясно, что история Клары почти не развивается. Раньше характеры спутников менялись под влиянием Доктора и приключений. Но линия этой героини достигла своего апогея уже после первого сезона. Оказалось, что она следит за главным героем с самого начала его истории.
Но после этого она оставалась спутницей Доктора ещё два сезона, и за это время о персонаже не рассказали ничего нового. Уже в это время рейтинги сериала стали существенно падать, и Моффат предпринял несколько попыток заинтересовать зрителей: в сюжет ввели яркую и харизматичную Мисси — женскую версию Мастера, а потом устроили «мягкий перезапуск».
В приключениях Доктора произошёл огромный перерыв, а Клару сменила Билл Поттс (Пёрл Маки). Но этой героине выделили всего один сезон для развития, к тому же она часто терялась за более харизматичной Мисси (Мишель Гомес) или комедийным Нардолом (Мэтт Лукас).
А после прихода Чибнелла спутники и вовсе стали слишком клишированными: немолодой водитель автобуса Грэм (Брэдли Уолш), потерявший жену; его темнокожий внук Райан (Тозина Коула), болеющий диспраксией; и девушка‑полицейский Ясмин Хан (Мандип Гилл), к которой на работе не относятся всерьёз.
Все герои подобраны так, чтобы изначально вызывать у зрителя сопереживание. Но беда в том, что их слишком много, так что персонажам не уделяют достаточно времени. И ещё меньше остаётся возможностей раскрыться самому Доктору.
Замена фантастики социальными вопросами
С приходом Чибнелла стали более однообразными и сюжеты, и, как ни странно, место действия. Как известно, ТАРДИС может путешествовать в любую точку пространства и времени. Но герои почему‑то почти во всех сериях остаются на Земле.
Они просто попадают в различные времена, где зрителям показывают социально важные события: начало борьбы с расовой сегрегацией в США, разделение Индии и Пакистана, охоту на ведьм в XVII веке. В «Докторе Кто» и раньше часто фигурировали реальные личности и важные исторические события, но чаще всего их смешивали с проделками инопланетян. Теперь же пришельцы, как и герои, периодически оказываются лишь наблюдателями.
И даже вымышленные истории явно намекают на социальные темы: чего стоит один владелец сети отелей, мечтающий стать президентом США. Причём удивительно, что сериал часто намекает на американские проблемы, притом что снимают его в Великобритании.
Инопланетяне и всевозможная фантастика уходят на второй план, а в центре сюжета каждый раз оказываются человеческие проблемы.
И апофеоза это достигает как раз в серии «Сирота 55», где герои вроде бы прибывают на другую планету, но оказывается, что это Земля будущего. Причём Доктор странным образом её не узнаёт.
Исчезли даже рождественские серии — обычно самые светлые, основанные на классических сказках, наполненные не только фантастикой, но и волшебством. Недовольство этим высказали даже Дэвид Теннант и Мэтт Смит.
Изменение роли Доктора
В противовес проблемам Моффата, где весь сюжет был завязан только на главном герое, у Чибнелла последний Повелитель Времени зачастую почти никак не влияет на происходящее.
Она следит за уже обозначенными историческими событиями, всячески старается не вмешиваться и лишь что‑то объясняет своим спутникам. Всё чаще важные действия перекладывают с главной героини на компаньонов.
В эпизоде про раздел Индии можно полностью убрать линию Доктора, и суть серии просто не изменится: получится хорошая драма.
Многие изначально называли причиной неудач последних сезонов женщину в роли Доктора. Но на самом деле это вовсе не противоречит идее сериала: Повелитель Времени может регенерировать в кого угодно. Но главное, Джоди Уиттакер умеет играть хорошо и неплохо попадает в образ. Вот только играть ей почти не дают.
Доктор даже не раскрывает спутникам своего прошлого. После целого сезона она лишь однажды вспоминает о Галифрее, и то с подачи Мастера. Классические враги если и возвращаются, то ненадолго, и даже знаменитая звуковая отвёртка используется всё реже.
Обманутые ожидания
11‑й сезон «Доктора Кто» — первый, которым руководил Чибнелл, — получил очень низкие оценки от зрителей. Однако критики его всё ещё хвалили, а у части поклонников оставалась надежда, что сериал вернётся в своё обычное русло. И в какой‑то момент появилось ощущение, что новый сезон будет ближе к классике: в новогоднем выпуске 2019 года снова показали далеков, а двухсерийный старт 12‑го сезона удивил твистами и неожиданным образом Мастера.
Но в результате действие всё равно свели к социальным темам. Доктор вместе со спутниками так и не покинул Землю, видимо, не сделает этого и в дальнейшем.
Похоже, что в ближайшее время ситуация не исправится. В 12‑м сезоне зрителей знакомят с первым программистом Адой Лавлейс, изобретателем Николой Теслой, писательницей Мэри Шелли. И только где‑то на фоне маячит вся вселенная и другие времена, куда могли бы отправиться герои.
Что в итоге
Строго говоря, серия «Сирота 55», ставшая ярким отражением кризиса сериала, не настолько хуже всех остальных эпизодов. В неё просто попытались уместить совершенно необоснованное количество драмы, упаковав это в важный социальный посыл о сохранении климата.
Но после обнадёживающего начала сезона зрители снова увидели то, от чего уже устали в последние годы. И если авторы «Доктора Кто» ничего не изменят, то рейтинги будут падать и дальше.
Остаётся только верить, что сериал, подобно главному герою, вновь регенерирует во что‑то новое, а после очередного неудачного сезона зрителям вновь покажут яркие и остроумные истории и приключения в космосе. Ведь не зря же «Доктор Кто» существует уже более полувека.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
Как научить ребёнка самостоятельно ездить в общественном транспорте
Стартовал конкурс молодых художников «Картина мира»: работы победителей выставят в Третьяковке
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов
4 ноября в московском «Экспоцентре» откроется Национальный центр «Россия»