Давайте признаем: веб-дизайн большинства сайтов государственных структур и учреждений откровенно печален. Причем печален он не потому, что на разработку этих сайтов не выделили денег. Наоборот: некоторые госзаказы на разработку сайтов поражают воображение озвученной суммой для победителя такого тендера. Дело в другом.
"Юзабилити" - понятие, незнакомое большинству тех, кто принимает решение в госструктурах относительно облика и функционального удобства веб-ресурсов. И как ни прискорбно, даже во многих коммерческих структурах директор / начальник отдела очень "далек" от понятия "удобный сайт". Как можно изменить эту укоренившуюся тенденцию (в особенности - если вы сами понимаете, что должно быть / чего не должно быть на сайте для широкой аудитории)? Книга, о которой речь пойдет сегодня, может стать первым шагом для изменения устоявшегося вокруг нас "совкового" подхода к веб-дизайну как таковому.
Главное о книге
Сегодня на моем столе - "Эмоциональный веб-дизайн», книга Аарона Уолтера, переведенная Павлом Мироновым и увидевшая свет на русском языке в 2012 году благодаря издательству "Манн, Иванов и Фербер". Аарон Уолтер вам, может быть, и не знаком, зато все (или практически все) читатели "Лайфхакера" хотя бы раз в жизни видели его детище: сервис почтовых рассылок MailChimp. Именно его интерфейс, логотип и общий стиль (включая обезьяну-почтальона) и разработал Аарон. 10 лет до того, как создать облик одного из самых популярных онлайн-сервисов для почтовых рассылок, он преподавал веб-дизайн. Живет автор в штате Джорджия, США, и помимо веб-дизайна собирается освоить профессию бариста.
Книга сама небольшая, в мягкой обложке и читается сравнительно быстро. Возможно, я бы ее прочел и за один день а так, читая понемногу каждый вечер, завершил чтение за 3 дня. На простых и доступных примерах (с названиями проектов, ссылками на них, списком рекомендуемых книг и статей, а также скриншотами самих сайтов) Аарон Уолтер "на пальцах" объясняет разницу между дизайном, который вызывает у людей положительные эмоции, и одинаковыми "штампованными" сайтами.
Первые впечатления
Эта книга - не для дизайнеров. Человек, который занимается веб-дизайном уже не первый год или сталкивается по работе с разработкой нормальных веб-проектов, не найдет в ней каких-то секретов или "лайфхаков", без которых его профессиональная деятельность невозможна. Но эта книга крайне полезна, если дать ее прочесть не-дизайнеру, отвечающему за принятие решений по дизайну в компании или государственной структуре. Объяснения и примеры настолько просты, что - честно говоря - не знаю, кем надо быть, чтобы после прочтения "Эмоционального веб-дизайна" по-прежнему требовать от веб-дизайнера "весь текст поместить на главной, а еще баннеров побольше: у нас много партнеров, и пусть форма авторизации будет с 5 полями."
"Минусы" книги:
- Технических советов и профессиональной конкретики в ней нет.
- В качестве примеров приведены сайты коммерческих проектов, но их всего 5-6 и отобраны они в основном на базе субъективных предпочтений автора. Хотелось бы посмотреть на примеры креатива из числа государственных учреждений (кому интересно - например, что-то вроде сайта департамента полиции Милуоки), общественных сервисов, больше внимания уделить вопросам электронной коммерции. Если вы тоже это ищете - данная книга вам, скорее всего, не подойдет.
"Плюсы" книги:
- Доступным языком рассказано, почему удовольствие, радость, удивление, предвкушение в сочетании с яркой индивидуальностью вашего проекта - это важные составляющие не только для почтового сервиса, социальной сети или магазина сувениров, но и ключ к успеху современного банка, бухгалтерского или платежного сервиса.
- Ее можно (и нужно) читать не-специалистам, чтобы понимать и оценивать простые решения для веб-дизайна, а не искать самые сложные и громоздкие, которые смогут "охватить абсолютно всё".
5 важных / интересных вещей, которые я почерпнул из "Эмоционального веб-дизайна"
- Эксперименты в области графического дизайна, вызывающего положительные эмоции, ведутся человечеством со времен Гутенберга, разработавшего шрифт, максимально приближенный к рукописному почерку монахов.
- Антропоморфность, использование человеческих лиц и персонифицированных персонажей - то, что привлекает внимание посетителей на сайте и помогает продавать итоговый продукт.
- Принцип разработки дизайна с использованием "золотого сечения" использовали все успешные ИТ-компании и онлайн-сервисы: от Apple до Twitter.
- Контрастный минимализм - отличительная черта сайта, который хочет выделиться среди толпы конкурентов (так поступили, к примеру, в Tumblr).
- В разработке эмоционального веб-дизайна всегда есть факторы риска: использование юмора и нестандартной графики, уровень доверия аудитории к новинкам, компоновка элементов на странице и т.д. Универсального рецепта успеха здесь не существует; но есть принципы и тенденции, которые стоит учитывать при создании сайта, который будет нравиться людям и будет удобен для них.
Кому рекомендую прочесть
Людям, занимающим руководящие посты в организациях, компаниях и ведомствах, которые далеки от дизайна и юзабилити, но силятся понять, чего хотят "все эти дизайнеры", когда представляют эскизы корпоративного / ведомственного сайта.
Советую также прочесть менеджерам по продажам, начинающим специалистам по интернет-маркетингу и по связям с общественностью: чтобы уметь в любой ситуации простыми и понятными словами объяснить своему руководству / клиентам / партнерам ценность дизайна, который пробуждает положительные эмоции.
«Эмоциональный веб-дизайн», Аарон Уолтер
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий