Как правильно говорить с ребёнком о профессии
Если мы посмотрим атлас профессий будущего, то найдём там мало знакомых специальностей: архитектор виртуальности, урбанист‑эколог, специалист по рециклингу одежды. Современная тенденция ведёт к тому, что люди будут сами придумывать себе профессии. В динамично меняющемся мире особенно важно, чтобы ребёнок выбирал дело на основе именно своих предпочтений и способностей.
А родителю остаётся только задать правильные вопросы, не навязывая своё мнение.
1. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
Этот вопрос поможет понять, задумывался ли ребёнок уже о том, чем он хочет заниматься, или вам только предстоит зародить в его голове мысль о будущем.
Начните говорить о профессиях с 10–12 лет, не оставляйте этот вопрос до старших классов. Пугать ребёнка словами «Это самый важный выбор в жизни» не стоит, просто стимулируйте его думать о своих желаниях, выделять их из потока чужих идей и рекомендаций.
Важно не столько то, какую профессию называют дети, сколько причина, почему они выбрали именно её. Вполне возможно, что вы получите ответ «Я хочу быть стоматологом, как папа» или «Программистом, потому что им много платят». Это характерный признак того, что ребёнок делает выбор на основе понятных моделей, таких как пример родителей или мнение общества.
Решение может быть обосновано и тем, что на выбранную специальность проще поступить в вуз. Такой подход только кажется практичным. Как правило, это решение, которое принимается в последний момент, когда альтернатива — не поступить никуда и потерять год. Чтобы выбор был осознанным, нужно копнуть глубже.
2. Что ты любишь делать?
Достаточно вспомнить о хобби или подумать, чем ребёнок любит заниматься в свободное время. Он затрудняется ответить? Ничего страшного, на помощь ему придёт зависть: спросите, кому из своих друзей он завидует и почему. Однокласснику‑футболисту или, может быть, подруге, которую мама научила шить стильную одежду. Вы можете узнать много интересного. Нелишним будет вспомнить, на каких уроках в школе ребёнок слушает учителя с интересом.
Ещё один хороший способ — поиграть в «10 жизней». Предложите ребёнку придумать 10 сценариев, в одном из которых он может быть моряком, в другом — киноактёром или представителем более приземлённой профессии — юристом. Возможны любые варианты. Когда наберётся нужное количество сценариев, меняем правила: теперь из 10 жизней нужно выбрать только три.
В итоге у вас появится несколько любимых или желаемых занятий. Выпишите их на лист бумаги.
3. Что у тебя получается хорошо?
На этот вопрос бывает сложно ответить даже взрослому при заполнении резюме. Потребуется участие родителей, друзей и, возможно, школьного учителя. С какой просьбой вы обратились бы к своему ребёнку: помочь с компьютером, придумать классную подпись для поста в Instagram*? Математика или литература даётся вашему чаду легче? Обратите внимание, что речь идёт уже не о любимых предметах, а именно о тех, где ребёнок показывает лучшие результаты, быстро выполняет домашнее задание. Всё, что вам удалось вспомнить вместе, запишите рядом со столбцом любимых занятий.
Чем чаще вы будете напоминать ребёнку о том, что у него получается хорошо, тем больше у него будет мотивации продолжать этим заниматься. А ещё таким образом вы формируете у него реалистичное представление о своих возможностях.
4. Чем ты мог бы быть полезен миру?
Попросите ребёнка вспомнить эпизод из жизни, где он оказался полезен благодаря своим врождённым качествам. Например, вернул в библиотеку задержанную на две недели книгу вместо стеснительного друга, потому что легко находит общий язык с людьми любого возраста. Это качество можно использовать осознанно, и есть масса профессий, где оно пригодится.
С первого взгляда названная особенность может показаться нейтральной или даже негативной. Как в случае с мальчиком Джимом, у которого была очень активная мимика и который мог корчить самые невообразимые рожицы. Такая способность могла бы просто раздражать учителей. Но Джим заметил, что его кривляния смешат людей, и начал делать это специально, чтобы заставить их взбодриться и получить положительные эмоции. Сегодня мы знаем его как популярного комика и актёра Джима Керри, а живая мимика стала его визитной карточкой.
Вспомните несколько таких выделяющихся качеств, присущих вашему ребёнку, и придумайте для них полезное применение. Устройте мозговой штурм. Пусть это будут самые безумные идеи для стартапов или даже новых профессий. Главное правило — обосновать, почему это может быть полезно людям и почему именно он может это сделать. Всё, что у вас получится, запишите в третий столбец.
5. Где пересекаются «люблю», «могу» и «буду полезен»?
Фил Найт, основатель компании Nike, очень любил бег («люблю»), поэтому он начал заниматься продажей беговых кроссовок и даже придумал вместе со своим тренером Биллом Бауэрманом новую удобную подошву — вафельную. Воспользовавшись своим даром убеждения («могу»), Фил заручился поддержкой знаменитого бегуна Стива Префонтейна и попросил его выступить на Олимпийских играх в кроссовках Nike. Это был оглушительный успех. Так любовь Фила к бегу вдохновила миллионы людей заниматься спортом («буду полезен»).
На примере этой истории найдите с ребёнком пересечения между его «люблю», «могу» и «буду полезен», а затем назовите несколько профессий, которые будут сочетать все три фактора.
6. Что ты можешь сделать уже сейчас?
Мечтая стать писателем или бизнесменом, мы часто представляем себе только положительные стороны этих профессий. Эта ошибка восприятия свойственна даже взрослым, что уж говорить о детях. Например, писатель видится человеком, который сидит у камина с ноутбуком и сочиняет романы. Он зарабатывает творчеством и не должен ходить каждый день на работу. В жизни же известными писателями редко становятся сразу, а иногда и не становятся вовсе — и совмещают творчество с работой журналиста, копирайтера или переводчика.
Чтобы узнать о том, что на самом деле представляет собой дело, которое выбрал ребёнок, нужно попробовать. У подростка есть много возможностей: волонтёрство, курсы с проектной деятельностью и так далее. Можно поработать где‑то неофициально.
Для детей помладше лучший вариант — это книги и фильмы, которые рассказывают о жизни настоящих космонавтов, писателей и бизнесменов. Прочитайте биографии выдающихся людей из той сферы, которая интересна ребёнку. Предложите поиграть в выбранную им профессию, давайте простые задания (например, написать статью о том, как вы сходили в театр). Если есть возможность, познакомьте ребёнка с настоящим бизнесменом, юристом или журналистом. Пусть он расскажет, из чего состоит его рабочий день.
7. Обязательно ли выбирать профессию раз и навсегда?
Когда я задаю этот вопрос на мастер‑классе, десятилетние дети отвечают «Нет». Они видели, как их родители полностью меняли свою жизнь, уходили с постоянной работы и начинали заниматься своим делом или получали второе образование. Но не у всех есть перед глазами такой пример, поэтому важно рассказать ребёнку, что изменить своё решение тоже можно. Остыть к когда‑то любимому делу и начать заниматься чем‑то совершенно новым — это нормально. Зная это, выбирать профессию будет легче.
Доказано, что 90% навыков, которыми владеет взрослый (умение играть на инструменте, знание языков и другие), было получено в подростковом возрасте, в основном между 11 и 16 годами, когда наши когнитивные способности сосредоточены на внешнем мире. Чем больше вы позволите ребёнку попробовать в этот период, тем шире будут его горизонты.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий