«Зафиксируй и расскажи другим» — советы авторам и редакторам от Романа Скрупника, Cossa.ru
Роман, где и как ты учился редактуре?
Говорят, что проще научить маркетолога писать, чем писателя — маркетингу. Я как раз из первых.
В седьмом классе запускал сайты и форумы. Сайты нужно наполнять статьями — писал. А на форумах нужно снижать накал или, наоборот, инициировать обсуждения. А это в какой-то степени редакторская работа. В итоге после школы получил образование программиста, а потом и пиарщика.
В 2011-м завёл блог о маркетинге и технологиях, который попал в раздел лучших русскоязычных блогов Tumblr. Для меня это тогда стало маленьким, но значимым признанием в плане создания медиа.
Параллельно запустил сайт, на котором IT-компании публиковали пресс-релизы. Это дало опыт по части общения с пиарщиками. В это же время начал писать гостевые колонки о маркетинге и технологиях, публиковался на siliconrus (сейчас vc.ru) и в других отраслевых медиа.
В 2013-м я работал в компании «Интерсофт», и мы загорелись идеей стартапа — разработать корпоративную социальную сеть. Гендиректор находил потенциальных инвесторов, а я сделал презентацию проекта и подготовил питч. Так мы привлекли инвестиции. Это была одна из интереснейших редакторских задач.
Всё это резко свернулось в 2014-м из-за боевых действий в Донецке. Я переехал в другой город руководить маркетингом в компании, которая разрабатывала сайты для клиентов из США. Спустя год выгорел, уволился и задумался, что вообще делать. Тут меня спасла поддержка жены, потому что уходил я в никуда.
Уволившись, ощутил прилив энергии. Взялся за новые проекты: разрабатывал стратегии и координировал работу команд, писал статьи.
Понимание продаж, маркетинга и бизнес-процессов помогает мне в редактуре каждый день.
Без всех этих знаний я был бы совсем другим редактором.
А ещё я многому учусь в редакторских Telegram-чатах. Обсуждения, критика, поиск ошибок и решений — всё это источник знаний.
Чем коммерческий писатель отличается от копирайтера? И чем они отличаются от редактора?
В Рунете нет единого мнения.
Я называю копирайтерами тех, кто пишет для поисковой оптимизации и обращается к импульсивным порывам читателя. Текст копирайтера наполнен эпитетами, клише, вопросительными и восклицательными знаками. Копирайтер допускает грамматические и логические ошибки, причём часто сознательно.
«ТОП-15 лучших веб-сайтов Интернета», «Успейте Воспользоваться Потрясающей Пропозицией!», «23+ способа ЗАРАБОТАТЬ» — это копирайтерское. Звучит бодро, но букет ошибок и мало смысла.
Коммерческими писателями считаю тех, кто пишет прежде всего для читателя и владеет приёмами управления вниманием. Текст коммерческого писателя информативный, лаконичный, с аккуратной вёрсткой — он оставляет читателю право выбора. Коммерческий писатель ближе к издательскому делу: при правильном раскладе он сможет делать нативную рекламу в СМИ.
Допускаю, что в любой момент могу повстречать копирайтера, который изменит мои представления. Но пока так.
Редактор же работает со смыслом: обнажает важные детали, смещает акценты в нужную сторону, то есть делает так, чтобы текст выполнял поставленную задачу ещё лучше.
Отмечу, что у редактора в СМИ и редактора коммерческих текстов из общего может быть только название профессии. Так же с копирайтером и писателем. Названия не важны — важно то, кто и как решает задачу.
Какие ошибки чаще всего совершают начинающие (и не только) авторы?
У всего есть форма и содержание, текст не исключение. Опрятная форма помогает погрузиться в содержание, неряшливая — отвлекает.
О форме
- Вымученное название статьи. Выделяющийся заголовок — это хорошо, но если не получается, то лучше сделать понятно, без шуток и плясок.
- Отсутствие абзацев или хаотичная разбивка на абзацы. Хорошо так: одна мысль — один абзац.
- Отсутствие разделов. Обычно в статье несколько смысловых блоков. Чтобы их обозначить, используйте подзаголовки.
- Избыток косых черт и скобок. «Делаем сайты/блоги/рассылки» → «Делаем сайты, блоги и рассылки». «Тяготеют к лишним символам (косым чертам, скобкам)» → «Тяготеют к косым чертам и скобкам».
- Плеоназмы. Слово дублирует значение соседнего слова, поэтому теряет смысл. «Самый главный» → «Главный». «Главный» — это уже самый важный, основной. «Впервые познакомился» → «Познакомился». Ведь знакомство — первая встреча. «Дарим бесплатно» → «Дарим». Ведь подарок всегда бесплатен. Если в тексте плеоназмы, значит, автор не задумывается о смысле фраз.
- «Вместо вывода» и «Вместо заключения». «Вместо вывода» — это что? Если не вывод, то почему статья без вывода? И что это, если не вывод?
