Что такое реферальная программа и как вы можете заработать на рекомендациях
Что такое реферальная программа
Реферальная программа — это маркетинговый инструмент, с помощью которого партнёр компании привлекает новых клиентов, а также получает вознаграждение за рекомендацию товаров и услуг. Это может быть скидка, бесплатное обслуживание, баллы, подарки или деньги. Такие программы также называются партнёрскими или аффилиатными.
Человека, рекомендующего продукт или услугу, называют рефером, аффилатом или амбассадором. А новых участников программы, которые прошли по специальной ссылке или воспользовались промокодом, — рефералами.
Вот как это работает: пользователь маркетплейса отправляет свой промокод другу, тот получает скидку на первую покупку. Реферу после этого начисляют баллы. Ещё пример: салон красоты предлагает привести подругу. Если человек делает это, то получает скидку 20% на ту или иную процедуру.
Свои реферальные программы есть у банков, интернет‑магазинов, маркетплейсов, криптовалютных бирж, авиакомпаний, кондитерских, маникюрных салонов и так далее. И их цель — побудить клиента рекомендовать продукт или услугу другим людям.
Какими бывают реферальные программы
Реферальные программы различаются по форме рекомендации, модели построения и способу получения выгоды. Расскажем подробнее о каждом виде.
По форме рекомендации
В этом случае всё зависит от того, что включает в себя рекомендация: кликабельную ссылку, кодовое слово или набор цифр и букв.
- Реферальная ссылка — содержит уникальный ID пользователя, используется только в онлайне. По нему можно отследить участника партнёрской программы, который привёл клиента. Если вы кликнете по ссылке, но вам не понравится предложение и вы ничего не купите, то её автор просто ничего не заработает.
- Промокод или кодовое слово — используется как в онлайне, так и в офлайне. К примеру, его можно озвучить при покупке в магазине или вбить в специальное поле на сайте продавца.
По типу модели:
Модель определяет круг рефералов, от которых участник программы получает вознаграждение.
- Одноуровневая модель — вознаграждение участнику начисляется только за тех людей, которых он пригласил. Например, это может быть клиент банка, который получает деньги за то, что его друзья становятся клиентами или сотрудниками этой организации.
- Многоуровневая модель («пирамида»). Участник получает бонусы за тех, кого он лично привлёк в программу, а также за тех, кого пригласили его рефералы. Именно так работают компании сетевого маркетинга.
По способу получения выгоды:
Вид программы зависит от того, кому достанется поощрение: только реферу или и ему, и рефералу.
- Односторонняя программа — выгоду в ней получает только рефер. К примеру, пациент стоматологической клиники приводит своего знакомого и получает дополнительную скидку на следующий приём.
- Двусторонняя программа — выгоду получают и рефер, и реферал. Пример: онлайн‑школа английского языка, курсы которой продаются пакетами. Вознаграждением в реферальной программе выступают дополнительные уроки. Если участник поделится реферальной ссылкой с другом и тот купит курс английского, то оба они получат два дополнительных занятия.
Кто может участвовать в реферальной программе
В реферальных программах может участвовать любой человек. Большая их часть ориентирована именно на физлиц.
Реферальные программы, которыми могут воспользоваться юридические лица, есть у компаний и сервисов, работающих в сфере b2b: регистраторов доменных имен, онлайн‑платформ для бизнеса, банков и других представителей сегмента.
Как зарабатывать на рекомендациях
Для этого нужно делиться своей реферальной ссылкой или промокодом:
- в публикациях и stories в соцсетях;
- на форумах;
- через email‑рассылки;
- на собственном сайте;
- в личных сообщениях в мессенджерах;
- с помощью рекламы в интернете, настраивая таргет на тех, кому интересна услуга или товар, которые участвуют в реферальной программе.
Например, блогеры рассказывают на своих страницах об использовании конкретного продукта, рекомендуют его и прикрепляют реферальную ссылку. Аудитория интересуется этим товаром или услугой, начинает пользоваться ссылкой, и рефер получает выгоду.
Случается и обратная история: человек видит, что при оплате товара есть возможность ввести промокод, и начинает искать его в интернете, чтобы уменьшить стоимость товара или получить бонус. Если на своём сайте вы разместите такой код для другого ресурса, то бесплатно приведёте на него людей, которые воспользуются предложением. Это поможет вам заработать, а им — сэкономить.
Какие плюсы и минусы есть у реферальных программ
На первый взгляд кажется, что минусов у реферальных программ нет. Однако это не совсем так. Причём положительные стороны — очевидны, а отрицательные больше связаны с человеческим восприятием.
Плюсы
Как уже говорилось выше, тот, кто рекомендует сервис, получает выгоду: деньги, скидки, подарки, бонусы. При этом он может не совершать активных действий, а просто разместить ссылку или промокод в свободном доступе и получать пассивный доход от участия в программе.
Если речь идёт об односторонней программе, то реферал как минимум получает рекомендацию на пользование проверенным сервисом или услугой. Если же он участвует в двусторонней, то получает ещё и выгоду, предусмотренную правилами: баллы, дополнительный продукт, экономию и так далее.
Минусы
Негативные моменты более ярко выражены для сферы b2b. Например, компания рекомендовала своему клиенту хостинг, он зарегистрировался, но у него возникли проблемы с сервисом.
Автоматически компания будет ассоциироваться у реферала с этой сложностью, хотя фактически не имеет отношения к работе площадки. И клиент поставит в голове знак равно «хостинг плохой = компания плохая». Это накладывает отпечаток на деловую репутацию.
В случае с физлицами минус в том, что человек стесняется рекомендовать одностороннюю программу друзьям. Он думает, что наживается на них. С двусторонней программой таких сомнений не возникает. Правда, и в том и в другом случае можно получить в ответ негатив, если ожидания реферала не оправдаются.
Станьте первым, кто оставит комментарий