Где российский Илон Маск и частные ракеты: рассказывает популяризатор космонавтики Виталий Егоров
Недавно SpaceX впервые вывела в открытый космос частного туриста, а британские учёные совместно с инженерами космической компании Magdrive разрабатывают двигатель, который можно заправлять минералами с астероидов и других небесных тел. Что происходит с российской частной космонавтикой, какие проблемы мешают ей совершить скачок и можно ли их решить — об этом поговорили с популяризатором космонавтики Виталием Егоровым.
О состоянии частной космонавтики в России
— В России существовали разные частные космические компании, но многие обанкротились. Какие факторы на это повлияли?
— Стартап — рисковое предприятие. Даже в США, где условия для стартапов гораздо лучше, чем в России, новые проекты часто закрываются. У каждой компании — свои причины, которые ведут к провалу. Это могут быть ошибки стратегического планирования, технические и бюрократические сложности.
Например, российская компания «КосмоКурс» сделала ставку на космический туризм, но очень медленно продвигалась в разработке. Плюс компания столкнулась с бюрократической машиной — ей не выделяли место под космодром для запуска ракет с туристами. В конечном итоге инвестор прекратил финансирование.
Другой пример — Dauria Aerospace. У компании были проблемы с тем, что она хваталась за всё подряд: хотела запускать и околоземные спутники, и для разведки полезных ископаемых на астероидах, и строить геостационарные космические аппараты, участвовать и в госконтрактах, и в частных проектах.
Компания сильно распыляла средства и усилия инженеров.
Во время работы в Dauria Aerospace я видел, как за спиной инженера-конструктора стоят менеджеры трёх разных проектов. И утром инженер создаёт малый спутник, днём — геостационар, а вечером — межпланетный космический аппарат. Разумеется, при таком распылении сил невозможно достичь успехов в космосе.
Ещё одна компания, которая пока продолжает работать, но находится в плачевном финансовом состоянии, — S7 Space. Хотя начиналось всё хорошо, и перспективы были. Основатель компании Владислав Филёв всегда подчёркивал, что он не мечтатель, что цель — зарабатывать деньги. У S7 Space был не только бизнес-план, но и собственный космодром на воде «Морской старт» в порту Славянка в Приморье, а Роскосмос должен был сделать ракеты для запуска. Но их так и не произвели, и бизнес встал.
— Есть примеры компаний, которые добились успехов и продолжают работать?
— Наверное один из самых ярких примеров — это СПУТНИКС. Они зашли в сегмент наноспутников — сверхмалых космических аппаратов для образовательных целей. Причём спутники действительно очень маленькие, размером 10 × 10 × 10 см — этот формат называется «кубсат».
СПУТНИКС прошёл путь от стартапа до приобретения крупной корпорацией. Сейчас они входят в Sitronics — дочернюю компанию АФК «Система», занимаются космической электроникой и дополнительно разрабатывают микроспутники для космической съёмки.
Другая частная компания, ОКБ «Пятое поколение», разрабатывает малые космические аппараты, проектирует микросхемы и бортовую спутниковую аппаратуру. Свой российский Starlink — многоспутниковую группировку для передачи интернета — создаёт «Бюро 1440». Его специалисты разработали два прототипа спутника и запустили их с помощью Роскосмоса.
У Газпрома есть дочерняя компания «Газпром космические системы», которая существует уже более 20 лет и является достаточно прибыльной. Они вывели несколько космических аппаратов на орбиту и предоставляют услуги спутниковой связи. Если говорить о примере российского SpaceX, то «Газпром космические системы» ближе всего подходят по аналогии, хотя это и не совсем частная космонавтика.
— Получается, частная космонавтика в России скорее жива. Но почему о ней мало кто знает?
— Вообще, у частной космонавтики в России неплохой пиар. СМИ с радостью подхватывают даже ничем не подкреплённые обещания. Например, новость о том, что скоро в космос полетит частная сверхлёгкая ракета. Было множество пресс-релизов, федеральные СМИ об этом рассказывали, но никакие ракеты никуда не полетели. В этом и проблема.
Масштаб у частной космонавтики слабый, а достижений особых нет.
Сравните с Илоном Маском: он запустил машину в космос, у него ракеты взлетают и падают, красиво взрываются — все на это смотрят. Он собрал стартовый стол для сверхтяжёлой ракеты без котлована: залил бетоном «пол», поставил «табуретку», сверху — ракету, и она у него полетела. И весь мир был в шоке, потому что никто раньше так не делал.
О проблемах частной космонавтики
— Как вы оцениваете развитие отрасли в России на данный момент? Может ли она конкурировать с частной космонавтикой США?
— Существует множество проблем, из-за которых российская частная космонавтика не может сделать резкий рывок вперёд.
Слабая правовая сфера
Много лет шли разговоры о том, чтобы распространить механизм государственно-частного партнёрства на космическую деятельность. И буквально пару месяцев назад приняли поправки к закону. По словам депутатов, цель изменений — привлечь инвестиции в космическую отрасль и оказать господдержку частным инициативам.
При участии фонда «Сколково» и Роскосмоса упростили процедуру лицензирования космической деятельности. Получить лицензию стало легче, чем 10 лет назад.
Тем не менее проработка правовой сферы ведётся по остаточному принципу. И сделанное на сегодняшний день — лишь малая часть того, что необходимо. Текущую правовую подготовку развития частной космонавтики в России можно сравнить с той, что была в США лет 30 назад.
Изоляция
Россия находится в сильной изоляции, и все надежды на свободную конкуренцию на мировом рынке, которые были у частных космических компаний, рухнули после 2014 года. Иностранные инвесторы не горят желанием вкладываться в российский бизнес, а в последние годы ситуация стала ещё хуже. Зарубежных заказов нет — приходится работать только на внутренний рынок.
Конкуренция с Роскосмосом
Несколько лет назад она была сильно выражена: Роскосмос просто не давал частным компаниям закрепиться в своём сегменте, например в производстве ракет и геостационарных космических аппаратов. Сейчас конкуренция ослабла и в госкорпорации поняли, что нужно искать взаимный интерес. Роскосмос стал предлагать частникам пользоваться их испытательными стендами.
Но ни один частник не дошёл до того, чтобы принести ракету, поставить на стенд Роскосмоса и провести свои испытания.
— Почему так происходит? Нет ракет?
— Чтобы сделать ракеты, нужны инвестиции. Инвестор должен видеть рынок и потенциал, а перспектив окупаемости нет. Отсюда вытекает следующая проблема частной космонавтики: нехватка капитала. Например, в Америке стартап, который ещё ничего не сделал, способен привлечь 50 или 100 миллионов долларов инвестиций. В России это немыслимо: если ты столько получишь, над душой будут стоять инвесторы и контролировать расходование средств.
— И спрашивать про окупаемость?
— Спрашивать про окупаемость каждый месяц, заглядывать через плечо, что ты там делаешь и пишешь. В западном венчурном мире и в российском отношение к деньгам совершенно разное. Там знают о высоких рисках и о том, как устроены стартапы. У нас всё выглядит иначе. Некоторые российские инвесторы не представляют, сколько нужно вложить в космический стартап, который бы достиг успеха и вышел на стабильную операционную деятельность.
Это минимум 100 миллионов долларов, если хочешь сделать спутниковую компанию. А чтобы построить небольшую ракету, потребуется 200 миллионов долларов или больше. Сэкономить и сделать то же самое за 1 или 10 миллионов не выйдет. Лучше тогда купить кофейню, назвать её «Космос» и продавать лавандовый раф на альтернативном молоке. Это будет самый верный способ быстро заработать деньги на космосе.
Когда инвесторы осознают, что требуется очень много вложить, они просто уходят.
О будущих покорителях космоса
— Но при этом есть и положительные изменения. Например, проект Фонда содействия инновациям Space-π. Его прямое назначение — выращивать в России частную космонавтику. Как думаете, получится?
— Прежде всего, это профориентационный проект. Школьники и студенты получают реальный опыт подготовки космического аппарата, проведения всех необходимых технических и бюрократических процедур.
Space-π очень хорошая программа подготовки технических кадров для Роскосмоса и частных компаний. Но нельзя сказать, что там создают родоначальников стартапов, поскольку практически не дают бизнес-опыта.
Мысль парадоксальная, но продавать ракеты гораздо труднее, чем создавать.
