Логотип
11 ноября

От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян

Наличные стали редкостью, да и за пластиком рука тянется уже не так часто. Вместе с Национальной системой платёжных карт рассказываем, как изменился подход к расчётам за последние 10 лет.
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
Избранное

В 2014 году в России была создана собственная платёжная система — «Мир». Через год появились и первые карты «Мир». И если в самом начале выпуск российских карт был весьма скромным — всего около 1 миллиона к 2016 году, то к октябрю 2024-го количество карт «Мир» превысило 366 миллионов — это почти в два с половиной раза больше, чем население страны. За 10 лет случилась настоящая эволюция платежей. Вот какие возможности появились. 

1. Оплата через NFC 

Эксперименты с таким способом оплаты начались в 2011 году. Но прижился он лишь к концу десятилетия, когда появились специальные приложения. Сейчас прикладывать к платёжному терминалу смартфон вместо карты можно, если установить приложение Mir Pay. Его НСПК запустила в 2019 году. Приложение доступно на всех смартфонах с операционной системой Android, а чтобы начать платить, нужно лишь загрузить в него данные своей карты «Мир».

Виктор Подволоцкий

Обычно я плачу именно смартфоном. Это удобно. Можно забыть дома паспорт, кошелёк, зарядку, но вряд ли я забуду мобильник — там работа, связь с близкими и всё прочее. Даже если в кармане только телефон и наушники, я точно знаю, что всегда смогу расплатиться в одно касание. Это уже стало нормой, а наличные почти вышли из обращения.

На Mir Pay я перешёл в 2022 году. За это время сервис ни разу не подвёл, если только не считать случаев, когда приложение просто не успевали обновлять до свежей версии Android: у меня два смартфона Pixel, которые первыми получают новую ОС от Google. Но даже это было не критично, поскольку с собой обычно была карта или брелок для оплаты. 

Для тех, у кого смартфон не на Android, решение тоже найдётся: платёжный стикер. Такой сейчас есть у большинства банков. Клеится он на заднюю стенку гаджета или защитный чехол и выглядит как креативный аксессуар. А главное — работает по тому же принципу: достаточно просто приложить телефон к терминалу.

2. Быстрые переводы по номеру телефона

Изображение: Dean Drobot / Shutterstock

Межбанковские переводы себе и другим пользователям постепенно начали внедряться с 2010 года. Сначала для этого требовался номер карты, потом можно было использовать только номер телефона. Но при переводе друзьям и близким нужно было быть внимательными: банк мог брать за услугу комиссию. Не всегда внушительную, но всё же лишнюю копеечку отдавать приходилось.

С 2019 года доплаты ушли в прошлое — появилась Система быстрых платежей, которая позволяет переводить любому получателю до 100 000 рублей в месяц без комиссии. Всё что нужно — указать телефон человека, и перевод он получит за считаные секунды. Сейчас быстрые переводы пользуются большой популярностью. Только в первом квартале 2024 года россияне отправили деньги через СБП 2,3 миллиарда раз, а общая сумма за этот период — целых 13,4 триллиона рублей.

3. Оплата по QR-коду для бизнеса 

Казалось бы, магазин или кафе без платёжного терминала в 2024 году — нонсенс. Но нет. У бизнеса появился альтернативный вариант для организации финансовых операций — Система быстрых платежей. На практике это выглядит так: предприниматель устанавливает в прикассовой зоне платёжные NFC-таблички, разделённые на две части: на одной есть QR-код, на другой — платёжная метка для NFC. Посетитель может выбрать для оплаты любой из этих способов. Выгода для бизнеса — в экономии на оборудовании и комиссии за операции: такие таблички стоят в 10–20 раз дешевле терминала. К тому же платежи поступают мгновенно и сразу на счёт ТСП (торгово-сервисного предприятия) — никаких кассовых разрывов.

СБП можно сочетать и с привычным эквайрингом, чтобы дать клиентам больше опций для оплаты. В таком случае QR-код не размещается на табличке, а выводится на экран терминала при необходимости. Выгода для бизнеса сохраняется. 

Константин Кралинов

Владелец кофейни New Culture Coffee / NCC, Воронеж. 

Наша кофейня начала работу 1,5 года назад. Специализируемся на кофе specialty-сегмента, также есть кухня, которую любят наши гости. СБП используем с первых дней, как только появился банковский терминал. Причём мне как владельцу вообще ничего «сверх» делать не пришлось. Это выгодно для бизнеса: если гость заплатит пластиком, я отдам банку 2,5%, а если по QR-коду — меньше 1%. И клиенты таким форматом оплаты пользуются — примерно четверть чеков в день приходится на него.

СБП может быть полезна в общепите, кинотеатре, боулинге, фитнес-клубе, магазине — в любой торговой точке. Даже той, что работает онлайн. 

4. Кешбэк на любые покупки 

Изображение: Gorodenkoff / Shutterstock

Карты с кешбэком в России начали появляться в конце нулевых, а сейчас такая опция есть практически у любого банка. Но это не единственный способ получать бонусы за покупки — ещё есть программа лояльности «Привет!», которую в 2016 году запустила НСПК. Чтобы пользоваться ей, нужно зарегистрироваться на сайте и привязать карту «Мир» — важно, чтобы она была выпущена одним из банков-партнёров (это почти все финорганизации России, но проверить будет не лишним). Готово! Теперь кешбэк двойной: один — от банка, второй — от платёжной системы «Мир». 

Программа лояльности постоянно развивается. Первое время получать дополнительный кешбэк, скидки или другие бонусы можно было только при расчётах картой «Мир». Сейчас условия расширились: к программе лояльности добавилась и оплата через СБП, а кешбэк иногда начисляется за любые покупки. И самое приятное: кешбэк по СБП приходит не в конце расчётного периода, а день в день — почувствовать выгоду можно мгновенно, буквально в течение минуты после совершения платежа.

5. Заказы в интернет-магазинах в пару кликов

Изображение: StockPhotoDirectors / Shutterstock

Онлайн-шопинг — явление сравнительно новое. Но оно уже успело всех покорить. В России по итогам прошлого года покупки в интернете обошли офлайн по объёмам на целых 12%.

Ещё одна показательная статистика: 47% пользователей прерывают оформление онлайн-заказа, когда дело доходит до заполнения данных карты. НСПК и здесь предлагает способ облегчить жизнь и бизнесу, и потребителям — платить по СБП. Вводить ничего не нужно, достаточно просто кликнуть по кнопке или платёжной ссылке, перейти в приложение банка и снова кликнуть, но уже для подтверждения платежа. 

Лена Авдеева

Оплату СБП в интернет-магазинах я использую, наверное, в 90% случаев. Потому что это быстро: не нужно идти за картой или заходить в приложение банка, чтобы скопировать данные. А потом ждать код из пуша или СМС. Пара кликов, полминуты — заказ оплачен. 

Ещё периодически за оплату через СБП можно получить бонусы, конечно, если подключиться к программе лояльности. Например, как-то мне вернулся кешбэк за заказ на маркетплейсе — потратила его на бамбл. Мелочь, а приятно!

6. Биоэквайринг 

То есть подтверждение покупки с помощью биометрии — по скану лица. Например, в России аналогичная технология уже работает в метро: этим летом отечественная разработка биоэквайринга внедрена в метро Казани, до конца 2024-го планируют запустить в Нижнем Новгороде, а в 2025-м — в ещё четырёх региональных метрополитенах. 

Развитие биоэквайринга — направление, которым сейчас активно занимается НСПК. Так, вместе с Центром биометрических технологий она планирует сделать доступным подтверждение возраста без документов — как в розничных магазинах, так и онлайн. Заказать любой товар, продажа которого разрешена с 18 лет, взрослый сможет в пару кликов, а у ребёнка или подростка сделать это не получится ни под каким предлогом.

Реклама: АО «НСПК»
Обложка: Dean Drobot / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Избранное

Сделано в Лайфхакере

Логотип