Как воспитать инициативного ребёнка: 5 советов для ответственных родителей
Что такое проактивность и зачем она нужна
Проактивность — это умение человека проявлять инициативу и брать ответственность за то, что происходит в его в жизни. Такой навык позволяет лучше адаптироваться к переменам и добиваться больших успехов в карьере, учёбе и других сферах, по сравнению с пассивными людьми, у которых есть те же возможности.
Детям проактивность поможет стать уверенней, лучше управлять своим временем и силами, преуспеть в учёбе и общении со сверстниками. Такие ребята более независимы и инициативны, не боятся задавать вопросы и постоянно стремятся развиваться.
Воспитывать важные качества проактивной личности — ответственность и эмпатию — помогает национальный проект «Образование». Благодаря ему более 21 миллиона россиян вовлечены центрами поддержки добровольчества в волонтёрскую деятельность. В этом году на Международном форуме гражданского участия #МЫВМЕСТЕ наградят лучших волонтёров страны и мира. Мероприятие соберёт 20 000 человек из 40 стран.
Подать заявку на премию могут волонтёры от 14 лет. В этом году они заявили свои проекты, общественно значимые поступки, практики меценатства и наставничества. Также на форуме представят инициативы отдельных муниципалитетов и регионов: комплексные программы развития добровольчества и благотворительности. А в честь Года семьи учредили специальную номинацию — «Добрая семья».
Как развить у ребёнка проактивность
Шаг 1. Культивируйте любознательность
Разносторонность личности напрямую зависит от её интересов. Поэтому нужно поощрять любопытство ребёнка к внешнему миру. Новые знания лучше усваиваются через диалог: то есть когда человек задаётся вопросом и через размышления, шаг за шагом, приходит к ответу. Поэтому позволяйте ребёнку спрашивать как можно больше — а если у вас нет ответа, разбирайтесь в теме вместе.
Если ребёнок стесняется, вовлекайте его в диалог сами. Для этого задавайте открытые вопросы, которые не предполагают однозначного ответа. Например, не «Тебе понравилась книга?», а «Что тебя заинтересовало в этой книге больше всего?». Такой подход вероятнее сподвигнет к критическому анализу и рефлексии.
Шаг 2. Давайте свободу
Обилие интересов — это важно, но не стоит перегружать ребёнка, пытаясь занять каждую секунду его жизни. Некоторые психологи считают, что детям иногда полезно бездельничать. Так у них появляется возможность не только отдохнуть, но и прислушаться к своим желаниям и ощущениям.
Позволяйте ребёнку заниматься тем, что ему интересно, даже если вам это кажется пустой тратой времени: будь то рисование палкой на песке или наблюдение за птицами. Не лишайте его возможности получить опыт: пусть смотрит, трогает, пробует, изучает. Это не значит, что нужно бросать детей на произвол судьбы. Стоит лишь незримо контролировать ситуацию, не лишая инициативы.
Шаг 3. Прививайте ответственность
Каждый ребёнок хотя бы иногда хочет посмотреть мультики, а не сидеть за домашним заданием. Однако проактивная личность готова пожертвовать сиюминутными потребностями ради более важных планов. Например, вместо развлечения сесть-таки за учёбу. Чтобы мотивировать ребёнка, объясняйте ему, для чего он что-то делает. Например, учит иностранный язык, чтобы путешествовать по миру. Или осваивает математику, чтобы лучше считать карманные деньги.
Развить ответственность помогает совместный труд. Привлекайте ребёнка к посильным домашним делам и обращайтесь за помощью даже там, где справились бы самостоятельно. Не стоит делать за него то, что он осилит сам, — например, убирать игрушки или готовить рюкзак в школу. Иногда можно аккуратно ставить детей в ситуацию, где ответственности не избежать. Например, попросить покормить кота, пока вы на работе, и похвалить за выполненное поручение. Маленькие успехи в таких делах постепенно будут прививать самостоятельность и уверенность в своих силах.
Шаг 4. Формируйте дисциплину
По мнению психологов, развитие личности напрямую связано с такими чертами характера, как собранность, аккуратность, обязательность, пунктуальность. Чтобы привить именно дисциплину, а не беспрекословное послушание, нужно чётко обозначить правила и границы — объяснить, почему стоит поступать так, а не иначе, и какие последствия будут, если рекомендациями пренебречь.
Возможно, помогут примеры из книг или мультфильмов. Например, Том Сойер из одноимённого произведения Марка Твена регулярно попадал в неприятности из-за опозданий. А главные герои из «Пингвинов Мадагаскара» добивались своих целей, неуклонно следуя плану.
Помните не только о наказании, но и о вознаграждении — это даст ребёнку мотивацию поступать правильно. Кроме того, в разговорах с детьми родителям важно учитывать, что дисциплина и ругань несовместимы — ведь невозможно одновременно владеть собой и выходить из себя. Поэтому приготовьтесь быть сдержанными, последовательными и твёрдыми в своих намерениях.
Шаг 5. Подавайте пример
На детей влияет то, как ведут себя их родители. Поэтому важно, чтобы перечисленные принципы демонстрировались ребёнку на практике — дома, каждый день. Отличный пример проактивного поведения — волонтёрство. Забота о других прививает ответственность и дисциплину, а также помогает развить эмпатию. Ведь для проактивных людей характерны альтруизм и ориентация на будущее — причём не только своё.
Согласно психологам, такие личности руководствуются мотивом долга и «этикой любви к дальнему» — то есть не только к близким и друзьям, но и к соотечественникам, стране, человечеству. Чтобы привить ребёнку такое мировоззрение, привлекайте его к полезным делам. Например, сходите с ним на субботник или отнесите под Новый год игрушки в детский приют или реабилитационный центр.
Чтобы поддержать социальные проекты, цель которых — помощь людям, при поддержке национального проекта «Образование» проводится Международная премия #МЫВМЕСТЕ. В этом году заявки на региональный этап подали более 49 000 инициаторов из 89 регионов. Авторы лучших проектов получат признание и поддержку от государства на финальной части форума в Москве, 5–7 декабря.
Станьте первым, кто оставит комментарий