Успеть всё! Секреты грамотного тайм-менеджмента для тех, кто наконец хочет перестать срывать дедлайны
Переосмыслите чувство времени
Кому подойдёт: людям, которые вечно опаздывают.
Пунктуальность, возможно, самый противоречивый пункт в вашем резюме. Вам и хотелось бы приходить вовремя, но обстоятельства почему‑то всегда складываются против: не услышал будильник, застрял в лифте, попал в пробку. Иногда хронические опоздания — это признак психологических проблем, и разбираться с ними нужно вместе со специалистом. А вот если вы не преуспели в самоорганизации и дисциплине, попробуйте переосмыслить чувство времени и научиться с ним работать.
- Откажитесь от привычки ставить несколько будильников. Заставляйте себя вставать по первому звонку, как бы ни было трудно. Пресловутые «5 минуточек» в полусонном состоянии невероятно расслабляют, и вы начинаете переоценивать оставшееся время до выхода из дома.
- Посчитайте, сколько минут у вас занимают утренние ритуалы: душ, завтрак, сборы. На первых порах полезно пользоваться таймером. Так вы не замечтаетесь за чашкой кофе и не пропустите момент, когда пора выходить.
- Для встреч в течение дня используйте напоминания в смартфоне. Приучите себя ставить сразу несколько звонков в тот же момент, когда договорились с друзьями или, например, записались к стоматологу.
Распоряжаться временем так, как удобно именно вам, — бесценно. Яндекс.Маркет позаботился о том, чтобы вы больше не тратили драгоценные часы на ожидание курьера. Доставку покупок по Москве теперь можно заранее заказать на удобный интервал в пределах одного часа (скоро услуга будет доступна и в других городах). Посылка приедет точно в срок — вам не придётся отказываться от своих планов, чтобы весь день ждать курьера. Часовые интервалы доступны для товаров с пометкой «Доставка Яндекса» и при оплате покупки сразу на маркетплейсе. Доставка по часам стоит столько же, сколько и стандартная, — от 49 рублей. Подписчики Яндекс.Плюса могут воспользоваться новой услугой бесплатно при заказе на сумму от 699 рублей.
Обозначьте сроки для личных дел
Кому подойдёт: тем, кто не может жить без жёстких дедлайнов.
На работе вы необычайно эффективны, а вот личные дела складываются не так удачно? Так часто бывает, когда одна из сфер жизни, чаще всего профессиональная, начинает доминировать. Вы устаёте и упускаете из виду дела, которые не требуют максимальной концентрации и вовлечения в данную минуту. Уборка откладывается до лучших времён, свидание переносится, абонемент на растяжку лежит в кармане ещё с прошлой зимы. Чтобы вернуть баланс, попробуйте применить тактику привычных вам дедлайнов, только не рабочих, а личных.
- Составьте список долгосрочных целей, которых станут мотивацией в ближайшее время. Это может быть ремонт в квартире или обучение.
- Для каждой из целей распишите детальный план реализации с чёткими сроками. Тот же ремонт, как правило, не случается стихийно. Встречи с дизайнерами, утверждение макетов, покупка стройматериалов — все этапы можно обводить в календаре красным кружком.
- Хвалите и поощряйте себя всякий раз, когда удалось уложиться в сроки. А если что‑то не получается, не драматизируйте и давайте себе отдохнуть. Важно сильно не отклоняться от графика и двигаться поэтапно.
Начните планировать с вечера
Кому подойдёт: людям, которые привыкли жить одним днём.
Вы король утренней импровизации? Экстренные сборы и планирование задач на день по дороге в метро ещё ни разу вас не подводили? Значит, беспокоиться, в общем‑то, не о чем. Однако, если досадные проколы всё же случаются, научитесь готовиться к новому дню с вечера.
- Заранее продумайте, что наденете с утра. Достаньте вещи, подберите аксессуары и обувь, чтобы не тратить драгоценные утренние минуты на поиск чистых носков.
- Сложите сумку. Не забудьте про обед и форму на вечернюю тренировку. Поставьте нужные гаджеты на зарядку. Проконтролируйте, чтобы все члены семьи тоже были собраны.
- Составьте список задач на день. Не стоит вдаваться в детали. Напишите в общих чертах, что вы хотите успеть, например «составить отчёт», «созвониться с партнёрами», «купить подарок на юбилей тёщи». Такой план можно легко скорректировать с утра.
- Продумывайте дела, которыми займётесь на выходных и в пятницу вечером. Даже если вы решите провести расслабленный домашний уик‑энд, это нужно запланировать. Так предварительное планирование постепенно войдёт в привычку.
Установите таск‑менеджер
Кому подойдёт: фанатам гаджетов и приложений.
Многие до сих пор записывают свои планы в ежедневник. Если же вы окончательно распрощались с письменными принадлежностями и не носите с собой ничего тяжелее смартфона, начните вести заметки в мобильных планировщиках, например Things, Todoist, Wunderlist, Trello или OmniFocus.
- Выберите приложение с удобным и понятным вам интерфейсом. Он должен нравиться примерно как тетрадка с Человеком‑пауком в пятом классе. Если вам будет приятно заходить в таск‑менеджер, то и задачи начнут решаться быстро.
- Вносите всё, что нужно сделать за день: от офисных дел до списка покупок и календаря дней рождений. Кроме ежедневного планирования фиксируйте задачи на недели или месяцы, чтобы постепенно их корректировать.
