Не только нефть и газ! 7 интересных фактов, которые вы не знали о российском экспорте
1. В мире любят российский шоколад
За пять лет Россия вдвое увеличила экспорт шоколадных изделий — в другие страны уходит больше 300 тысяч тонн в год. Особенно любят отечественные десерты в Китае. Спросом пользуются не только известные марки, но и ремесленный шоколад c фруктами и орехами, освежающие батончики и драже.
Востребованы российские сладости и в странах Ближнего Востока и Юго‑Восточной Азии. В прошлом году там активно покупали шоколадки «Алёнка» и вафли «Коровка». В целом, Россия поставляет кондитерские изделия в 94 страны. Если рост поставок продолжится, мы можем обогнать Швейцарию и войти в десятку мировых поставщиков шоколада.
Российские товары активно продаются в других странах и приносят компаниям доход. Но разобраться во всех тонкостях выхода на экспорт сложно. Предпринимателям помогает Национальный проект «Международная кооперация и экспорт». С ним можно пройти образовательный курс или получить маркетинговую поддержку, а ещё специалисты Российского экспортного центра проанализируют востребованность вашей продукции за границей. Для предпринимателей создана цифровая платформа «Мой экспорт». Она работает по принципу «одно окно»: на площадке можно узнать обо всех мерах господдержки и оформить заявку на получение. Например, компенсировать часть затрат на участие в международной выставке.
2. В Европу и Китай экспортируют кедровые орехи и ягоды
Россия может занять до 20% мирового рынка органических дикорастущих растений — ягод, грибов, орехов. Чаще всего их покупает Китай и европейские страны — Литва, Германия, Финляндия, Чехия. Особым спросом пользуется кедровый орех. В Китае, например, его используют для приготовления еды, добавляют в косметику, фармпродукцию, БАДы и спортивное питание. Китайцы готовы покупать не только семена, но и кедровое масло и продукты переработки — жмых, скорлупу.
Пользуются популярностью дикорастущие ягоды — черника, рябина, клюква, морошка, облепиха, брусника. Постепенно на европейских рынках появляется иван‑чай. Например, продукцию из Ленинградской области уже пьют в Германии. Экспортируют природную смолу шеллак, живицу, камедь — например, Алтайский край в этом году в два раза увеличил поставки этого сырья. Его в основном покупают в США, Словении, Польше и Великобритании.
3. За границей ценятся российские игрушки
Экспорт игрушек из России постепенно растёт. В 2020 году, например, он составил почти 209 миллионов долларов. Лидером сектора считают Москву: в этом году столица увеличила объём продаж игрушек за рубеж на четверть. Московскими плюшевыми медведями и конструкторами играют дети в США, Великобритании, Италии, Армении, Беларуси, Казахстане — всего в 46 странах. В прошлом году активно интересоваться такими закупками стала Бельгия.
Спросом за рубежом пользуются мягкие игрушки, наборы для конструирования, трёхколёсные велосипеды и самокаты, игрушечные музыкальные инструменты. У интернет‑покупателей игрушки, сделанные в России, тоже востребованы. В основном приобретают персонажей игр, фильмов и комиксов. Чаще всего покупки делают жители Канады и Австралии — их заказы составляют половину от всех продаж.
4. США — крупнейший покупатель российского мороженого
В этом году США значительно увеличили закупки мороженого из России. Больше всего в Америке любят мороженое в вафельном стаканчике и «Лакомку» — этот сорт мороженого похож на эскимо, но отличается технологией нанесения глазури. Чаще всего холодный десерт покупают выходцы из России, которые привыкли к нежному сливочному вкусу.
Российское лакомство продают ещё в 34 странах. Кроме США, оно пользуется популярностью в Китае, Казахстане, Монголии и Украине. Выходят производители и на новые рынки — например, с 2015 года наладили поставки в ОАЭ, Канаду и Швейцарию. Помимо классического мороженого, покупателям стараются предложить и необычные продукты. Например, пломбир с вареньем из одуванчиков и кедровый пломбир с джемом из сосновых шишек.
5. Пермские роботы «служат» в Турции и ОАЭ
Роботы‑сотрудники — это не что‑то из научной фантастики. Сегодня они успешно справляются с разными видами задач. Например, роботы‑полицейские из России работают в службах Абу‑Даби. В их обязанности входят патрулирование, видеонаблюдение и измерение температуры. Роботы умеют разговаривать на английском и арабском языках и знают в лицо всех «коллег» — сотрудников полиции.
Российского робота можно встретить в стамбульском аэропорту имени Сабихи Гёкчен. Там он помогает пассажирам найти выход на посадку и рассказывает о правилах поведения и безопасности. Робот также владеет иностранными языками — например, турецким и испанским. А благодаря датчикам препятствий он может свободно передвигаться даже там, где ходит много людей.
Разрабатывает роботов пермская компания «Промобот». В разных уголках мира они берут на себя разные задачи. Например, в США робот‑учитель помогает студентам освоить сервисную робототехнику, а в Нигерии — участвует в промоакциях.
6. Российским ПО интересуются на всех континентах
Российский IT‑бизнес распространился почти по всему земному шару. В этом году экспорт отечественного софта вырос на 13,5% и превысил 5 миллиардов долларов. Разработками интересуются в США и Канаде, Европе, странах ближнего зарубежья. Открываются и новые рынки Африки, Южной и Центральной Америки, Азии.
Например, в 2019 году у компании Kaspersky появилось представительство в Руанде, которое поможет развивать бизнес в Африке. А NtechLab представила технологию распознавания лиц, ориентированную на страны Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Экспорт IT‑услуг в целом постоянно увеличивается: в прошлом году рынок рос даже быстрее, чем до пандемии.
7. В Европе используют наши автономные грядки и сити‑фермы
Россияне отправляют за рубеж не только готовую сельхозпродукцию, но и оборудование. Например, в Кирове разработали сити‑фермы, которые позволяют выращивать свежие овощи и зелень круглый год. Всё благодаря гидропонике — методу выращивания растений без почвы. Все нужные питательные вещества они получают из водного раствора.
Сити‑фермы уже используют в странах Европы, СНГ, Сингапуре, Катаре. Они удобны, например, для владельцев ресторанов и кафе: можно не закупать микрозелень у поставщиков, а выращивать свою даже зимой. А в Перми придумали автономные грядки для домашнего использования. Их уже покупают в Германии и Швеции. Установка позволяет собирать урожай прямо в квартире — можно выращивать рукколу, редис, помидоры черри и клубнику.
Продвигать продукцию на международных рынках российским аграриям и промышленникам помогает национальный проект «Международная кооперация и экспорт». Торговые представители России за рубежом проанализируют контрагентов, подскажут, каким требованиям должен отвечать экспортный товар и на каких международных выставках его можно представить. Получить поддержку могут даже небольшие предприятия — для представителей малого и среднего бизнеса здесь проводят консультации и помогают найти рынки сбыта. Кроме того, можно обратиться за льготным банковским финансированием или получить международные сертификаты в российских лабораториях.