5 причин посмотреть «Разделение» — лучший аналог «Чёрного зеркала» от Бена Стиллера
Сериал от Apple TV+ и начинающего сценариста Дэна Эриксона вышел в феврале 2022 года. Однако разговоры о нём не утихают до сих пор. Проект быстро продлили на второй сезон, его оценка на IMDb — 8,7 балла (а у финального эпизода так и вовсе 9,7), На Rotten Tomatoes у «Разделения» 97% положительных отзывов от критиков и 93% от зрителей.
Если и этого мало — сериал получил 14 номинаций на телевизионную премию «Эмми». Столько же у нашумевшей «Игры в кальмара» и «Ломки», а больше из новинок заработал только «Белый лотос».
Но, конечно, всё это сухие цифры. Главное, что нужно знать: «Разделение» — это очень интересный сериал, который совмещает в себе детективный триллер, социальную сатиру и разговорную драму. Он как будто играет на поле «Чёрного зеркала», разбирая тему влияния технологий на человека и заставляя задуматься о свободе воли и самом понятии личности.
1. В «Разделении» запутанный интригующий сюжет
Как и многие другие люди, Марк (Адам Скотт) каждое утро идёт в офис. Герой служит в компании Lumon Industries в отделе обработки макроданных. Но сам он вообще не знает, чем занимается: из‑за вживлённого в голову чипа его личность разделена. На работе он не помнит ничего о своей жизни дома, на отдыхе забывает трудовые будни.
Марк страдает от одиночества — два года назад погибла его жена, из‑за этого герой и пошёл на процедуру разделения. Зато в офисе он, кажется, всем доволен. Правда, никто не понимает, что именно делает весь отдел. Но Марка повышают до должности руководителя.
Основной сюжет начинается, когда в компанию приходит новенькая Хелли (Бриттни Лоуэр). Она всеми силами старается уволиться, но её «экстра» (личность вне офиса) не поддерживает решение. А тем временем к Марку домой приходит его бывший коллега.
Описание проекта может показаться запутанным, но если добавить детали, то есть шанс заспойлерить сюжет. А «Разделение» — тот сериал, в котором лучше узнавать всё самостоятельно. Примерно так же было с «Домом с прислугой» М. Найта Шьямалана, где даже трейлеры немного портили впечатление от первых серий.
Но можно сказать о другом. Уже никого не удивишь фильмами и сериалами с двумя сюжетными линиями: они могут рассказывать о разных персонажах, как в «Игре престолов», или об одних и тех же героях в нескольких временах, как в «Настоящем детективе» и «Шершнях».
В «Разделении» обе части посвящены Марку и нет никаких скачков в прошлое или будущее. Но, по сути, это разные истории: различаются не только локации и съёмки, но и сам характер героя. То есть это полностью линейный сюжет, но состоящий из двух самостоятельных линий. Можно даже провести мысленный эксперимент и оставить от сериала только одну часть (любую на выбор): до самых финальных серий она будет выглядеть вполне интересно.
В сумме же это великолепная головоломка, которую зритель вместе с героями должен собирать по деталям. Ведь на протяжении всего сезона о коллегах Марка мы знаем только по опыту их «интро» (личности в офисе). Поэтому приходится гадать, что это за люди и почему, например, экстра Хелли так противится её увольнению.
А заодно придётся разбираться, чем же занимается компания Lumon Industries, что задумала начальница, которую великолепно играет Патрисия Аркетт, кто звонит на мобильник коллеги Марка. А также ответить ещё на множество вопросов, которые в тексте лучше даже не упоминать, чтобы избежать спойлеров.
В общем, для любителей головоломок «Разделение» — идеальный сериал. Хотя другая составляющая ещё важнее.
2. Сериал критикует работу крупных корпораций
Социальная тема в проекте раскрыта сильнее, чем во многих эпизодах «Чёрного зеркала» и других подобных сюжетах. «Разделение» максимально наглядно показывает, что в офисе человек превращается буквально в раба. И часто на такую жизнь он сам же себя и обрекает.
Сама процедура разделения — более многослойная метафора, чем кажется на первый взгляд. И каждый может трактовать её по‑своему. Наверняка многие проведут аналогию со скучными рабочими днями, о которых буквально нечего вспомнить. Или с ощущениями, когда в будни до истерики хочется уволиться, а в выходные думаешь: «Да не так всё и плохо». Или с тем, насколько по‑разному ведут себя люди в зависимости от обстановки. Параллели можно проводить почти бесконечно.
А по корпоративной культуре «Разделение» проходится очень жёстко. Хотя бы начиная с того, что работники и сами не понимают, что они делают. Им просто говорят, что это очень важно и полезно, а вопросы лучше не задавать. Отделы ненавидят друг друга, а о многих частях компании рядовые сотрудники даже не знают.
Руководство возведено в ранг культа, за всеми сотрудниками беспрерывно следят. Причём всё это подаётся максимально позитивно. Но от улыбки Трамелла Тиллмана, играющего супервайзера Милчика, возникают жутковатые ощущения.
Хоть какую‑то иллюзию благодарности создают за счёт мелких подарков и довольно неуклюжих корпоративов. В данном случае это работает, поскольку интро не видит вообще ничего, кроме офиса. Но разве в реальности во многих компаниях происходит не то же самое?
К финалу социальная составляющая станет для сюжета основной. Зрителей заставят задуматься и о расслоении, и о том, что к переменам может подтолкнуть буквально один человек или событие. Но это тоже лучше увидеть самому.
3. В основе сериала «Разделение» — философская драма
Если по описанию выше могло показаться, что сериал получился динамичным и острым, то это не совсем так. Плюс это или минус — решать зрителям, но на самом деле событий в «Разделении» не так много: после бодрого старта сюжет сильно притормозит, и персонажи чаще будут просто разговаривать, чем пытаться изменить окружающий мир. Хотя к последним эпизодам темп подскочит так, что захочется чуть ли не кричать на героев, чтобы они поторопились.
Но и более медленная часть не делает сериал скучным. Во‑первых, неоднозначная основа заставляет и самого зрителя задумываться о моральной составляющей сюжета. А если смотреть не в одиночестве, то можно даже поспорить. Вроде как речь идёт о рабстве. Но на него человек обрекает сам себя, то есть он свободен в своём выборе. Однако через какое‑то время интро становится самостоятельной личностью — у него уже два года другого опыта и общения с людьми. Правда, его заявление должен одобрить экстра. Но разве человек может отказать самому себе?
И таких вопросов в сериале немало. Особенно когда выяснится, что разделение можно использовать и для других нужд — многие наверняка задумаются, что сами хотели бы попробовать подобное.
Однако и это ещё не всё. Одна из важных составляющих «Разделения», которую можно не заметить, — это попытка разобраться, как люди справляются со стрессом. И если история Марка довольно очевидна, то к финалу один из персонажей, который казался наименее интересным, раскроется с неожиданной стороны. Ведь наверняка у многих есть настолько травмирующие воспоминания, что хочется отдать часть себя, чтобы забыть о них. Вот только стоит ли того расплата?
4. В «Разделении» актёры подобраны великолепно
Адама Скотта многие наверняка больше знают по таким комедиям, как «Парки и зоны отдыха» и «Мастера вечеринок». Конечно, он играл и драматические роли, но всё же «той самой», с которой актёр ассоциировался бы в первую очередь, так и не было. И «Разделение» может стать для Скотта таким прорывом.
Артист отыгрывает сразу две роли: то он разбитый жизнью и потерянный человек, то офисный энтузиаст, который рад выполнять все приказы. Это разные люди, у которых есть некоторые общие черты. Как удивительно может перевоплощаться талантливый актёр за счёт мимики, движений и просто осанки!
На остальные важные роли пригласили не самых популярных звёзд. Ту же Бриттни Лоуэр знает далеко не каждый зритель: она играла в незаслуженно забытом сериале «Мужчина ищет женщину», появлялась в «Человеке будущего» и «Призраках» с тем же Адамом Скоттом. Но здесь именно на её персонаже держится значительная часть динамики. Зрителю проще ассоциировать себя с Хелли — с неё начинается сюжет. Героиня задаёт много вопросов, саркастично шутит и пытается выбраться из компании.
Есть, конечно, и очень известные актёры на вторых‑третьих ролях. Они обеспечивают узнаваемость и просто отыгрывают интересные сцены. Здесь стоит выделить Кристофера Уокена и Джона Туртурро: их сюжетная арка — самое трогательное, что есть в сериале. Этакое напоминание о простой человечности в сложном мире.
Можно продолжить, но проще сказать так: «Разделение» — сериал с идеально подобранным актёрским составом. Каждый на своём месте и создаёт часть атмосферы. Пусть даже это и редко появляющаяся Дичен Лакмэн из «Видоизменённого углерода» с её загадочной внешностью.
5. «Разделение» снято очень стильно и сложно
Трудно сказать, насколько хорошо работал бы сериал, если бы его поставили не так красиво. Кажется, что уже сам сюжет достаточно крут, чтобы захватить зрителей, — недаром именно ему посвящена основная часть обзора. Но «Разделением» ещё и хочется просто любоваться.
Шесть из девяти эпизодов поставил Бен Стиллер, который давно уже зарекомендовал себя как отличный визионер — вспомните, насколько красива его «Невероятная жизнь Уолтера Митти». Ещё три серии отдали Ифе Макардл, и это, увы, самые слабые части. Но в «Разделении» сам сюжет заставил режиссёров выйти на новый уровень: две линии этого сериала сняты максимально по‑разному.
Это касается не только антуража, но и самих персонажей. Создатели даже специально несколько раз показывают переход из одного состояния героев в другое, чтобы зритель это лучше заметил. Меняется оптика камеры, из‑за чего человек выглядит иначе. А в дополнение к этому его снимают с других ракурсов и с иной цветовой гаммой.
Некоторые планы создатели «Разделения» будто подсмотрели в «Мистере Роботе». Речь, конечно, о сценах в офисе: в кадре много пустоты, что подчёркивает, насколько герои малы и потеряны в пространстве. И, кстати, во времени тоже — несмотря на то, что мир сериала кажется максимально приближенным к реальному, в рамках Lumon Industries создали атмосферу ретрофутуризма. Пищащие компьютеры с пузатыми мониторами и устаревшим интерфейсом пришли из далёкого прошлого. Хотя обо всём этом знают только зрители. Герои же не выходят на улицу и не понимают, какой там год.
Минимализм обстановки и бесконечные белые коридоры даже заставляют задуматься: не шутит ли Стиллер над Apple, прославлявшей сдержанный стиль и светлые тона? Если так, то это вдвойне иронично — с учётом того, на какой платформе вышел сериал.
Но важно другое: как только герои покидают офис, все правила отменяются. Кадр уже не выверен настолько геометрически точно, обстановка выглядит более хаотичной, а персонажи одеты во что попало в противовес офисному стилю (к финалу наиболее яркий контраст покажет Туртурро). То есть сам визуальный ряд помогает зрителю почувствовать жизнь и ощущения героев, дополняя и без того интересный сюжет.
«Разделение» уже попало в списки лучших сериалов за первую половину года в некоторых издательствах. И это звание заслуженно: авторы сумели подать необычную и довольно сложную идею понятно и захватывающе. Проект поднимает важные темы, но не уходит в морализаторство, а заставляет зрителя самостоятельно решать, на чьей он стороне.
Единственное, что нужно учесть: «Разделение» изначально задумано как сериал на несколько сезонов, поэтому в финале ответят далеко не на все вопросы. Придётся ждать продолжения.
Лучшие предложения
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Находки AliExpress: 20 полезных товаров дешевле 1 000 рублей
Новый год как в детстве: 6 праздничных традиций, которые поможет соблюсти техника Gorenje
Отборные скидки до 64% от AliExpress, Redmond и других магазинов
15 стильных пуховиков стоимостью от 3 000 до 15 000 рублей
10 наборов для вышивания, с которыми захочется заняться рукоделием
12 комфортных дутиков для зимних прогулок
12 идей подарков на «Мегамаркете» для тех, кто участвует в «Тайном Санте»
Обзор TECNO Camon 30S — недорогого смартфона с достойной камерой
Дети нашего времени. Какие они на самом деле
Обзор TECNO Spark 30 Pro — доступного смартфона, который не выбеливает селфи