«Враг хорошей презентации — отсутствие цели» — интервью с Сергеем Слуцким, «Метаформа»
&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=" target="_blank" rel="noopener noreferrer">Метаформа». Ведёт блог о лайфхакерстве в презентациях.']
Сергей, с чего всё началось? Как ты пришёл в презентационный бизнес?
Я занимаюсь презентациями последние семь лет.
После этого я начал работать в Unilever. Попав в корпоративный мир, я постоянно сталкивался с неэффективной визуальной коммуникацией. Начал брать заказы на создание презентаций и спустя семь лет основал собственную студию «Метаформа».
Мы помогаем компаниям строить эффективные коммуникации с помощью визуального языка. Особенность наших презентаций в том, что они похожи на фильмы или анимационные ролики. Один из последних проектов, которым гордимся, — визуализация стратегии Kia Motors.
Почему большинство презентаций скучные?
В России нет университета или предмета в школе, где целенаправленно учат делать хорошие презентации. Ученики и студенты делают слайды не потому, что их заинтересовала тема, а ради оценок. Ни докладчик, ни слушатели не понимают, что делать со всей этой информацией.
Враг хорошей презентации — отсутствие цели.
Чтобы вдохновлять, вовлекать и общаться со слушателями, нужно немного разбираться в драматургии, сторителлинге, дизайне слайдов. Но кто рассказывает об этом в наших школах и вузах?
Все дизайнеры презентаций, с которыми я работал в студиях и на фрилансе, пришли из совершенно разных профессий: от юристов до маркетологов. Так что нет единого эталона. У каждого свой стиль, который зависит от бэкграунда. Лучший учитель — это постоянная практика и желание быть услышанным.
Какие ещё ошибки совершают при подготовке презентаций?
Почти в каждой презентации не хватает смысловых заголовков. Основная мысль часто прячется где-то между строк или в самом низу слайда. Вверху же обычно ни о чём не говорящие слова: стратегия, наши заслуги и так далее.
Пишите заголовки так, чтобы всю презентацию можно было прочитать и понять только по ним, а контент слайда подтверждал и дополнял их смысл.
Не нужно корпеть над каждым слайдом до победного конца. Лучше идти небольшими итерациями. Сделайте простые белые слайды со стандартным шрифтом, а потом добавляйте картинки, выбирайте фон и шрифт, расставляйте акценты. Это называется методом прогрессивного джипега.
Секрет в том, чтобы презентация в любой момент была готова, просто в разной степени проработки. Ещё один плюс — возможность посмотреть на свой слайд больше одного раза и подметить ошибки, которые не заметил раньше.
Каковы составляющие хорошей презентации?
Я выделяю четыре этапа, которые помогут построить качественную коммуникацию. Следовать им поможет чек-лист.
- Цель. Честно ответьте себе на вопросы: «Зачем я делаю эту презентацию?» и «Нужно ли для решения задачи её делать?» Информирование — это не цель. Целью презентации должно быть изменение мнения или поведения людей, вдохновление их на действия.
- Сценарий. Продумайте логику изложения, нарисуйте простую раскадровку. Не надо просто копировать в PowerPoint и Keynote всё, что у вас есть в Word и Excel. Уберите всё лишнее и превратите контент презентации в историю, в которой будет развитие сюжета.
- Слайды. Делайте простые слайды и структуру. Не бойтесь пустого пространства, не стоит заполнять его ненужными картинками. Каждый элемент дизайна должен работать. Один слайд должен отражать только одну ключевую мысль, которая понятна из заголовка.
- Выступление. Отрепетируйте несколько раз и приезжайте на место выступления заранее, чтобы проверить оборудование и привыкнуть к площадке.
Как выступать с презентациями?
Если вы сформулировали цель и не пропустили работу со структурой, то выступление не будет для вас проблемой. Как минимум — вы его не провалите.
Часто люди не хотят репетировать: им кажется, что они и так хорошо справятся, без подготовки получится более естественно и искренне. Это не так.
Не путайте импровизацию с отсутствием подготовки.
Репетируйте как можно больше. Стив Джобс устраивал долгие и изматывающие прогоны, заставлял сотрудников, которые выходили с ним на сцену, раз за разом повторять и отрабатывать выступление.
Лучше всего, если у вас будет слушатель для получения обратной связи: друг, коллега, жена или в крайнем случае видеокамера. Если вашим близким и вам самим после 5–10 минут уже неинтересно, значит, нужно что-то менять.
Секрет успешных выступлений раскрыла Нэнси Дуарте на TED Talks: создавайте контраст, переключайтесь с плюса на минус и по возможности до конца держите конфликт. Там, где выступающий видит блоки структуры, части и слайды, аудитория видит фильм, историю. Фильм без конфликта — это скука и зря потраченные деньги.
Как выглядит твоё рабочее место?
Чтобы оставаться креативным, мне важно переключать фокус.
Если работаю дома, то я не сижу весь день за компьютером. Часть времени использую другие инструменты: работаю на маркерной доске и в блокноте. Всегда держу у рабочего стола термос с горячей водой, чтобы в течение дня заваривать чай, не отвлекаясь на походы на кухню.
Второй способ — это смена локации. Мне продуктивно работается из чайной или кофейни. По дороге можно найти новые идеи для дизайна на плакатах или граффити.
Я сторонник аналогового метода: люблю рисовать, клеить стикеры и делать заметки от руки. С доски начинаются все сценарии и концепты презентаций, которые мы делаем в «Метаформе».
Любимые приложения и сервисы
- Evernote и «Google Календарь». Установил их на всех устройствах — помогают синхронизировать контент между телефоном, ноутбуком и стационарным компьютером.
- Telegram-бот от Gmail. Присылает сообщения в мессенджер, когда приходят новые письма. Можно не проверять почту и заходить туда, только когда есть письмо, на которое нужно ответить.
- Backblaze. Для сохранности данных. Несмотря на то что проекты я синхронизирую с «Google Диском», если ноутбук сломается, все файлы можно будет восстановить из облака.
- Приложение Focus Keeper на iPhone. С ним я работаю по «помидоркам» и устраиваю перерывы, так как перешёл к регулярному учёту времени. Каждый вечер подвожу итоги и обязательно планирую следующий день. У меня есть дневные и недельные приоритеты, которые я формирую на основе долгосрочного плана развития себя и студии.
Программы для презентаций
Моя любимая программа для подготовки презентаций — Keynote. Она удобная и стильная. Интерфейс намного проще, чем у PowerPoint.
Недавно сделал крупный клиентский проект в «Google Презентациях». Удобный вариант, когда над презентацией работает команда, а не один человек. Можно быстро писать и отвечать на комментарии, давать доступ к просмотру или редактированию и сразу видеть изменения.
В последнее время стал рассматривать Tilda и Readymag как альтернативу для стандартных презентаций. Веб-публикации вполне могут заменить отправку PDF по почте, а возможности анимации намного шире, чем в обычном софте для презентаций.
У тебя есть хобби?
Невозможно заряжать людей вокруг и делать классные проекты, когда у тебя нет энергии.
Суставная разминка и йога — обязательная часть утренних ритуалов у нас с женой Юлей, моим партнёром по жизни и «Метаформе». Стараемся практиковать каждый день и медитируем вместе по вечерам.
Спорт вообще лучший источник энергии. Я увлекаюсь плаванием. Прошёл обучение в школе I Love Swimming и прошлым летом проплыл 1,93 км по реке Казанке. Отлично справился благодаря регулярным тренировкам и мощной поддержке жены. Сейчас начал заниматься сноубордом, скалолазанием и прошёл онлайн-курс интенсивного йога-воркаута.
Лайфхакерство от Сергея Слуцкого
Книги о презентациях
У меня в блоге есть полная версия списка профессиональной литературы для искушённых презентаторов. А вот — топ-5 для тех, кто только начал знакомство с презентациями.
- «Презентация в стиле дзен», Гарр Рейнольдс. Учебник по простым и ясным слайдам — больше воздуха, меньше текста и ненужного украшательства. В книге собрано много примеров и советов, как создать гармонию в слайдах.
- «Мастерство презентаций», Алексей Каптерев. Специализированный учебник по всем трём этапам разработки презентации: истории, дизайну, подаче. Отлично подходит для знакомства с миром презентаций.
- «Точка контакта: презентация», Алексей Каптерев и Алексей Бурба. Мини-учебник по презентациям. 56 страниц-слайдов можно прочитать за час и взять на вооружение.
- «Говори на языке диаграмм», Джин Желязны. Как визуализировать цифры и выбирать оптимальную форму для сложных данных. Если в ваших презентациях много графиков и диаграмм, смело покупайте эту книгу.
- «Исповедь оратора», Скотт Беркун. Советы, как вести себя на сцене. Они не сделают из вас Стива Джобса, но помогут чувствовать себя намного комфортнее во время выступлений.
Книги для саморазвития
- «Построение бизнес-моделей», Ив Пинье и Александр Остервальдер.
- «Стив Джобс», Уолтер Айзексон.
- «Скульптор» и «Понимание комикса», Скотт Макклауд.
- «Автобиография йога», Парамаханса Йогананда.
- «Источник», Айн Рэнд.
Подкасты и видео
- Подкаст «Будет сделано» с Никитой Маклаховым. Профессиональный рассказ обо всём, что нужно знать о личной эффективности. В гостях у автора всегда очень интересные личности, а читать описание выпусков — одно удовольствие: все книги и ресурсы, на которые ссылается гость, всегда под рукой.
- YouTube-канал университета «Синергия». Там регулярно выкладывают выступления ведущих бизнес-тренеров. Можно послушать Стивена Кови, Гая Кавасаки или Нассима Талеба.
- TED Talks. Советую посмотреть выступление Кена Робинсона, Эла Гора, Джил Тейлор, Саймона Синека.
Блоги и сайты
- Блог Игоря Будникова о йоге и медитации. Игорь пишет классные тексты и мотивирует практиковать каждый день.
- Блог Игоря Штанга. Чтобы быть в курсе правил и вариантов работы с типографикой и вёрсткой. Планирую пройти его курс, даты проведения есть на сайте.
- Недельный дизайнерский дайджест от Awdee. Чтобы быть в тренде и не собирать по крупицам новости мира дизайна.
Читаю Telegram-канал студии Sila Sveta. Нравятся их шоу, и за работой интересно наблюдать. А на канале студии «Метаформа» мы с главным редактором проекта Юлей рассказываем про лайфхакерство при подготовке презентаций.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий