Что такое техника 3–2–1
Это приём, который помогает наладить общение благодаря трём ключевым компонентам: говорить открыто, слушать с участием и отражать сказанное собеседником. Техника состоит из трёх шагов, на каждый из которых отводится определённое количество времени, и один такой цикл занимает всего шесть минут.
Шаг первый
Установите таймер на 3 минуты. В течение этого времени кто‑то один будет высказывать свою точку зрения, а другой — молча его слушать.
Тому, кто говорит, надо стараться делать это искренне, от всего сердца. Когда время истечёт, ему следует закончить мысль в нескольких словах, не тратя лишние минуты. Конечно, у нас всегда есть что сказать. Но в этом и заключается эффективность данной техники — вовремя остановиться. Потому что тогда у собеседника появляется возможность в полной мере услышать и обдумать несколько высказываний, а не бесконечный монолог. При этом тот, кто слушает, тоже должен проявлять искренность и участие, а не обдумывать аргументы для выигрыша в споре.
Для начала лучше всего несколько раз попрактиковаться с повседневными и нейтральными темами — и только потом переходить к взрывоопасным. Трудно учиться и пробовать что‑то новое, если вы обсуждаете вопросы, о которых в принципе тяжело говорить. Ещё можно потренироваться с кем‑то, кто раздражает не так сильно, как тот, с кем надо обсудить непростую тему.
Шаг второй
Включите таймер ещё раз, теперь на 2 минуты. За это время тот, кто слушал, должен пересказать, что услышал. Он может повторять формулировки того, кто говорил, или изложить всё своими словами, но только не интерпретировать услышанное и не делать резких суждений. Например:
- «Ты говорил, что тебе всё равно, куда мы пойдём ужинать, но я знаю, что это не так» — это интерпретация.
- «Я слышал, как ты сказал, что тебе всё равно, куда мы пойдём ужинать» — это пересказ.
Также стоит избегать эмоциональных реакций вроде «Как ты смеешь!», «Я знал, что ты это скажешь», «Всё было не так» или «Ты говоришь в точности как твоя мама».
Шаг третий
Снова установите таймер, на этот раз всего на 1 минуту. За это время тот, кто говорил первым, должен ответить тому, кто слушал и «отражал» услышанное. При этом лучше не начинать обсуждение новой темы, а сфокусироваться на первоначальной. Например:
- «Спасибо, что выслушал и действительно меня услышал».
- «Ты многое понял верно, но упустил несколько вещей».
- «Я не уверен, что ты до конца меня понял, позволь мне повторить ключевую мысль ещё раз».
После того, как все три шага будут пройдены, собеседникам надо поменяться ролями. Теперь тот, кто слушал, будет первым высказывать свою точку зрения, а тот, кто говорил, будет слушать и пересказывать.
Сначала лучше всего ограничиваться только одним раундом из трёх шагов для каждого участника диалога. Со временем, если этот приём вам понравится и вы будете его практиковать — сможете повторять несколько циклов подряд.
Возможно, у вас и у ваших собеседников не сразу получится вести разговоры так, чтобы не перебивать, не интерпретировать чужие слова по‑своему, не реагировать эмоционально и не спорить. Но если можете, старайтесь не зацикливаться на неудачах, а цените моменты, когда вы слышите и понимаете друг друга.
В чём польза техники 3–2–1
Цель этого метода не в том, чтобы найти быстрое решение сложного конфликта, прийти к единому мнению или разрядить обстановку. Главное, что можно успеть за шесть минут, — это почувствовать, что вас услышали, и проявить себя как вдумчивого слушателя.
Очень часто во время разговоров мы недостаточно внимательны друг к другу. Желая быть услышанными, мы просто повторяем свои слова, повышаем голос или даже срываемся на грубость. Из‑за этого собеседнику становится ещё сложнее понять нашу точку зрения. Техника 3–2–1 даёт возможность вести конструктивные диалоги и более эффективно разрешать конфликтны, потому что мы не только высказываемся сами, но и активно слушаем другое мнение.
Станьте первым, кто оставит комментарий