Сэдфишинг: почему люди плачут в Stories и как на это реагировать
Вы наверняка заметили, что в последнее время люди перестали демонстрировать в соцсетях исключительно свои успехи и достижения. А некоторые даже начали делиться и переживаниями — писать длинные грустные посты, а иногда и фотографировать или снимать на камеру, как они плачут. У кого‑то такие публикации вызывают сочувствие, а кто‑то считает их сэдфишингом и не понимает, почему люди всё это делают.
Что такое сэдфишинг
Это слово в 2019 году придумала британская журналистка Ребекка Рейд. Дословно термин можно перевести как «ловля на грусть». То есть сэдфишинг — это когда человек говорит о своих переживаниях в соцсетях, частенько для того, чтобы привлечь к себе внимание, получить волну поддерживающих комментариев, лайков, а иногда даже порцию новых подписчиков. Он может написать пост, выложить многозначительную картинку, снять на видео, как плачет, грустит или болеет.
Почему люди выкладывают такие посты
1. Им хочется быть честными
Соцсети долгое время были площадкой для своеобразной ярмарки тщеславия. Существовали негласные правила: говорить только о хорошем, демонстрировать успех и счастье, прятать негативные эмоции и неудачи. Чтобы привлечь к себе внимание, нужно было хорошенько похвастаться: рассказать о впечатляющих достижениях, выложить ослепительную фотографию, показать дорогие покупки.
Но в конце концов все порядком устали от недомолвок и фальши.
А некоторые даже столкнулись с психологическими проблемами: сравнивая свою жизнь с «идеальной» жизнью своих друзей, впадали в отчаяние и депрессию. И маятник качнулся в другую сторону: люди решили показывать всё как есть. Делиться переживаниями, признаваться в провалах, фотографировать особенности внешности, которые в обществе считаются недостатками, появляться перед камерой без макияжа и так далее.
2. Им действительно плохо
Психологи отмечают, что депрессивные публикации могут быть настоящим криком о помощи или просто искренним запросом на поддержку и «поглаживание». Особенно если речь идёт о подростках и молодых людях.
Возможно, человек одинок и воспринимает свою онлайн‑аудиторию как настоящих друзей, а может, просто не справляется с эмоциями и не знает, к кому ещё обратиться. Или настолько расстроен, что действует импульсивно и выплёскивает всё, что у него на душе.
3. Они в дофаминовой ловушке
Написать пост или снять видео — это просто и недолго. А эффект, если у человека большая аудитория, будет почти мгновенным: десятки, сотни, иногда тысячи лайков и комментариев. Да, среди них встретятся обидные, но и ободряющих тоже будет предостаточно.
На что это похоже? На классическую дофаминовую петлю, в которую нас всех затягивают соцсети. Лайки и комментарии — это очень быстрое и очень доступное удовольствие, как сладкая булочка, компьютерная игра, приятная покупка. Наш мозг запоминает, что это приятно, и при мысли о том, чтобы запостить что‑то новенькое, выделяет дофамин — нейромедиатор, вызывающий предвкушение удовольствия.
В результате мы постим снова и снова и порой впадаем в зависимость от социальных сетей.
Однако этот механизм таит много опасностей. Например, человек вместо того, чтобы обратиться за психологической помощью, просто пишет пост. Получив из комментариев порцию позитива, он успокаивается на какое‑то время, но не идёт решать свои проблемы. Потому что когда его «накроет» в следующий раз, он снова сможет прибегнуть к проверенному средству — публикации в соцсети.
4. Они преследуют корыстные цели
Да, и такое может быть. Иногда печальные посты — это и правда способ привлечь к себе внимание и быть в тренде новой искренности. Или вовсе попытка набрать просмотры, подписчиков, а значит, и деньги.
Почему грустные посты воспринимают неоднозначно
Казалось бы, человек делится своими проблемами и в цивилизованном обществе на такое возможна только одна реакция — сочувствие. Но на деле получается по‑разному. Кто‑то пишет слова поддержки, а кто‑то недоумевает: «Зачем нам чужие проблемы?» А есть ещё и те, кто может съязвить, сказать какую‑то гадость.
Читателей и зрителей, которые не воспринимают такие посты всерьёз, тоже можно понять. С одной стороны, нам много лет внушали, что печаль и слёзы можно показывать только близким и психотерапевту. С другой — мы уже научены, что и блогеры, и селебрити частенько пытаются на нас нажиться, манипулируют нашими эмоциями, чтобы привязать к себе или заставить что‑то купить.
В результате многие относятся к депрессивным постам скептически и сразу подозревают подвох.
В сэдфишинге обвиняли многих селебрити и крупных блогеров. Например, модель Кендалл Дженнер, которая рассказала, как тяжело ей было, когда она боролась с прыщами. Или Джастина Бибера, когда он поделился историей о своих ментальных проблемах.
В рунете таких примеров тоже немало. Блогерша Лера Любарская в прошлом году потеряла маму и выложила на свой YouTube‑канал очень эмоциональное видео. И, помимо сочувствия, получила обвинения в том, что устраивает показуху и делает на смерти близкого человека хайп.
Другой российской блогерше, Екатерине Диденко, тоже сильно досталось — за то, что выкладывала Stories сразу после трагической смерти супруга и двоих друзей. Только травлю и упрёки в неправильной скорби на этот раз подхватили даже крупные СМИ и федеральные телеканалы.
Как реагировать на грустные посты в соцсетях
Мы не можем влезть в голову к другим и наверняка сказать, что они чувствуют. И даже если публикация выглядит наигранно и напоминает попытку привлечь к себе внимание и «почесать» своё эго, человеку может быть по‑настоящему плохо.
И пренебрежение, сарказм или сомнения в его искренности могут усугубить ситуацию.
Поэтому лучшей тактикой, наверное, будет подход «поддержи или пройди мимо». Если чужие проблемы вызывают у вас отклик, если хочется сказать что‑то хорошее, как‑то помочь, поделиться советом или собственным опытом — сделайте это. Если же пост лишь провоцирует злость, сарказм и недоумение, лучше просто промолчать и закрыть эту публикацию. Ведь читать то, что нам не нравится, нас никто не заставляет.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
Выгода до 1,4 миллиона рублей, быстрый переезд и ещё 3 причины купить квартиру в кварталах ПИК
РекламаКак рассчитать бюджет на ремонт, чтобы обойтись без лишних затрат
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
РекламаFoodtech Tour: 3 факта о митапах от Еком-сервисов Яндекса