РЕЦЕНЗИЯ: «Нешаблонное мышление. Проверенная методика достижения амбициозных целей», Джон О’Кифф
Качественный прорыв
В течение 25 лет своей работы в компании Procter&Gamble я занимал разные должности в различных странах мира: от Европы до Ближнего Востока и от Дальнего Востока до США. За относительно небольшой промежуток времени я превращал до того убыточный бизнес в прибыльный, добивался существенного увеличения доли рынка, преобразовывал портфели заказов.
Свои успехи Джон О’Кифф объясняет применением методики качественного прорыва, позволяющей отказаться от линейного мышления и перейти к инновациям. Свою методику он описал в книге «Нешаблонное мышление».
Что такое качественный прорыв? Это значит отказ от тактики постепенных улучшений. Например, цель «увеличить прибыль за год на 5%» — это поступательное движение к лучшему. А цель «удвоить прибыль за полгода» — уже прорыв. Реально ли это?
О’Кифф уверен: более чем. Нужно лишь следовать восьми мыслительным стратегиям.
Это стрела прорыва (терминология книги). Её наконечник (без него невозможен прорыв) состоит из трёх стратегий:
- формирование качественных изменений;
- формирование ноу-хау;
- использование творческого мышления.
Эти стратегии должны реализовываться одновременно. Их антиподы — довольствование небольшими улучшениями (не голодаем и ладно), неумение превращать информацию в знания и опора исключительно на логическое мышление (к чёрту креатив — факты и цифры правят миром!).
Древко стрелы состоит из пяти задач:
- находиться в зоне действия;
- использовать оба полушария мозга;
- выбирать раскрепощающие установки;
- использовать метод «шести шляп», картографирование мыслей и карты памяти;
- восстанавливать силы и воодушевляться.
Реализация этих задач — это движущая сила. Без этого стрела не полетит.
Основная часть книги посвящена подробному описанию и методике реализации этих мыслительных стратегий.
Впечатления
Моя личная оценка книги Джона О’Киффа «Нешаблонное мышление» — 6 из 10.
По ходу чтения я невольно сравнивала её с другой, схожей тематики, — книгой Даниэля Бурруса «Озарение» (рецензия на неё здесь). Читала их практически одну за другой, поэтому в голове произвольно всплывали аналогии.
Сначала показалось, что они похожи: оба автора рушат закостенелость мышления, демонстрируют, что на пути к успеху нет ограничений. Но подходы О’Киффа и Бурруса всё-таки разные. Последний предполагает глобальные изменения. После прочтения «Озарения» я подумала, что книга поможет начинающим предпринимателям. Но в сравнении с трудом О’Киффа поняла, что «Озарение» для руководителей высшего звена, влияющих на мировые экономические, социальные и политические процессы.
«Нешаблонное мышление», напротив, конкретное руководство. Книга будет понятна и пригодится владельцам малого бизнеса, а также рядовым управленцам (руководителям отделов, менеджерам небольших фирм и так далее).
Идеи О’Киффа сами по себе не новы. Он не скрывает, что его стратегии основываются на концепциях Хельмута Шмидта, Майкла Портера, Эдварда де Боно и других. Но плюс в том, что все они собраны воедино. А благодаря детальности описания книгу можно использовать как настольный учебник.
Возможно, практическая направленность предопределила язык повествования. Книга, по сути, представляет собой структурированный набор лекций. Нет единого связующего сюжета, примеры есть, но мало, и они по большей части безлики. Для тех, кто много и с удовольствием читает бизнес-литературу, такое повествование не станет проблемой. Но мне оно показалось сухим. Были куски, где приходилось заставлять себя читать.
Зато в книге присутствуют занятные упражнения. Приведу одно из них. Оно демонстрирует, насколько наше мышление сжато тисками фиксированных установок.
Хорошо ли вы чувствуете время? Можете ли определить, который час, не глядя на часы? Произнесите своё предположение вслух. Теперь проверьте себя. Возможно, вы указали время довольно точно.
Теперь, снова не глядя на часы, скажите, как выглядит на циферблате цифра шесть? Это может быть римская или арабская цифра, черта, точка или двойная черта. Не смотрите на часы и произнесите ответ вслух.
Это задание не должно стать очень трудным — ведь вы только что смотрели на часы. Проверьте себя.
Удивительно, как много людей дают неправильный ответ. Человек может смотреть на часы десятки тысяч раз, но не знает, как обозначена на них цифра шесть.
Можно возразить, что мы смотрим на часы для того, чтобы узнать время, а не для того, чтобы выяснить, как выглядит цифра шесть. Совершенно верно. Всё зависит от установки.
В целом книга «Нешаблонное мышление» оставила хорошие впечатления. Помогла понять, из каких кирпичей мостится тропа к успеху. Также для себя я взяла на вооружение методику картографирования мыслей.
«Нешаблонное мышление. Проверенная методика достижения амбициозных целей»,
Джон О’Кифф
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий