Как ревность на работе может сделать вас более продуктивным и успешным
На работе часто возникают негативные эмоции, в том числе и ревность. Например, когда начальник хвалит коллегу за отличную работу, а ваш вклад в проект игнорирует. Или когда ваш новый подопечный просит перевести его к другому руководителю.
И хотя от сотрудников обычно ждут, что они будут игнорировать или как минимум не признавать подобные чувства, те могут появиться в любой социальной среде. Более того, в рабочих коллективах часто создаются идеальные условия для ревности, то есть страха потерять ценные отношения: ограниченные ресурсы, жёсткая конкуренция, необходимость дружить с нужными людьми, чтобы продвинуться по карьерной лестнице.
При этом сами сотрудники не знают, что делать с отрицательными эмоциями. С одной стороны, если их подавлять или просто ждать, пока они не утихнут, это может привести к неприятным последствиям — от тревоги до выгорания. С другой стороны, бороться с этими эмоциями, устраивая саботаж, осуществляя план мести или подрывая устои коллектива, тоже непродуктивно.
В то же время существует и другой подход — принять и использовать ревность как мотивацию, чтобы открыть для себя новые возможности и извлечь выгоду из этого чувства.
Откуда берётся ревность на работе
Согласно выводам исследования, посвящённого ревности в рабочих отношениях, сотрудники с большей вероятностью будут испытывать это чувство, когда сомневаются в собственных навыках, сильно зависят от одобрения и поддержки со стороны начальства или в прошлом сталкивались с недоверием.
Когда сотрудники не уверены в своих силах, они могут воспринимать остальных коллег как угрозу, что приводит к развитию комплекса неполноценности. Ситуация усугубляется ещё больше, если при этом они боятся потерять благосклонность руководства. В итоге всё это может создать на работе атмосферу конкуренции и вражды.
Рабочее место, где мало хороших руководителей и централизованное управление, а сотрудник подозревает, что у его коллеги больше общего с начальником, чем у него самого, — идеальная почва для зарождения ревности. И если не справляться с ней должным образом, она может плохо повлиять не только на самочувствие одного конкретного сотрудника, но и на общую атмосферу в коллективе.
Как использовать ревность на работе
Исследователи давно заметили разницу между эмоциями с низкой и высокой степенью активации. Например, в случае с ревностью такая высокоактивная эмоция, как гнев, скорее заставит нас действовать, чем такая менее активная эмоция, как грусть.
Сотрудники, которые умеют управлять активацией, могут использовать негативные ситуации, чтобы вызывать у себя позитивные реакции. Применительно к ревности на работе это означает, что они должны понимать, как сохранить ценные для них отношения, и убедиться, что их вклад в общее дело замечают и оценивают по достоинству.
Например, если начальник оценивает работу коллеги выше, чем вашу, у вас есть два варианта. Первый — решить, что руководству нет до вас дела или ваш труд не имеет значения. В таком случае вас может охватить разочарование и уныние, и вы можете подумать, что не в силах изменить мнение начальника. Второй — истолковать всё так, что руководителю надо просто напомнить о том, как хорошо вы делаете свою работу, и предположить, что вы на многое способны, чтобы изменить ситуацию.
Если воспринимать ревность как призыв к действию, можно самостоятельно повысить свой статус. Например, вы можете поискать более эффективный способ доносить до руководства информацию о вашем вкладе в работу или взять на себя управление следующим проектом.
Ещё один важный шаг — найти причину ревности. Подумайте о том, что значат отношения, в которых она возникла, с точки зрения вашего положения в компании, насколько вы зависите от этих отношений, неважно, с начальником они или с коллегой, и можно ли как-то ослабить такую зависимость.
Исследования показывают, что мы рассматриваем отношения «начальник — подчинённый» внутри компании как центральные, и поведение каждого в этой паре взаимосвязано. Поэтому мы часто уделяем основное внимание именно этим отношениям вместо того, чтобы распределять своё время и усилия более широко. Ревность может заставить нас задуматься о том, есть ли другие рабочие отношения, которые мы можем развивать, если текущие не оправдают себя. Поэтому налаживать разнообразные связи в коллективе — ещё один неожиданный, но верный способ справиться с ревностью на работе.
Станьте первым, кто оставит комментарий