10 способов уменьшить расходы на открытие бизнеса
Взять деньги у государства
Часть денег на открытие бизнеса можно взять у государства. Оно заинтересовано в том, чтобы появлялись новые рабочие места, и готово выделять гранты начинающим предпринимателям. Чтобы претендовать на грант, нужно получить статус безработного в центре занятости, написать бизнес-план и защитить его перед комиссией. Величина субсидии зависит от региона и в среднем составляет около 100 тысяч рублей. Эти деньги не нужно возвращать, их дают безвозмездно. С вас — отчитаться о расходах и не закрыться в течение года.
У такого способа есть много нюансов вроде необходимости увольнения, бесконечных походов в центр занятости и отчётов. Но 100 тысяч рублей лишними не будут. К тому же так вы волей-неволей составите работающий бизнес-план и сможете получить помощь с оформлением документов.
Выбрать банк с выгодными условиями
При открытии бизнеса вам понадобится расчётный счёт. Такую услугу предлагают многие банки, но условия у всех разные: они конкурируют за клиентов, поэтому дают разные бонусы, привилегии и скидки. Если ими пользоваться, можно здорово сэкономить. Вот на что следует обращать внимание, чтобы уменьшить стартовые расходы.
Бесплатное обслуживание расчётного счёта
Так вы сэкономите 5–10 тысяч рублей в год. Обращайте внимание на тарифы: с вас могут брать комиссию за переводы, поступление денег на счёт и снятие наличных. Определитесь, какие операции будете проводить с расчётным счётом чаще всего, сравните предложения у разных банков и выберите самые выгодные.
Бизнес-карта с бонусами и скидками
Обычно её выдаёт банк, в котором вы открываете расчётный счёт. Это платёжная карта, только для юридического лица или ИП. Она упрощает процесс оплаты расходов через расчётный счёт, ускоряет процессы и позволяет контролировать расходы. ИП на упрощённой системе налогообложения может оплачивать ей любые покупки — не надо перекидывать деньги на личную карту и платить комиссию за перевод. Даже 1–2% комиссии от суммы перевода — это траты, которых можно избежать.
Дополнительно при оплате бизнес-картами вы можете получать скидки и привилегии от компаний-партнёров. Например, для бизнес-карт Mastercard действует программа Бизнес-Бонус, по которой можно получить существенные скидки в пяти категориях: «товары и услуги», «транспорт и путешествия», «всё для офиса», «бухгалтерия и финансы» и «реклама и продвижение». Оформить бизнес-карту Mastercard можно в любом из банков-партнёров.
Бонусы на развитие бизнеса
Многие банки дарят дополнительные бонусы: бюджет на продвижение и контекстную рекламу, скидку на создание сайта или грузоперевозки, бесплатный доступ к сервисам (CRM-системы, телефония, бухгалтерия). Изучите предложения разных банков и оцените, что вам выгоднее.
Бесплатный торговый эквайринг
Он нужен, чтобы принимать оплату по банковским картам, а не только наличными. Эта услуга хорошо экономит деньги на старте: лучше арендовать POS-терминал и платить комиссию с оборота (1,5–4%), чем покупать новый и оплачивать установку.
Правильно выбрать систему налогообложения
Это скучно и муторно, но выделите время и разберитесь в теме — от этого зависит, сколько денег вы будете отдавать государству и как станете отчитываться. Самая простая система — УСН «Доходы». Она подходит для тех, кто оказывает услуги и имеет небольшие расходы. Например, если у вас небольшая юридическая фирма или школа танцев.
Ещё есть УСН «Доходы минус расходы» — она подходит для бизнеса с большими расходами. Например, если у вас интернет-магазин и вы закупаете товары у поставщиков. Для розничной торговли и кафе больше подходит ЕНВД (единый налог на вменённый доход), для бизнеса в сельском хозяйстве — ЕСХН. Если будете вести бизнес с крупными федеральными компаниями или бюджетными организациями — ОСНО.
Кроме того, есть патентная система налогообложения. Она может быть выгоднее, чем УСН или ЕНВД, но подходит не для всех видов бизнеса. В каждом регионе перечень свой (его выбирают из общего списка, утверждённого в Налоговом кодексе).
При регистрации ИП можно оплатить пошлину со скидкой 30% — она действует при электронной подаче заявления и безналичной оплате.
Пользоваться услугами онлайн-бухгалтерии
Предпринимателю нужно платить налоги и взносы. Если вы ИП на УСН без сотрудников, вам подойдёт бесплатная онлайн-бухгалтерия. Такую предлагают некоторые банки и бухгалтерские сервисы. С её помощью можно подавать декларацию и сдавать налоговую отчётность.
Если у вас есть хотя бы один сотрудник, бесплатные сервисы не подойдут. Бухгалтер в штате обходится бизнесу в среднем в 50–100 тысяч рублей в месяц. Расходы можно уменьшить, если пользоваться платными бухгалтерскими онлайн-сервисами или нанять специалиста на аутсорсе.
Дополнительно сэкономить на бухгалтерских услугах можно с помощью бизнес-карты Mastercard. Она даёт скидку 15% в «МодульБухгалтерии», 3 месяца бесплатного обслуживания в интернет-бухгалтерии «Моё дело», скидку 50% на первый месяц обслуживания в «Кнопке» или 3 месяца бесплатно на максимальном тарифе в «Контур.Эльбе».
Сделать сайт с помощью конструктора
Практически любому бизнесу нужен сайт. Можно заказать его у агентства или фрилансера-программиста, но на разработку потребуется не меньше 100–150 тысяч рублей. А чтобы отредактировать или добавить информацию, придётся идти на дополнительные расходы. Если у вас малый бизнес, то это ни к чему. Проще самому создать сайт в удобном конструкторе и продвинуть его в поисковых запросах.
Держатели бизнес-карт Mastercard получают два месяца тарифа «Мастер» бесплатно на платформе создания сайтов Nethouse.
Арендовать онлайн-кассу
С 2018 года практически все предприниматели должны использовать онлайн-кассу. Её можно купить, но вместе с установкой и настройкой аппарата это обойдётся в десятки тысяч рублей. На начальном этапе такие траты нецелесообразны — лучше арендовать онлайн-кассу за 3–4 тысячи рублей в месяц, чем вынимать из бюджета 40–50 тысяч.
По программе Mastercard Бизнес-Бонус предоставляется скидка на онлайн-кассы Subtotal: месяц бесплатного использования, а после — обслуживание с постоянной скидкой 50%.
Экономить на грузоперевозках
Если ремонтируете помещение, перевозите мебель или делаете объёмные закупки товара, вам понадобятся услуги грузоперевозки и грузчиков. В этой сфере высокая конкуренция, поэтому не спешите соглашаться на ту цену, которую вам предлагают в службе грузотакси. Можно найти машину дешевле на «Авито» или в группах «Вконтакте» — там подают объявления частники.
Нанимать сотрудников постепенно
На старте бизнеса не стоит нанимать полный штат сотрудников — делайте это по мере роста. Так вы сократите расходы и сможете быстрее вывести бизнес в ноль. Первое время придётся много работать самому — например, варить кофе вместо баристы или встречать гостей вместо администратора. Но это позволит вам лучше узнать своих клиентов и грамотно выстроить процессы. С этими знаниями вам будет проще нанимать персонал и формулировать должностные обязанности.
Сократить расходы на поиск сотрудников можно с помощью бизнес-карты Mastercard и программы Бизнес-Бонус, которая даёт скидку 50% на подбор персонала на сайтах HeadHunter и SuperJob.ru.
Искать дешёвую аренду
Из-за высоких цен на коммерческую недвижимость начинающие предприниматели не могут позволить себе арендовать помещение с высокой проходимостью. Например, средняя ставка аренды торговых площадей в Москве составляет 49,6 тысячи рублей в год за 1 кв. м, в Санкт-Петербурге — 23,7 тысячи рублей, в Новосибирске — 16,7 тысячи рублей.
И всё же успех бизнеса во многом зависит от месторасположения. Если нашли подходящее помещение, попросите у собственника арендные каникулы на время ремонта, а если делаете капитальный ремонт, попробуйте договориться на больший срок. Если бизнес позволяет, работайте дома или в коворкинге, а с коллегами и партнёрами встречайтесь в кафе.
Ещё один способ сократить расходы — снять офис в технопарке или бизнес-инкубаторе. Такие есть во многих регионах, а стоимость аренды там значительно ниже рыночной. Есть нюанс: чтобы снять помещение в технопарке, вы должны работать в сфере инноваций, науки и IT.
Купить подержанное оборудование и мебель
Значительная часть расходов уходит на закупку оборудования и мебели. Вместо того, чтобы покупать новое, найдите подержанное на популярных маркетплейсах. Его продают предприниматели, которые закрывают бизнес и хотят отбить хотя бы часть затрат.
Важно экономить с умом. От оборудования зависит работоспособность бизнеса: если сломается кофемашина, вы не сможете варить кофе, сломается вытяжка — в зале будет дым и неприятный запах, сломается морозильная камера — пропадут полуфабрикаты. Поэтому лучше найти технического специалиста, который оценит состояние оборудования и подскажет, стоит ли его покупать.
Бизнес — не привилегия избранных, а реальный способ жить лучше. Его можно вести без страданий и убытков, если грамотно организовать управление и расходы. А дополнительно сэкономить можно с помощью бизнес-карты Mastercard и программы Бизнес-Бонус.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.