Хотите работать в медиа? 7 шагов по реализации мечты
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
1. Выберите направление, в котором хотите развиваться
В медиа работают не только журналисты и редакторы. Можно стать продюсером, digital‑стратегом, SMM‑специалистом, медиаменеджером, PR‑менеджером, фотокорреспондентом. Подумайте, в каком направлении вы бы хотели трудиться. Например, если нравится работать с видео, можно писать сценарии для роликов или освоить монтаж. А если по душе статичная картинка, присмотритесь к профессиям дизайнера или коммерческого иллюстратора.
В журналистике востребованы люди с разными стартовыми способностями. Например, работа новостника подойдёт энергичным и ответственным людям, которые умеют выдавать результат в короткие сроки. А дата‑журналист превращает сложные цифры и статистику в понятные читателю графики и таблицы. Здесь пригодятся усидчивость и аналитический склад ума.
2. Учитесь работать с информацией
В медиа ценят умение быстро обрабатывать данные, выделять главное, ориентироваться в информационных потоках. А ещё важно научиться проверять сведения, даже если они кажутся вам на 100% правдивыми. Обращайте внимание, на какие сайты ссылается автор текста. Например, «Википедия» — ненадёжный источник, но если новость опубликовал крупный научный журнал или известное информагентство, ей, скорее всего, можно доверять. Кроме того, никто не отменял правило двух источников. Допустим, когда журналист пишет о конфликте между соседями, он должен взять комментарий у обоих участников, потому что отношение к ситуации бывает разным. Если в тексте представлена только одна сторона, он может получиться в лучшем случае неполным, в худшем — предвзятым.
3. Задействуйте нетворкинг
Даже если в вашем окружении нет людей, которые работают в СМИ, наверняка они найдутся среди знакомых ваших друзей. Попросите организовать вам встречу или хотя бы добудьте нужные контакты. Расспросите нового знакомого о том, как он начинал карьерный путь, и поинтересуйтесь, есть ли в компании, где он работает, вакансии или стажировки для новичков.
Посещайте тематические мероприятия, участвуйте в конкурсах, ходите на конференции. На них можно не только послушать интересные лекции, но и поговорить с разными людьми. К примеру, чтобы прокачать навыки нетворкинга и углубить знания, можно зарегистрироваться на Всероссийский молодёжный форум «ШУМ». Он пройдёт в июне в Калининграде. На нём ждут молодых людей 18−35 лет. Самые активные участники получат приглашения на стажировки и деньги на реализацию своих идей.
4. Практикуйтесь самостоятельно
Цифровая эпоха даёт возможность начать оттачивать свои навыки чуть ли не со школьной скамьи. Для начала можно вести блог или снимать видео. Рассказывайте о темах, которые вам интересны. Например, если вы поклонник искусства, делитесь новостями о выставках, которые проходят в вашем городе, пишите отзывы на фильмы и спектакли. А если интересуетесь спортом, можно публиковать информацию о местных футбольных или хоккейных матчах, брать интервью у тренеров и игроков. Интересуют животные — предложите знакомой благотворительной организации вести её соцсети. Если нравится путешествовать, не просто публикуйте красивые фотографии, а делитесь с подписчиками интересными маршрутами, записывайте видео с местными жителями о быте и традициях страны. Возможно, ведение блога не принесёт вам много денег и лайков, но он станет хорошей площадкой для тренировки навыков.
5. Присмотритесь к программам обучения
Начать карьеру в медиа можно по‑разному: кто‑то сразу устраивается на работу, а кто‑то идёт учиться. У первого варианта есть плюсы: можно получить практический опыт, да ещё и зарплату. Но и второй игнорировать не стоит. На курсах вы можете приобрести навыки, которые пригодятся в профессии. Например, сможете понять, как выстраивается маркетинг в СМИ, или разобраться в тонкостях авторского права. Особенно важно знакомиться с теорией новичкам, которые ведут блог самостоятельно, без подсказок опытного редактора или ментора. Например, на курсах можно разобраться, как писать новости и чем репортаж отличается от расследования.
6. Работайте над портфолио
Помимо резюме, медийщику нужно обзавестись портфолио. В нём должен быть рассказ о себе и несколько наиболее удачных проектов, которые демонстрируют ваши навыки и сильные стороны. Для журналиста это могут быть статьи, а для SMM‑специалиста — примеры креативов и стратегии реализованных рекламных кампаний. Если у вас нет опыта, включайте в портфолио релевантные учебные проекты. А ещё можно предложить знакомым оказать услугу бесплатно при условии, что эта работа появится в портфолио. Например, разработать дизайн лендинга, или написать тексты для сайта магазина друга, или сделать подруге фотосессию для соцсетей. Кстати, если вы оттачиваете навыки в своём блоге, не стесняйтесь давать ссылку и на него.
7. Ищите программы стажировок
Многие компании готовы брать новичков на обучение бесплатно или за небольшой гонорар. Найти подходящие предложения можно на hh.ru, SuperJob, grintern.ru, а также в телеграм‑каналах «Работа в медиа», Work for writers, «Ждём резюме». А ещё попробуйте напрямую писать в компании, которые вас интересуют. Даже если сейчас работодатель не ищет стажёров, он может вспомнить о вас в будущем. Расскажите о своём опыте и объясните, чем ваши услуги будут полезны. Не забудьте прикрепить к письму ссылку на портфолио.
Станьте первым, кто оставит комментарий