- Не выключайте уведомления. Современный планировщик может напомнить о вещах, которые вы давно запланировали, но не успеваете сделать.
Планируйте встречи с друзьями, прогулки с семьёй, митапы и совещания, ведь теперь доставка из Яндекс.Маркета приедет именно тогда, когда нужно вам. Доставку 17 миллионов товаров — от смартфонов до детских игрушек — можно заказать к определённому часу. Покупайте как обычно — маркетплейс сам предложит вам выбрать день и время. Для тех, кто точно не знает, как сложится его день, доступна доставка по клику. Товар заранее приезжает в Яндекс.Лавку или пункт выдачи заказов неподалёку от вас, а вы вызываете курьера, когда вам удобно. Посылку привезут в течение 20–30 минут после вызова.
Овладейте техникой маленьких шагов
Кому подойдёт: рассеянным мечтателям.
Если вам тяжело сосредоточиться на глобальной задаче, разбейте её на несколько составляющих. «Сделать проект» — звучит слишком фундаментально и сложно. «Собрать данные», «выбрать подрядчика», «подготовить бумаги», «определиться с дизайном» — уже намного проще.
- Дробите работу до тех пор, пока не дойдёте до маленьких шагов. Отсортируйте срочные и несрочные этапы. Расположите их по степени приоритета.
- Чтобы не зависнуть на старте, воспользуйтесь методом «поедания лягушки». Его предложил бизнес‑тренер Брайан Трейси. Он называет самую сложную и неприятную задачу лягушкой. Её нужно «съесть» первой в начале дня, пока мозг ещё свеж и сконцентрирован. Оставшиеся дела покажутся лёгкими.
- Установите дедлайн исполнения для тех дел, которые не кажутся вам сложными. Если вы испытываете проблемы с концентрацией, конкретные сроки помогут вернуться на землю.
Уделяйте задаче хотя бы 5 минут
Кому подойдёт: уставшим прокрастинаторам.
Вы устали и хотите лежать под пледом, а надо как‑то продолжать жить эту жизнь? Не пугайтесь. Все проходят подобные периоды. Если у вас нет возможности взять перерыв и полностью отдаться искусству ничегонеделания, попробуйте принцип «хотя бы 5 минут».
- Составьте to‑do list. Впишите в него только самое важное. Вы не в том состоянии, чтобы тратить ресурсы на несрочные задачи.
- 5 минут — условное время. Определите сами, сколько вы готовы потратить на конкретный таск из списка. Допустим, для работы вам нужно подтянуть английский, но ни сил, ни желания на это нет. Полчаса, проведённые в интерактивных обучающих приложениях вместо бесцельного залипания в соцсетях, приблизят вас к цели.
- Заставляйте себя заниматься регулярно. Постепенно практика уделять конкретным задачам хотя бы 5 минут в день войдёт в привычку и вам будет намного проще справиться с прокрастинацией.
Отложите дела на завтра (да!)
Кому подойдёт: любителям планировать на год вперёд.
Люди, привыкшие мыслить глобально и планировать свою жизнь до пенсии, нередко сталкиваются с разочарованием. Ведь учесть все обстоятельства, которые могут помешать выполнению стратегических целей, просто невозможно. Сегодня вы планируете съездить в долгожданное путешествие, а завтра внезапно наступает мировой локдаун. Автор книги «Сделай это завтра» и тренер по личной эффективности Марк Форстер предлагает не хвататься за всё сразу, а откладывать часть дел на будущее.
- Составляйте закрытые списки дел на день. Все новые задачи, которые не требуют моментального решения, должны автоматически уходить на следующий день.
- Выполняйте дела из списка в том порядке, в котором захотите. Он закрытый, поэтому вам так или иначе придётся сделать их все.
- Выполняйте задачи эффективно, но без фанатизма. Если у вас случился завал — уберите его с глаз долой. Любая накопившаяся работа вызывает раздражение и желание немедленно с ней разобраться. Ваша задача — фокусироваться на сегодняшнем дне.
Чек‑лист по планированию, который подойдёт всем
- Записывайте дела. Не важно куда. Карточки, ежедневник, мобильное приложение, крестик на руке. Мысль, облечённая в форму, не забудется и не потеряется.
- Выработайте удобный для себя способ оценки эффективности. В конце дня, недели, месяца сверяйте внутренний компас — всё ли удалось успеть. Если вы будете видеть, что справляетесь с поставленными задачами, значит ваш метод планирования работает.
- Формулируйте цели чётко. «Стать успешным на работе» — это направление, «Записаться на курс повышения квалификации в начале сентября» — цель.
- Делегируйте. Когда вы замыкаете все задачи на себе, тяжело придерживаться выбранной стратегии планирования. Внезапная работа может прилетать и дома, и в офисе. Старайтесь перепоручать дела, чтобы прийти к результату, а не приползти.
- Будьте аккуратны. Наведите порядок на рабочем месте, в шкафу, в почте и кошельке. Хаос и неразбериха вряд ли поспособствуют экономии времени и быстрым решениям.
- Отдыхайте от любого планирования. Хотя бы иногда стоит отпускать контроль и позволить жизни идти своим чередом. Передышки помогают перезагрузиться и наметить новые цели.
Станьте первым, кто оставит комментарий