Конструирование — наиболее затратная, но наименее сложная часть космонавтики. Ежегодно вузы выпускают ракетостроителей сотнями, и они скорее энтузиасты, чем бизнесмены. Такое впечатление, что у них сохраняется мышление ветеранов советского ракетостроения, для которых космический туризм — это катать в космос бездельников с миллиардами в кармане. О том, что благодаря этим миллиардам можно окупать свои разработки, строить ракеты и вместе с туристами отправлять космонавтов по госпрограмме, никто не задумывается.
— Почему в Space-π не учат продавать ракеты?
— Этому не учат и в российских вузах, так как некому преподавать. Возможно, кто-то из компании СПУТНИКС мог бы поделиться опытом, потому что она умеет и делать, и продавать хотя бы государству и в целом у ребят из компании есть неплохой опыт в маркетинге.
— Тем не менее получится ли благодаря Space-π вырастить поколение космических гениев?
— В Южной Африке не было никаких космических программ, но вырос единственный космический гений — Илон Маск. Поэтому гениев — наверное, нет, а профессионалов — безусловно да. Эта программа очень успешна и по части количества запущенных космических аппаратов, и по части опыта, который получают участники проекта. И тем, кто создал Space-π, можно ставить памятник где-то недалеко от памятника Гагарину.
— Уже сейчас можно говорить о каком-то «российском Илоне Маске»? У нас есть лидеры, способные вдохновлять и привлекать инвестиции в космическую отрасль?
— Нет у нас таких людей. Какое-то время я надеялся, что таким Илоном Маском станет Владислав Филёв из S7 Spaces. У него были все возможности, кроме желания быть Илоном Маском.
Потом какое-то время я говорил, что лучший пример нашего Илона Маска — это Дмитрий Рогозин: твиты пишет, ракеты запускает, даже отправил в космос робота Фёдора. Но сейчас бывший глава Роскосмоса занимается не космонавтикой.
Сегодня близко не просматривается такого человека, которого можно было бы назвать российским Илоном Маском.
Но и американским Илоном Маском тоже никого нельзя назвать, кроме самого Илона Маска. Ни один конкурент не показал такую динамику развития, как показывает SpaceX, даже Джефф Безос с его миллиардами долларов и Blue Origin. SpaceX — это феномен.
О перспективах развития частной космонавтики
— Что нужно сделать для развития частной космонавтики в России?
— Во-первых, курс на развитие частной космонавтики должен быть объявлен с самого верха, чтобы все чиновники на всех уровнях уловили этот сигнал: частникам нужно помогать. Частная космонавтика — это не дойная корова, с которой можно стричь деньги за аренду испытательных стендов и запусков. Частная космонавтика — это младенец, которого нужно в ладошках носить, оберегать долгие годы и помогать развиваться, чтобы у него что-то получилось в далёком будущем.
Во-вторых, после указа сверху должно начаться формирование определённых законов, которые могли бы способствовать развитию частной космонавтики. В США всё это давно сделано, и можно просто брать, переводить на русский, подписывать и использовать.
В-третьих, необходим перелом мировоззрения. В России ярко выражено противопоставление «государство — частный бизнес». Частник не воспринимается как часть экономики страны. Он воспринимается как чуждый организм, отбирающий деньги, которые можно было бы потратить на важные государственные дела.
Отсюда вытекает и отношение к космическим технологиям, освоенным за бюджетный счёт: делиться ими со стартапами не хотят. Это тоже нужно исправить, чтобы частная космическая отрасль могла развиваться. В США всё иначе: есть закон, который позволяет частным компаниям использовать технологии, созданные на деньги государства, — они принадлежат народу. То есть любой предприниматель может прийти в архив NASA, выбрать разработку, развивать её дальше как свою собственную и зарабатывать на ней.
И наконец, снятие санкций. Любой частник заинтересован в максимальном охвате рынка, а российская экономика занимает меньше 4% от мировой. Если ориентироваться в этих рамках и работать только на внутренний рынок, перспективы не особо радужные. Единственный шанс выжить — строить компанию под госконтракты. Это даст работу, но ни о какой конкуренции с Илоном Маском не будет и речи.
Тем не менее, пока в стране есть люди и мозги, есть и перспективы развития частной космонавтики. У России мощная космическая индустрия, где можно учиться друг у друга, перенимать опыт и создавать что-то новое.
Лучшие предложения
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы
Как покорить гору и вернуться на землю: всё о подготовке к первому восхождению
ТЕСТ: Что о вас может сказать ваш ноутбук?
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
Реклама