«Сцены из супружеской жизни» — сеанс семейной терапии и идеальный ремейк фильма Ингмара Бергмана
13 сентября на американском канале HBO (в России — на Amediateka) стартуют «Сцены из супружеской жизни» — ремейк одноимённого проекта 1973 года великого Ингмара Бергмана.
Все пять эпизодов новой версии написал и поставил один из авторов драматического сериала «Любовники» Хагай Леви. Этот сценарист умеет не только эмоционально рассказывать о жизненных ситуациях, но и доносить субъективное восприятие проблем каждым из героев.
Поэтому новые «Сцены из супружеской жизни» не теряются на фоне гениального оригинала, а дополняют произведение Бергмана. Зрители увидят и перемены, произошедшие в мире, и трудности в отношениях, которые остались прежними.
Неспешный сюжет и вечные темы
Супруги Джонатан и Мира (Оскар Айзек и Джессика Честейн) живут вместе уже 10 лет и растят ребёнка. Постепенно становится ясно, что в их отношениях накопилось много проблем. Пара решает разойтись, но вскоре их чувства вспыхивают с новой силой, хотя трудности не исчезают окончательно.
Сказать, что в сериале не слишком много событий, — не сказать ничего. В этих нескольких фразах уместилась не только завязка, но и практически весь сюжет истории. Однако поклонники оригинала Бергмана знают, что красота и глубина «Сцен из супружеской жизни» не в неожиданных поворотах, а в эмоциях и разговорах героев.
Поэтому в сериале Леви треть первого эпизода занимает интервью, которое у Джонатана и Миры берёт журналистка. Кстати, Бергман придумал прекрасный в своей наглости способ познакомить зрителя с персонажами: они просто рассказывают о себе. Затем герои становятся свидетелями ссоры своих друзей, обсуждают важную новость и оказываются в больнице. На этом серия заканчивается.
В дальнейшем действие не ускорится. Персонажи будут подолгу ужинать или обговаривать какие-то насущные проблемы. Но если бы автор ремейка отошёл от неспешности, которую показал когда-то Бергман в своём мини-сериале, то новые «Сцены» превратились бы в очередную драму. Возможно, удачную, но совершенно самостоятельную.
Ведь нетрудно заметить, что большинство сюжетов о размолвках семейной пары так или иначе ссылаются на творчество Бергмана. Можно взять хоть знаменитую «Энни Холл» Вуди Аллена, хоть «Брачную историю» Ноа Баумбака — параллели налицо.
Но если бы Леви просто скопировал сюжет и диалоги из классики, тоже вышло бы глупо. Ведь это в супергеройском кино и ужасах устаревают спецэффекты и костюмы, а камерные драмы почти вечны. Однако адаптация, следуя духу оригинала, меняет несколько важных деталей. И это позволяет ей стать как отличным дополнением классики, так и важным самостоятельным произведением.
Поправки на время и актуальные темы
У Бергмана расстановка сил в паре чувствовалась буквально с первой сцены — того самого интервью, где Йохан (Эрланд Юзефсон) выдавал длинную самохвальную тираду, а его жена Марианна (Лив Ульман) могла сказать лишь: «Я замужем, у меня две дочери». На этом её самоидентификация заканчивалась. Но о проблемах типично патриархальных семей за прошедшие годы говорили уже десятки раз. Поэтому HBO в определённые моменты меняет героев местами.
Теперь Мира становится топ-менеджером, а Джонатан чаще сидит с дочерью, поскольку может работать из дома. Да и журналистка приходит к ним, чтобы узнать о жизни пар, в которых женщина получает больше. В дальнейшем сюжете поступки, которые у Бергмана совершал муж, в версии Хагая Леви переложат на жену.
Но в данном случае даже самые ярые ненавистники трендов не смогут притянуть перемены под феминизацию общества. Наоборот, две версии «Сцен из супружеской жизни» показывают, что разницы между поступками мужчин и женщин не было никогда: измена остаётся изменой, кто бы её ни совершил. И даже тот, кто формально находится на более низкой социальной ступени, может подавлять партнёра зацикленностью на себе и желанием отвечать за двоих.
При этом новые темы сериал затрагивает не слишком навязчиво, позволяя зрителю формировать собственное отношение к событиям. Герои сами растеряются, когда их в начале разговора попросят назвать «свои местоимения».
Друзья Джонатана и Миры (Кори Столл и Николь Бахари) теперь рассказывают о своём открытом браке. Кстати, они тоже раскрывают, что в подобных отношениях слишком много проблем. Меняется даже прошлое главных персонажей.
Но всё это идёт истории только на пользу. Сериал Бергмана был актуален и важен для своего времени. Ходили даже слухи, что после его выхода в Швеции удвоилось количество разводов. Хотя по более правдоподобным версиям автор просто поймал тенденцию и перенёс животрепещущую тему на экран. Точно так же версия-2021 имеет все шансы стать отражением проблем в современных браках. За счёт некоторых перемен в героях и сюжете история снова позволяет увидеть частичку себя в каждом из персонажей.
Погружение в атмосферу
Практически всё действие сериала Ингмара Бергмана разворачивалось буквально в нескольких помещениях, где герои пускались в свои бесконечные разговоры. Нарочито простые съёмки, сдержанная цветовая гамма и полное отсутствие саундтрека лишь подчёркивали реалистичность происходящего. Зритель будто подглядывал за жизнью своих знакомых.
Леви, конечно, снимает более современно: мягкий желтоватый свет и интересные ракурсы камеры позволяют сделать картинку насыщеннее. Даже будничные моменты режиссёр превращает в художественный приём. Например, герои слишком долго поправляют различные бутылочки в ванной, и это уже создаёт ощущение дискомфорта.
Но всё же новая версия не уходит слишком далеко от сдержанности оригинала. Музыка здесь звучит совсем редко, а персонажи регулярно возвращаются в одни и те же локации. И это снова подчёркивает, что главное в этой истории не движение и даже не картинка, а диалоги и, как ни странно, звук в целом.
Обычно считают, что хорошая аудиосистема или хотя бы наушники нужны для просмотра блокбастеров с крутыми эффектами, а для драмы сойдут и колонки компьютера. Но именно фоновый шум поможет намного сильнее почувствовать атмосферу новых «Сцен из супружеской жизни».
Когда персонажи начинают спорить в кухне, они не только сами говорят всё громче. Звон бокалов, грохот посуды и прочие звуки будут раздражать даже зрителя. И в этом весь их смысл. Шуршание бумаги в больнице, текущая вода в ванной, даже слишком громкое причмокивание при поедании пасты. Как часто в жизни именно такие мелочи становятся последней каплей. И они же если не триггеры, то дополнение к тревожному состоянию героев.
Диалоги, которые хочется продолжать
Но, разумеется, всё это лишь фон. Главный талант Леви — в написании диалогов и умении подмечать важные моменты из жизни. Автор очень аккуратно даёт высказаться каждому действующему лицу, обнажая их чувства так, что героям невозможно не сочувствовать. Даже если те ведут себя подло.
Причём за весь сериал не прозвучит ни одного диалога, который показался бы надуманным. Наоборот, они иногда слишком настоящие, а потому нестройные. Персонажи говорят как в жизни: отрывисто, перебивая, со слишком долгими неловкими паузами и неуместными репликами.
Джонатан и Мира в сложной ситуации спрашивают друг друга: «А что чувствуешь ты?» — только чтобы не признаваться в непонимании собственных эмоций. Казалось бы, радостная беседа прерывается приступом кашля, разрушающим красоту сцены. И трудно поверить, что некоторые откровенные слова на экране могут звучать более обречённо, чем даже в «Брачной истории».
В фильме Баумбака персонаж Адама Драйвера кричал, что мечтал о смерти жены. Здесь героиня Честейн почти шепчет, говоря о презрении к себе, и слово «жалкий» как определение собственных ощущений здесь звучит чаще других. Супруги регулярно срываются на манипуляции, то обвиняя партнёра в том, что он не заметил измену близкого, то перекладывая на другого ответственность за своё решение.
Но после уничтожающей все чувства ссоры пара заснёт обнявшись. Всё это выглядит пугающе правдиво, словно не написано профессиональными сценаристами, а взято из самых мрачных моментов настоящих отношений.
Если смотреть «Сцены из супружеской жизни» с близким человеком, то неизбежно захочется поставить очередную серию на паузу и поговорить о том, как события на экране перекликаются с вашими собственными мыслями. В этом плане проект может стать необычной терапией, которая поможет обсудить проблемы и стать чуть более открытыми.
Ведь не стоит забывать, что вся история при всех её сложностях и трагичности посвящена не врагам, а любящим друг друга людям. И её финал, не склоняясь к неестественному хеппи-энду, всё же заставляет поверить, что искренность и умение разговаривать помогут решить многое.
Великолепная игра Айзека и Честейн
Снимая камерную историю, полностью основанную на диалогах и эмоциях, автор полагается на талант актёров. Здесь не спрячешь недоработки за динамикой сюжета, спецэффектами и даже шутками. У Ингмара Бергмана с этим проблем не было: он выбрал на главные роли давно проверенных любимчиков Лив Ульман и Эрланда Юзефсона.
Хагай Леви не стал копировать типажи, которые показали в оригинале, и пригласил Оскара Айзека и Джессику Честейн. Эти актёры мало того, что знакомы с юности, так ещё и играли семейную пару в триллере «Самый жестокий год». Их участие — настоящий успех новых «Сцен из супружеской жизни».
Сейчас у исполнителей главных ролей несколько разные статусы. Проекты с Айзеком выходят один за другим: только в сентябре 2021-го ожидаются фильмы «Холодный расчёт» и «Дюна». Честейн наоборот мелькает на экранах всё реже, а «Тёмный Феникс» и «Агент Ева» с её участием и вовсе провалились. Но сериал HBO подтверждает, что они оба на пике своего мастерства. Оскар Айзек не растерял драматических талантов, снимаясь в боевиках и фантастике, а лучшие образы Джессики Честейн ещё не ушли в прошлое.
Химия между их героями чувствуется в каждом кадре. Причём здесь важнее даже не сцены напряжённых диалогов, а мелкие будничные моменты: молчание, лёгкие прикосновения и взгляды, действительно характерные для пары, которая много лет вместе.
Причём автор использует очень необычный ход: в начале первых эпизодов он показывает актёров до погружения в роль. Зритель видит не Джонатана и Миру, а Оскара и Джессику, которые идут по съёмочной площадке, читают сценарий и готовятся к съёмкам. Но удивительным образом это не разрушает магию самой истории. Наоборот, после щелчка хлопушки актёры моментально перевоплощаются, будто становясь одинокими среди толпы людей, снующих за кадром. Точно так же, как их персонажи чувствуют себя брошенными даже рядом друг с другом.
Убедиться, насколько хорошо пара сработалась, помогает и разошедшийся по Сети момент с премьеры сериала на Венецианском кинофестивале. После этого даже поползли слухи о романе между звёздами. Но это лишь очередное доказательство их мастерства.
«Сцены из супружеской жизни» от HBO не просто удачный ремейк великой классики. Это полностью самостоятельное произведение, которое стоит посмотреть очень внимательно. Великолепные актёры делают неспешный будничный сюжет живым и невероятно трогательным.
Наверняка почти каждый найдёт в этой истории хотя бы отголоски своей жизни. Возможно, кому-то взгляд со стороны даже поможет разобраться в себе. А это — наибольшая польза, которую можно ждать от драматического произведения.
Станьте первым, кто оставит комментарий