“Разумный человек принимает разумные, взвешенные и обоснованные решения” - как часто вы слышали эту фразу? “Взрослые разумные люди так не поступают” - говорят ребенку, подростку или студенту его (или ее) родители. На самом деле, в 80% случаев мы поступаем иррационально, сами того не подозревая. Книга, которая лежит сегодня на моем столе, - о том, почему мы выбираем ту или иную линию поведения, выбираем определенные продукты, вещи, места в автобусе, билеты на матч или решения о покупке вещей.
О книге
Ее автор - Дэн Ариели, профессор Массачусетского технологического института, - уже не первый год занимается иследованиями поведенческих закономерностей и особенностей человеческого поведения в принятии экономических и жизненных решений. Его нестандартный взгляд на психологию человеческих отношений и функционирование экономики сделал “Predictably Irrational” настоящим бестселлером: 30 языковых версий книги и миллионные тиражи - лучшее тому доказательство. На русском его занимательное путешествие в мире иррациональности наших поступков издано в 2013 году силами “Манн, Иванов и Фербер.”
Сама книга читается довольно легко и содержит множество небольших историй и экспериментов, проведенных преподавателями различных американских университетов в студенческой среде. Именно благодаря таким экспериментам автор и его коллеги смогли выяснить, почему таблетка за 5 долларов кажется “эффективнее” аналогичной пилюли за 1 доллар (даже если обе таблетки - всего лишь витамин С); почему пиво с уксусом кажется вкуснее, если не раскрывать его рецепт заранее; сколько готов заплатить спортивный фанат за билет на стадион; и зачем мы покупаем вещи, которые на самом деле нам не нужны.
Важные уроки “Поведенческой экономики”
В нашей жизни модель “сравнительных приманок”, которую первой изучает автор в этой книге, встречается практически повсеместно, просто мы привыкли этого не замечать и думать, что делаем выбор “подсознательно.”
Наше эмоциональное восприятие и наличие различных искажений делает привлекательными для покупки / осуществления даже те варианты, которые изначально были для нас “невыгодными.”
Зная эти особенности, проивзодителям и предпринимателям, которые хотят освоить новый сегмент рынка, стоит сначала запустить в продажу 2 модели товара или услуг: одну - с нормальной ценой, другую - с завышенной. Более высокая цена на новый продукт подтолкнет покупателей в сторону нового продукта с “нормальной” стоимостью (даже если продукт абсолютно новый и неизвестен целевой аудитории).
Сравнительная ценность зарплаты и финансового благополучия - мощный психологический фактор в общественной жизни.
Принятие решений часто основано на импринтинге случайных факторов, а не на логике. Именно отсюда и возникает “постановка в собственную очередь”: так мы привыкаем заходить “за кофе” в Макдональдс или кофейню за углом, даже если изначально у нас не было такой привычки.
Если вы хотите изменить “ценовой якорь” в предпочтениях своего клиента, то вам стоит скорректировать не саму цену, а неценовые факторы, которые влияют на принятие человеком решения о покупке.
Бесплатные товары, вещи и услуги” заряжают” нас эмоциональной энергией, которая убеждает нас в том, что нам “крайне необходима” очередная бесплатная вещь.
Альтернативные затраты и стоимость нашего собственного времени, которое мы тратим в очередях за “бесплатным”, - это и есть реальная цена предложенной нам “нулевой” стоимости.
Политики и стратеги компаний даже не представляют, насколько мощный инструмент и “рычаг” управления обществом лежит у них буквально “под носом.” Изменить жизнь общества можно не просто принятием законов, штрафов или санкциями. Хотите, чтобы люди делали что-либо регулярно и с удовольствием? Сделайте это бесплатным. Это справедливо и для регулярных визитов к врачу, и для процедуры оформления сделок и товаров при пересечении границы.
Уровень нечестности и склонности к обману возрастает по мере того, как в процесс финансовых операций включается всё больше “неденежных” посредников (жетонов, онлайн-счетов, виртуальных платежных карт и прочих инструментов). С другой стороны, современная экономика активно мигрирует в сторону безналичных инструментов и виртуальных платежных средств. Этот конфликт еще предстоит устранить и финансистам, и юристам, и психологам.
Кому стоит прочесть
-
Студентам, изучающим экономику, психологию и юриспруденцию, - для лучшего понимания глубинных движущих сил в принятии микро- и макроэкономических решений.
-
Маркетологам и рекламистам - для изучения интересных примеров того, как “работает” мозг потребителя в восприятии продаваемых услуг и товаров в зависимости от ситуации, контекста и дополнительных видов “бесплатного сыра.”
-
Людям, которые интересуются, куда деваются деньги за 2 недели до зарплаты и почему так много “незапланированных” трат, - чтобы спасти семейный бюджет, научиться думать головой, а не кошельком и проследить за собой и своими мотивами для определенных покупок, затрат и сбережений.
«Поведенческая экономика. Почему люди ведут себя иррационально и как заработать на этом», Дэн Ариели
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
12 пар утеплённых кроссовок, в которых будет комфортно зимой
Надо брать: набор инструментов Deli всего за 1 552 рубля
Цена дня: термос Feijian за 1 656 рублей
Отличные вертикальные пылесосы, которые стоит купить в 2024 году
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Hoff, ZRN Man и других магазинов
10 утяжелённых одеял для комфортного и спокойного сна
Цена дня: беспроводной пылесос Dreame Trouver J10 за 4 983 рубля
Распродажа 11.11 продолжается: 12 моделей одежды с хорошими скидками
Рак: почему возникает и как лечится. Гид, который будет полезен всем
Лол, это что, 2к17? Квиз, от которого можно поймать острый приступ ностальгии
Почему стоит учиться во взрослом возрасте: 5 причин от «Школы 21»
РекламаКак усыновить ребёнка: пошаговый план