Как говорить с ребёнком о работе его организма: инструкция для родителей
С какого возраста можно обсуждать с ребёнком, что происходит с его телом?
Дети начинают изучать себя уже в 12–15 месяцев, а к двум годам могут назвать многие части тела. Поэтому даже малышу стоит объяснять простые понятия. Это важно как минимум для того, чтобы в случае падений или болезней он мог чётко показать, что конкретно его беспокоит. Важно с ранних лет выработать у ребёнка привычку проговаривать свои ощущения и обращаться за помощью. Такой навык будет полезен и во взрослом возрасте.
С одного года ребёнка нужно приучать к осознанной гигиене: чистке зубов два раза в день и мытью рук перед едой и после прогулок. Поначалу делайте это в игровой форме. По мере взросления ребёнка можно добавлять теорию и объяснять, что соблюдение правил гигиены важно для профилактики различных заболеваний. И конечно же, подавайте личный пример.
Когда ребёнок начинает ходить в школу, он становится более самостоятельным. В этот период можно рассказывать ему о полезных пищевых привычках. Допустим, когда готовите в школу контейнер с перекусом, объясняйте, что именно кладёте туда и почему. К примеру, фрукты содержат клетчатку — она нужна для нормального пищеварения, цельнозерновой хлеб — источник медленных углеводов, которые дают энергию, а в йогурте, мясе или рыбе много белка — он помогает организму расти.
Недостаток богатых клетчаткой фруктов и овощей или жидкости в рационе ребёнка — одна из причин запора. Если проблема уже возникла, можно попробовать слабительное средство в каплях или таблетках. Препараты обычно подходят для детей любого возраста, а правильно подобрать средство и дозировку поможет специалист. Капли без вкуса и запаха обычно давать проще — их можно принимать в чистом виде или разводить в воде или молоке.
Как могут быть устроены такие беседы?
Зависит от того, сколько лет ребёнку. Например, с полуторагодовалым малышом можно изучать части лица. Показывайте их на себе и чётко называйте, а потом переходите к ребёнку — прикасайтесь к частям его лица и говорите, что это такое. Поищите вместе с ним глаза, нос и уши у игрушек или персонажей на картинках.
В 4–5 лет можно приступить к изучению внутренних органов. Например, предложите ребёнку нарисовать желудок и лёгкие или вырезать эти органы из бумаги и объяснить, для чего они нужны. Также можно использовать специальные книги о строении тела, адаптированные под возраст, или развивающие куклы с внутренними органами.
С подростками важно обсуждать волнующие их проблемы — например, трансформацию тела, вызванную половым созреванием. Резкое изменение веса и роста, появление прыщей — всё это способно вызвать большое беспокойство, с которым школьникам иногда сложно справиться в одиночку. Кроме того, необходимо объяснить правила контрацепции и рассказать о профилактике ЗППП.
Подобные беседы требуют подготовки и от родителей. Им нужно владеть достоверной информацией, чтобы не теряться от вопросов, которых может быть много. Если с ходу разговор не сложился, не расстраивайтесь. Главное — дайте понять школьнику, что вы на его стороне, а в случае чего он всегда может обратиться к вам за советом или помощью.
Как объяснить ребёнку, что важно следить за здоровьем?
Разговор на эту тему также стоит строить с учётом возраста. Дети 7–10 лет уже понимают связь между болезнью и необходимостью лечения. Но к такой беседе можно подготовиться заранее во время плановых походов к педиатру. Расскажите ребёнку, почему важно обращаться к врачам, объясните смысл различных медицинских манипуляций. К примеру, анализы крови позволяют определить возможные причины болезни и увидеть, действует ли лекарство.
По мере взросления ребёнка такие беседы должны стать сложнее: вы можете более детально рассказывать о связи образа жизни с состоянием здоровья. Допустим, объясните, почему важно регулярно и разнообразно питаться и для чего нужна физическая активность.
С подростками можно поговорить о вреде курения и алкоголя. Такая беседа должна строиться на уважении к личности ребёнка: не стоит превращать её в угрозы в духе «Закуришь — лишим карманных денег!» Хорошо, когда родители сами подают положительный пример, внимательны к детям и способны без лишних эмоций ответить на их вопросы.
Что делать, если не знаешь, как ответить на вопросы ребёнка?
Детское любопытство порой способно поставить родителей в тупик. Почему у людей различается цвет глаз и растут ногти? Куда девается вся съеденная накануне еда? Почему кровь красная? Нет ничего плохого или стыдного в том, что вы не можете с ходу на них ответить. Но утолить любопытство ребёнка всё же нужно, пусть и не сразу, иначе есть риск, что он усвоит неправильную информацию из сомнительного источника.
Прокачать знания помогут научно‑популярные лекции и детские книги о строении тела человека. В них вы найдёте ответы, которые сможете легко пересказать ребёнку без необходимости учить сложные термины и запоминать формулы.
А как разговаривать на интимные темы?
Не стоит обсуждать такие вопросы на бегу. Выберите время, когда вы сумеете спокойно провести беседу с ребёнком. Если у вас несколько детей, то с каждым поговорите отдельно, чтобы мероприятие не превратилось в неловкую лекцию. А ещё не нужно шутить и обесценивать переживания ребёнка. Родители могут делать это просто из‑за стеснения, но такие эпизоды способны надолго нарушить доверие в семье.
В беседе используйте общепринятые понятия, например «пенис», «грудь», «какать». Увлечение эвфемизмами может сформировать у ребёнка представление, что говорить о таких частях тела или явлениях постыдно.
Имеет значение и эмоциональное отношение членов семьи к подобным темам. К примеру, для маленьких детей нормально ходить без одежды. Но родители должны деликатно объяснить им, когда это допустимо, а когда нет. Чересчур негативная реакция способна спровоцировать у ребёнка проблемы с восприятием собственного тела в будущем. Поэтому вместо фразы «А ну быстро оденься, не позорь меня!» лучше сказать «Ты уже проснулся и умылся, теперь пора надеть штаны и футболку».
Важный принцип при разговоре с детьми о теле — открытость и принятие. Родителям не стоит отмахиваться ни от их праздных вопросов, ни тем более от жалоб словами в духе «Не говори ерунды, у тебя ничего не болит» или «Откуда ты узнал такие нехорошие вещи?!» Наличие в семье табу на определённые темы может привести лишь к тому, что ребёнок утолит своё любопытство где‑нибудь ещё — и не факт, что полученная информация будет достоверной.
Открытость в разговорах позволит сыну или дочери вовремя сообщить родителям, что он плохо себя чувствует. Например, для детей старше 4 лет нормальна дефекация раз в день. Важно объяснить ребёнку, что если он ходит в туалет реже, у него болит живот, а кал сухой и твёрдый — это вероятные признаки запора. Справиться с проблемой может помочь подходящее слабительное средство. Капли способны стимулировать работу кишечника и быстро размягчать стул.
Материал носит информационно‑просветительский характер.