«А можно я дома посижу?». Почему ребёнок не хочет учиться и как это исправить
1. Занятия кажутся бессмысленными
Если ребёнок убедил себя в том, что во взрослой жизни ему не понадобятся таблица Менделеева или древнегреческие мифы, он, возможно, начнёт прогуливать ненужные, по его мнению, занятия и забывать о домашних заданиях. А ещё иногда дети оправдываются званием «технаря» или «гуманитария» — мол, зачем учить грамматику русского языка, если поступать решил на инженера.
Рынок труда говорит обратное. Разработчик, который не знает английского, вряд ли будет востребован в международной компании, а журналист не напишет качественную статью о фондовых рынках, если не разбирается в экономике. Но есть и хорошая новость: исследования показывают, что люди не делятся на физиков и лириков. Любому предмету можно обучиться, нужно лишь приложить достаточно усилий.
Мотивируйте школьника заниматься чем‑то новым. Попробуйте послушать лекции с харизматичными спикерами или сходите всей семьёй на интеллектуальный квиз, у которого нет ограничений по возрасту, — многих детей привлекают конкурсы и награды. Ещё вы можете предложить подростку провести пару часов на работе с вами или друзьями семьи. Выберите день, в который вас точно не загрузят срочными задачами, и покажите школьнику, чем на самом деле занимаются айтишники, дизайнеры, инженеры или предприниматели.
2. Ребёнок не может разобраться в предмете
Бывает и так, что школьник болел, а за это время класс успел разобрать важный материал. Или подвела невнимательность: пока сверстники штудировали дискриминант и времена английских глаголов, ученик был погружён в свои мысли. Сложные темы навалились одна на другую, и в итоге через какое‑то время ребёнок вообще перестал понимать, о чём идёт речь на уроках.
Снижать интерес к учёбе могут и плохие оценки. После пары неудов появляется ощущение, что на следующей контрольной снова случится фиаско. Узнайте у ребёнка, с какой темы начался завал. Обсудите проблему с учителем и попробуйте договориться о дополнительных занятиях или факультативах. Если чувствуете, что сами хорошо разбираетесь в предмете, помогите с домашней работой. Главное, не нервничайте и не ругайте школьника, если у него что‑то не получается с первого раза, — постарайтесь объяснять материал простыми словами столько, сколько необходимо.
Часто родителям сложно самостоятельно помочь ребёнку с уроками. Чтобы нагнать программу, порой лучше обратиться к репетитору.
Выбрать опытного педагога по любому предмету — от английского языка до химии — можно на «Авито Услугах». Здесь специалисты со всей России публикуют десятки тысяч объявлений. Если ребёнку удобнее заниматься очно, вы можете найти учителя не просто в своём городе, но даже в соседнем районе. А ещё есть вариант перейти на онлайн‑формат, чтобы школьник мог получать знания от преподавателей из любой точки страны. К тому же занятия через интернет экономят время на дорогу и удобны, если вам нужен специалист узкого профиля вроде учителя черчения или астрономии.
3. Нет доверительного контакта с учителем
Интерес к учёбе зависит и от того, какие отношения складываются у преподавателя с классом. Если школьник в целом неплохо справляется с программой и недотягивает только по конкретному предмету, возможно, он не ладит с учителем.
Причины у конфликта могут быть разные, и родителям важно разобраться, почему ребёнок и педагог не находят общий язык. Для начала пообщайтесь с каждым по отдельности. Узнайте, насколько им комфортно друг с другом. Может, выяснится, что ученик отвлекается на уроках или не признаёт авторитет преподавателя. В таком случае поговорите с ребёнком о правилах делового общения — они, к слову, пригодятся во взрослой жизни. Объясните, что учитель для класса — это своего рода руководитель коллектива: он может не нравиться, но к нему нельзя не прислушиваться.
При необходимости соберитесь вместе с ребёнком и учителем. Будет здорово, если в вашей беседе поучаствует медиатор — например, классный руководитель или завуч. Он беспристрастно оценит ситуацию и поможет найти решение.
4. Ребёнок чувствует себя одиноко
Детям, особенно в начальной школе, важно знать, что кроме уроков в их расписании будут и весёлые переменки. Иногда учащиеся с нетерпением ждут понедельника, чтобы поиграть с друзьями и рассказать, что делали на выходных. Если у ребёнка нет приятелей в классе, желание заниматься может заметно снизиться.
Порой эта проблема возникает из‑за того, что детям не хватает навыков общения. Если школьник учится в начальных классах и стесняется говорить с окружающими, используйте «технику стремянки». Она предполагает, что ребёнок шаг за шагом будет налаживать контакт с собеседниками: сначала просто начнёт здороваться, потом обсудит уроки, затем найдёт внеклассные интересы.
Иногда бывает и так, что школьник открыт и хочет общаться, но одноклассники всё равно остаются безучастными. В таком случае предложите ему записаться в кружки, где занимаются другие дети. А ещё напомните, что ребёнку ничто не мешает дружить с ребятами из параллелей.
Оставайтесь для своих детей приятелями, к которым можно обратиться за поддержкой. Ребёнок будет чувствовать себя увереннее, зная, что родители его любят, уважают и готовы в любой момент помочь.
5. В классе процветает травля
Хуже ситуации, когда у школьника нет приятелей, может быть только буллинг. Издевательства снижают интерес к учёбе у всех участников конфликта: и у мучителя, и у его жертвы, и у наблюдателей. Даже если остальные дети не помогают хулигану, на них всё равно давит нездоровая атмосфера.
Обычно о травле ребёнка говорят перемены в его настроении, проблемы с аппетитом и бессонница. Важно не пускать ситуацию на самотёк и не подменять понятия. «Дети просто играют», «Это такие шутки», «Нужно уметь постоять за себя» — подобные фразы оправдывают насилие. Дайте ребёнку понять, что он может попросить о помощи в любой момент. Вот что ещё стоит сделать родителям:
- Рассказать о травле учителю. Предъявите ему доказательства: скриншоты из переписки, свидетельства очевидцев, фотографии сломанных вещей. Попросите педагога поработать над климатом в классе и проследить, чтобы задиры держались подальше от других детей. Если учитель не прислушался к вашим словам, нужно идти дальше.
- Подключить руководство школы. Расскажите о сложившейся ситуации директору и напишите жалобу. Возможно, вас поддержат родители других учеников. Если проблема не исчезла, у вас есть право решать её вне школы.
- Взять заключение у психолога. Он выяснит, как сильно пострадал ребёнок из‑за травли, и предоставит данные о его ментальном состоянии. Заключение можно использовать в дальнейших разбирательствах. Важно, чтобы у психолога была лицензия.
- Обратиться в правоохранительные органы. Вы можете отправить жалобы на педагогов и руководство учебного заведения в районный и городской департамент образования, а также в Рособрнадзор, если не помогли другие меры. Также стоит подать заявление в комиссию по делам несовершеннолетних вашего города. Когда ситуация угрожает здоровью ребёнка, не стесняйтесь подключать прокуратуру и полицию.
- Сменить школу. Иногда в борьбе с травлей не помогает ничего. В таком случае стоит найти учебное заведение, в котором ребёнку будет комфортно.
6. Школьник связался с плохой компанией
«Крутые ребята» часто кажутся детям более зрелыми, чем тихие «ботаники». С ними весело прогуливать уроки, они ничего не боятся. А ещё в таких компаниях можно попробовать взрослые развлечения, например сигареты или алкоголь. Занятия воспринимаются как скучная трата времени и постепенно уходят на второй план. Оценки портятся, и желания учиться остаётся всё меньше.
Важно мягко отвадить ребёнка от плохой компании. Если резко запретить общение с новыми приятелями, то ссоры не избежать. А плохая компания станет ещё привлекательнее в детских глазах. Лучше объясните, что вы понимаете мотивы такого поведения. Затем расскажите, что действительно зрелый человек — это тот, кто берёт ответственность за свои поступки, а не пускает пыль в глаза окружающим. Дайте школьнику возможность почувствовать свою важность. Например, попросите о помощи в домашних делах, которые будут ему по плечу. Предложите устроиться на подработку, чтобы накопить деньги на крупную покупку: например, новый телефон или ноутбук. Постарайтесь занять свободное время школьника чем‑то интересным и полезным — спорт, хобби, учебные лагеря придут вам на помощь.
7. Ребёнку тяжело из‑за высоких нагрузок
Все дети разные. Кто‑то схватывает материал на лету, а некоторым он не даётся даже после долгой зубрёжки. Кроме того, ученикам физически трудно выкладываться на всех предметах, особенно во время подготовки к экзаменам. А если к ним добавляются факультативы — получается расписание, от которого выгорит даже самый выносливый человек.
Уставшие дети нервничают и откровенно скучают на уроках. Ребёнку важно отдыхать. Если вы понимаете, что те же физика или биология для поступления в вуз не нужны и школьнику совсем не интересны, не требуйте безупречного знания этих предметов. Помогите наладить режим сна и вовремя напоминайте о том, что нужно поесть. Если у ребёнка не хватает времени на нормальный отдых, освободите его от части домашних дел. При этом не стоит забывать о кружках и других внеучебных активностях. Они дают возможность развеяться после сложных уроков, пообщаться с друзьями и заняться тем, что действительно нравится.
Рисование, музыка, спорт или танцы способны разбавить учебную рутину. Чтобы ребёнок с нетерпением ждал каждого занятия, попробуйте нанять педагога, с которым ему будет интересно. Найти подходящего наставника можно на «Авито Услугах».
Помимо репетиторов, которые дают знания по школьным предметам, здесь легко найти преподавателей по живописи, игре на гитаре и другим дисциплинам. При выборе специалиста обращайте внимание на отзывы от других пользователей. Они помогут сформировать представление об учителе. Выбирайте среди лучших предложений — для этого в фильтрах поставьте галочку в поле «4 звезды и выше». Площадка покажет вам репетиторов с хорошими отзывами.