Это мелкие помарки, но они влияют на впечатление от текста.
О содержании
- Не проверять информацию, не брать комментарии экспертов — это главная ошибка. Засомневались в информации — поищите исследования, найдите и спросите человека с опытом.
- Не приводить примеров. Показывайте то, о чём пишете: картинкой, диалогом, видеороликом. Рассказали о рабочем месте — прикрепите фото. Посоветовали, как общаться с начальником, — перескажите диалог. Так читатель поймёт текст правильно.
Если этих ошибок не будет, редактор примет ваш текст быстрее.
Как должно выглядеть рабочее место редактора и как выглядит твоё?
Не знаю, как должно выглядеть рабочее место редактора, но у меня относительный порядок. Я работаю удалённо, поэтому в плане обустройства рабочего места полная свобода.
Стол достался от предыдущего квартиросъёмщика. Первым делом купил удобное кресло, потому что большую часть дня провожу сидя. Стол поставил так, чтобы сидеть спиной к стене и видеть окно. Гирлянду снимать не буду, она у меня для хюгге.
Работаю за 13-дюймовым MacBook Air 2016 года. Но 13 дюймов маловато, поэтому купил 23-дюймовый монитор LG и стал меньше уставать. На малом экране открыт Telegram, на большом — браузер.
Ещё купил небольшие колонки Genius, чтобы басы были. На этой неделе слушаю «Луну», PLC и саундтреки к сериалам «Очень странные дела» и «Мир Дикого Запада».
Смартфон — Samsung J7 2017 года. В гаджетах не люблю менять стандартные настройки, потому что хочу видеть, что и как задумал разработчик. За это нравился Windows Phone. А вот Android иногда вынуждает искать приложения на замену предустановленным. На стандартной клавиатуре Samsung J7 2017 не оказалось тире и «ёлочек», пришлось искать другую.
В смартфоне пользуюсь соцсетями, браузером, проверяю почту и иногда выравниваю горизонт в Photoshop Express.
Из необычного — корпоративная социальная сеть Workplace от Facebook*. Это рабочее пространство для студентов и преподавателей одесской «Школы Instagram*ing». Мы там общаемся, обсуждаем домашние задания и делимся полезными материалами.
Какие у тебя хобби?
У меня есть проект для отдыха — веду Instagram*-аккаунт Луцка.
Приехал в Луцк и пошёл искать достопримечательности в Instagram*, а там ничего нет. Так завёл @instalutsk, у города появился свой профиль. Это было в 2014-м.
Люди отмечают свои фото тегом #instalutsk, а я публикую в профиле. Это некоммерческое дело, каждый день спрашивают о рекламе, но пока не рекламирую.
Подписчикам приятно увидеть своё фото в профиле или свой дом на фото. Пишут в личку радостные сообщения, шлют сердечки и всё такое. Профиль дарит людям приятные эмоции, это заряжает.
Ещё интересно, что профиль начинают воспринимать как городское медиа: перед праздниками спрашивают, где и какие мероприятия будут проходить, куда стоит пойти. Мне, как человеку из медиа, интересно наблюдать за этими трансформациями.
А ещё мне нравится фотографировать пиво. Я ничего не понимаю в фотографии, поэтому фото получаются очень разными. Нравится, что с каждым новым фото виден прогресс или регресс: вот лучше получилось, а вот хуже, со светом не то или композиция неудачная.
Ещё это такой вид коллекционирования: если бы я не фотографировал выпитое пиво, то собирал бы крышки. Коллекционирование расслабляет.
Лайфхакерство от Романа Скрупника
Любимый лайфхак: научился новому — зафиксируй и расскажи другим.
Так я завёл блог о редактуре, написал несколько заметок и получил письмо с приглашением в чат редакторов. Там были все, на кого я равняюсь в редактуре: Сергей Король, Максим Ильяхов, Павел Федоров и многие другие. Это дало сильный толчок в работе.
Этот же принцип помогает находить проекты и людей, которые со мной на одной волне.
Второй лайфхак. Наблюдайте, что происходит вокруг профессии: кто о чём шутит, кто над какими проектами работает, кто чем увлекается вне работы. Наблюдение и участие во всём этом здорово помогает в редактуре. А ещё это весело.
Третий лайфхак. Делитесь процессом и результатом работы. Для кого-то выступить перед тремя сотнями людей — плёвое дело и рутина, для меня — достижение. Критики найдутся, но это не смертельно.
Советую Telegram-каналы, которые читаю каждый день.
- «Главред» — советы и статьи о тексте, ведёт редактор Максим Ильяхов.
- «Исправил» — разбор ошибок, ведёт корректор Никита Юкович.
- «Что почитать редактору» — ежедневные подборки статей о медиа и редактуре.
- «Родислав» — про медиа и контент-маркетинг, ведёт Родион Скрябин из Лайфхакера.
- «Медиасрачи 2.0» — интриги, скандалы и другое странное из медиа.
А вообще полезных каналов много.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий