«Когда узнают, что я изучаю муравьёв, спрашивают: „Как мне вывести их из квартиры?“»: интервью с мирмекологом Павлом Лисицыным
Павел Лисицын работает мирмекологом — изучает муравьёв. Он сетует на то, что его профессию считают скучной и неинтересной. Но во время интервью Лайфхакер убедился, что это не так. Мы узнали у Павла, чем полезна его деятельность для экологии, какую опасность для зоологов представляют экспедиции и как любовь к животным соседствует с «убийством ради науки». А ещё — захотели приобрести муравьиную ферму.
О том, кто такие биологи, зоологи, мирмекологи
— Чем занимаются (и чем различаются) зоологи, ботаники, микологи? Можно ли их всех назвать биологами?
— Существует безумное разнообразие дисциплин, входящих в биологию. Первый‑второй курсы у всех студентов проходят одинаково. А дальше — идёт специализация. Есть различные кафедры: ботаники, зоологии, физиологии, биофизики, нейродинамики. На старших курсах студент выбирает одну из них, исходя из личных предпочтений и интересов.
Какое бы направление студент ни выбрал, по окончании бакалавриата ему в любом случае выдадут диплом, где будет написано: «Биолог». А в скобочках указано, какую кафедру он заканчивал. Вот у меня, например, «Биолог (зоолог)». При этом я зоолог, который изучает муравьёв — то есть мирмеколог (от греческого «мирмес» — «муравей»).
Так вот. Микология, ботаника, зоология — это маленькие «дисциплинки» внутри биологии, которые посвящены трём царствам: грибов, растений и животных соответственно. Учёные, занимающиеся ими, обычно работают в естественных условиях, на природе. Хотя среди них есть и лабораторные биологи — они, например, изучают тех же муравьёв не выходя из кабинета. Но все эти специалисты — в первую очередь учёные. Они ставят перед собой научные задачи, исследуют свою тему и публикуются.
Их работа зависит от полевых сезонов. Во время них учёные ездят на станцию — наблюдают, собирают, измеряют — в общем, проводят исследования на природе. А потом всё оставшееся время они обрабатывают этот материал и на его основе пишут статьи и участвуют в конференциях.
У каждого учёного время полевого сезона разнится — оно зависит от объекта изучения. Так как я занимаюсь муравьями, мой полевой сезон — сентябрь. А есть те, кто изучает кукушек, — они выезжают на природу в апреле‑мае. В это время у птиц как раз активное размножение.
— А как именно происходит изучение муравьёв? Зоолог сидит над муравейником с лупой — как на советской детской картинке?
— У энтомологов существует довольно жестокий способ определения вида насекомого: сначала умертвить его, а затем изучить под микроскопом.
Виды муравьёв довольно слабо различаются визуально. Например, некоторых разнит лишь опушение волосков на затылке.
Я занимаюсь муравьями, которые участвуют в гумификации валяжа — это долгий процесс, в котором задействованы и грибы, и бактерии, и многие членистоногие. И меня интересует роль муравьёв.
Поэтому моя полевая работа выглядит так: я нахожу упавшее дерево, по особой методике определяю стадию его разложения и собираю муравьёв пинцетом или эксгаустером — кстати, из‑за него полицейские постоянно останавливают меня в метро. (Смеётся.) А затем помещаю насекомых в спиртовые пробирки. Ценные экземпляры монтирую на булавку и изучаю их под микроскопом.
Из соображений гуманности я собираю 30–50 муравьёв — это статистический минимум, необходимый для появления научных выводов. Вот такой жестокий способ изучения насекомых. Но это жертва во имя науки.
— А как изучается поведенческий аспект?
— Моя первая научная работа в период обучения на бакалавриате была связана с особенностями поведения представителей муравьёв‑древоточцев рода Camponotus. В Нижегородской области их обитает четыре вида. Я наблюдал за ними, изучал суточную активность.
Каждый час подходил к муравейнику и записывал, сколько особей зашло и вышло. А потом проверял, изменится ли что‑нибудь в искусственных условиях. Это нужно было для того, чтобы выяснить, запрограммирована ли такая активность генетически или она зависит от среды.
Искусственными условиями был формикарий (муравьиная ферма) — гипсовый домик с трубочкой, соединённой так называемой ареной, имитацией улицы. Муравьёв я пометил специальным лаком, создав каждому уникальный узор. А затем наблюдал за их активностью, используя различный свет.
Кстати, это пример зоологической работы, не нуждающейся в экспедициях. Вообще, огромная её часть — музейная. Там хранится большое количество образцов. И экспозиционный материал на выставках лишь малая часть фонда научных коллекций.
В некоторых музеях с XVII века лежат муравьи, ожидающие своего исследователя. Бывает, что до образцов, собранных несколько сотен лет назад, учёные доходят только сейчас.
Поэтому можно даже не выезжать на природу. Достаточно поработать с материалом, собранным зоологами прошлых эпох. И возможно, даже открыть новый вид!
— Но ты ходишь на природу. Почему? Не устаёшь от экспедиций?
— Для меня экспедиции — это не только научная работа, но и хобби. Время, проведённое на природе, — самое любимое. Каждые выходные я выезжаю в лес, а когда пишу диссертацию, отправляюсь в двух- или трёхнедельный поход с палаткой. Не могу усидеть дома. Около 100 дней в году я нахожусь на природе, по‑другому никак.
Кроме того, я ещё фотографирую то, что меня окружает, и потом делюсь этим в социальных сетях.
— А куда ты ездишь? Какая экспедиция запомнилась больше всего?
— Моя работа в основном проходит на севере Нижегородской области. Там, конечно, довольно тяжело. Дикие места, медведи и всё такое. Приходится пару недель сидеть в лесу без связи.
Большое впечатление произвела экспедиция по Дагестану. Это самая южная часть России, где огромное количество животных и растений. А ещё там много эндемиков — видов, которые обитают только на определённой территории.
При этом природа Дагестана недостаточно изучена. Поэтому мы ездили и с горящими глазами собирали всё, что видели. Экспедиция была направлена на поиск новых видов муравьёв и роющих ос.
В новостях встречаются громкие заголовки: «Учёные обнаружили новый вид жука!» Но на самом деле такое открытие не редкость.
Ведь на данный момент в царстве «Животные» описано около 1,5 миллиона видов, среди которых где‑то 900 000 — насекомые. При этом предполагаемое количество видов — около 8 миллионов. Многих мы просто не знаем.
— А что насчёт современных технологий — помогают ли они тебе как‑то в работе?
— Да. Простой пример: раньше исследователи делали рисунки собранных видов, но погрешность этого метода велика, ведь можно много чего упустить. Поэтому сейчас мы их фотографируем.
Другой пример — камера видеонаблюдения. Мои коллеги работали в казахстанском заповеднике. Они поставили фотоловушку для изучения птиц. Через полтора месяца, когда они отсмотрели кадры, выяснили, что им удалось запечатлеть редкие краснокнижные виды. И даже найти каракала — раньше не было известно, что степные рыси доходят до тех мест!
О том, какими бывают муравьи и зачем их изучать
— Почему именно муравьи?
— Муравьи классные! Когда я выбирал тему научной работы, то много общался с потенциальными научруками. Один из них мне дал книжки о муравьях — сначала одну, потом вторую. Я прочитал, и мне понравилось!
Муравьи — это очень большая группа во всех смыслах. Во‑первых, существует много их видов — более 14 000. Во‑вторых, они есть практически везде. В тёплое время года сложно найти место, где в радиусе 5 м не было бы ни одного муравья. Они играют огромную роль в биосфере.
В‑третьих, они интересны своей социальностью: у них сложные иерархические отношения между собой и непростая система взаимодействия с другими муравейниками. В общем, открытий ещё делать и делать.
— А какие открытия за это время ты уже успел сделать?
— Главный мой труд — кандидатская диссертация — ещё не написан. Но зато у меня есть несколько отдельных статей об интересных находках.
Например, у нас в Нижегородской области я наткнулся на Tetramorium armatum. В стандартной семье муравьёв есть самка, откладывающая яйца, солдаты, охраняющие колонию, и рабочие, заботящиеся об остальных членах колонии. А у Tetramorium armatum — паразитического вида — последние совершенно отсутствуют.
Поэтому, чтобы выжить, они переползают в муравейник другого вида, обманывают его обитателей феромонами, маскирующими запах чужаков, и втираются в доверие. В итоге хозяева кормят их, ухаживают за ними, выводят их личинок.
Этот вид изначально был найден в южных регионах. Поэтому неожиданно было обнаружить его в Нижегородской области, за пару тысяч километров от ареала обитания.
Я пока не могу похвастаться более серьёзными работами — наука начинается в аспирантуре. Бакалавриат и магистратура только учат быть учёным.
— Ого! А какие ещё есть необычные виды муравьёв?
— Polyergus rufescens — муравьи‑рабовладельцы. Из всех каст у них остались только солдаты. Их челюсти серповидные, как два шипа. Такое строение пригодно только для того, чтобы убивать.
Они не могут делать ими что‑то ещё: ни строить гнёзда, ни кормить друг друга. Поэтому периодически совершают набеги на другой вид муравьёв — Formica fusca.
Это потрясающее зрелище: тысячи муравьёв‑рабовладельцев целенаправленно ползут в одну сторону. Проникают в муравейник Formica fusca, выкидывают оттуда всех, кто попадается на пути. Воруют куколок, из которых должно вылупиться потомство, утаскивают к себе.
Куколки Formica fusca впоследствии становятся рабами Polyergus rufescens. Они строят гнёзда, кормят солдат и ухаживают за маткой. И даже пахнут как Polyergus rufescens. Ведь когда муравьи рождаются, то перенимают запах места, в котором появились. Когда рабы умирают, их хозяева совершают новый набег.
— Ты описываешь всё очень воодушевлённо! Но, наверное, тебе приходилось сталкиваться с вопросом, зачем вообще изучать муравьёв. Как ты обычно отвечаешь?
— Да! Такой вид деятельности кажется людям несерьёзным. Эта проблема любой фундаментальной науки. Ценность прикладных же дисциплин и их практическое назначение очевидны любому.
Но важно понимать, что вся прикладная наука основана на знаниях, данных фундаментальной. Без неё мы бы не могли ничего.
Фундаментальная наука — это кирпич. Я изучаю животных, а значит, создаю кирпичи. Специалисты других сфер из них строят дома, сараи, склады — лечат питомцев, способствуют размножению скота. А бывает, что я не создаю кирпичи, а изобретаю какой‑то новый материал — нахожу таких животных, которые могут сильно повлиять на жизнь людей.
Чтобы понимать, как взаимодействовать с природой, нужно знать её в лицо. У каждого, абсолютно каждого вида есть своя роль. Так, мы не сможем вырастить лес, если не понимаем, как он устроен, от каких насекомых деревья умирают и с какими грибами живут в симбиозе. Без работы зоологов и ботаников эти знания невозможно было бы получить.
Говоря о моей теме: муравьи имеют очень важную роль в любых системах и так или иначе влияют почти на всё в этом мире.
Обычно, когда люди узнают, что я изучаю муравьёв, то спрашивают: «Как мне вывести их из квартиры?» И практические действия, которые можно применить для их уничтожения, — результат работы зоологов.
Но самый наглядный пример — достижение советской мирмекологической школы. Когда в борьбе с вредителями очень активно использовали муравьёв рода Formica (рыжих лесных). Их вы все, наверное, видели: они окрашены в бурый цвет, строят большие муравейники (иногда до 2 м высотой) и питаются другими насекомыми.
В СССР была программа по расселению этих муравьёв в очаги вредителей — например, гусениц, которые сжирают деревья. Переселившись, Formica быстро уничтожали их, тем самым поддерживая здоровье леса.
Муравьи вообще могли бы быть очень полезны. Многие из них, например, имеют специальные железы, выделяющие антисептические и антибактериальные вещества. Для них это необходимость: они живут в страшном мире, где все хотят их убить. Особенно грибы! Есть огромное количество видов, споры которых, попадая в насекомое, прорастают и развиваются в нём, убивая своего носителя.
Возможно, яды некоторых муравьёв или антисептические и антибактериальные вещества, выделяемые ими, кто‑то использует уже сейчас.
— Кстати, когда ты говорил про формикарий, я вспомнила, что у моей сестры тоже была муравьиная ферма. Как думаешь, муравьи — хорошие питомцы для ребёнка? Лучше или хуже собак?
— Сложно сказать, лучше или хуже. Это слишком разные существа. Но я уверен, что муравьиная ферма была бы очень интересна для ребёнка. Особенно если мы говорим про простые в содержании виды насекомых: мессоров, жнецов, лазиусов.
Уход за ними развивает много навыков и расширяет мировоззрение. Наблюдая за муравьями, ребёнок начинает более ответственно относиться к животным. Он понимает, что каждое маленькое насекомое — это отдельная жизнь, отдельная личность.
Скорее всего, выйдя на улицу, такой ребёнок не станет поджигать муравейник или лишний раз наступать на червяка.
Ведь на примере собственных питомцев он видит: чтобы у муравья родилось хотя бы 10 муравьишек, нужно приложить много сил и внимания.
Кроме того, у владельца фермы формируется множество бытовых навыков: чтобы сделать формикарий самостоятельно, нужно научиться сверлить, заливать гипс, лепить. Благодаря этому ребёнок развивает мелкую моторику и тренирует аккуратность.
О том, как зоологи восхищаются природой и помогают экологии
— У тебя есть фото с «зоологическими соленьями», а также видео, где ты монтируешь бабочку. Как это сочетается с любовью к животным?
— Я очень люблю животных и не представляю себя без взаимодействия с ними. Но, к сожалению, без такого никак. Когда я работал лаборантом на кафедре, в мои обязанности входила подготовка и организация лабораторных для студентов, в том числе — умерщвление животных.
Мне приходилось усыплять лягушек хлороформом. Либо — звучит страшно, но на самом деле это метод более гуманный — ломать им спину с помощью специальной иглы.
Смерть — это естественный процесс. Чтобы ту же лягушку покормить, нужно пожертвовать мышкой. Но если можно избежать лишних жертв, я делаю всё возможное — например, просто фотографирую муравья, а не забираю его с собой.
— А что зоологи делают для экологии?
— Интересно наблюдать за тем, как меняется значение слова «экология». В современном мире по этому запросу интернет находит картинки контейнеров с радиоактивными отходами. А вообще‑то, изначально «экология» появилась как результат восхищения природой.
Эрнст Геккель, создатель термина, как‑то наблюдал за фораминиферами — одноклеточными раковинными амёбами в морском планктоне. Он был поражён, насколько они разнообразны и прекрасны. А потом задумался, как они взаимодействуют между собой, и стал это изучать.
Поэтому экология — это наука о взаимодействии живой и неживой природы, о функционировании биологических систем, сообществ. И в этом смысле все зоологии, ботаники, микологи — тоже экологи.
Мы исследуем компоненты отдельных сообществ и того, как они взаимодействуют. Установить важность того или иного вида можно, только изучив его, узнав, какую роль в биосистеме он играет.
Благодаря усилиям зоологов мы знаем, какие виды нужно охранять, какие — нет, а какие надо уже искусственно размножать. Специалисты составляют списки, которые затем формируются в Красные книги.
Продукт зоологов — Красная книга.
При этом редкий вид, занесённый в неё, не всегда под угрозой вымирания. Есть, например, гадюка обыкновенная — Vipera berus. В Нижнем Новгороде это одна из наиболее часто встречающихся змей. Но она всё равно находится в Красной книге.
Простому грибнику ведь не объяснишь, что гадюка — важнейший компонент экосистемы. Первая реакция людей, когда они видят змею (ещё и ядовитую), — прибить её. А так делать не надо. Поэтому не была бы она охраняемым краснокнижным животным — её бы уничтожили. Это даёт гадюке юридическую защиту.
Люди, к сожалению, не понимают, что вокруг нас много всего разного, важного и нужного — даже если это выглядит неприятно. И вот, чтобы показать масштабы биоразнообразия, я веду блог.
Например, как‑то раз я выкладывал пресноводную медузу. Многих она шокировала — многие думали, что этот зверь водится только в океане. В такие моменты я понимаю, что всё делаю не зря. Люди начинают обращать внимание на мелочи. А значит — более ответственно и разумно относиться к окружающему миру.
И других я всегда призываю делиться наблюдениями. Вот видишь ты красивый цветочек — покажи его всем, выложи пост в социальных сетях.
— Интересный момент про красоту и восхищение природой. Можешь рассказать, какое природное явление или объект произвели на тебя наибольшее впечатление?
Красотка блестящая и красотка‑девушка — два вида стрекоз. Они очень нравятся мне с эстетической точки зрения: голубые, с металлическими переливами… Они даже называются красотками! Этих стрекоз часто можно встретить у рек — это не тропический вид, а очень даже российский.
Лаковица аметистовая. На неё смотришь — и ощущение, что она как из мультика! Или ежовик коралловидный, который представляет собой фрактальные сосульки. На них можно бесконечно смотреть!
Вообще, когда я хожу за грибами, то преследую, конечно, и кулинарные интересы. Но чаще всего я выбираюсь в лес, чтобы пофотографировать. Можно взять грибы и выложить из них радугу — в наших широтах есть экземпляры всех цветов видимого спектра.
Считается, что вся красота — в тропиках, но у нас тоже есть прекрасные создания. Взять того же горчака обыкновенного — у него безумно красивая переливающаяся полосочка, которая проходит вдоль тела.
Или линь, знакомый всем рыбакам. В мутной воде плохо различима его прелесть, но когда ты сажаешь его в аквариум… Рыба, которой можно любоваться часами!
На самом деле, красивого очень много! При этом красивое не обязательно яркое. Оно может восхищать своей формой, дизайном или образом жизни.
Например, щитни — ракообразные, которые живут в пересыхающих водоёмах. У них сотни ножек, с помощью которых они и плавают, и собирают еду, и дышат. Это настолько непривычно для нас, позвоночных животных, что восхищает.
Что советует зоолог
— Какие приложения ты бы мог посоветовать тем, кто интересуется природой на любительском уровне?
— Есть потрясающая социальная сеть iNaturalist. Ты фотографируешь объект — растение, животное или гриб, выкладываешь, и нейросеть, используя свои базы данных, автоматически определяет, что это. Если же вид не распознан, участники iNaturalist (зачастую — профессиональные зоологи) помогают тебе в определении.
Также в этом приложении можно посмотреть, какие находки были сделаны в определённой местности. Это помогает изучить природу того района, в который ты отправляешься. Либо наоборот: найти на карте вид, который ты давно искал, и пойти туда, где его уже обнаружили.
У этого приложения есть побочный продукт: приложение Seek. Оно в режиме реального времени определяет вид природного объекта, когда ты наводишь на него камеру. Этой программой могут пользоваться все — от детей до ботаников из МГУ.
— Есть ли какие‑то мероприятия, в которых может поучаствовать незоолог? Например, я слышала про совотур.
— После ковид‑ограничений выяснилось, что многие любят природу, и путешествий по России стало больше. Наши флора и фауна бесконечно разнообразны. Поэтому появилось множество туров с гидами‑биологами.
Совотур, о котором ты говоришь, организовал мой знакомый, Алексей Левашкин. Он придумал проводить встречи, на которых показывают людям сов.
Я тоже провожу встречи — в основном в городской черте. Ведь не у всех есть возможность выезжать далеко в лес. Обычно я пишу в соцсетях: «Встречаемся в парке во столько‑то».
Каждая такая экскурсия — особенная. Я не знаю, что конкретно мы увидим и о чём я буду рассказывать: может, сегодня вырос какой‑то новый гриб или прилетела новая птица. Но я хорошо ориентируюсь и понимаю, что в это время и в этом месте можно найти.
А ещё для меня важно рассказывать о том, что нас окружает: многие даже не подозревают, кого можно встретить, например, в весенней луже.
Когда я начал проводить экскурсии, то был удивлён, насколько людям это интересно. Такой формат встречается всё чаще и чаще и оказывается очень востребованным. У меня есть друзья — ботаники и зоологи, которые начинают заниматься подобным в других городах.
Прелесть современного мира в том, что сейчас мероприятие может организовать абсолютно любой человек. Существует много блогеров‑биологов, которые также ходят с подписчиками на экскурсии и читают лекции. Мой совет — найти такого в своём городе. Или стать им.
— Ну и, раз уж ты изучаешь муравьёв… Как вывести их из квартиры?
— (Смеётся.) Совет такой: одновременно использовать множество отрав и ловушек. Относиться к этой проблеме стоит так же, как и к борьбе с тараканами или другими нежелательными насекомыми в квартире. Просто взять и купить всё сразу: и мелок, и таблетки, и липкую ленту. Только тогда с ними можно справиться. Но если совсем плохо, нужно вызывать специальные службы, которые протравят всю квартиру.
Лучшие предложения
10 тёплых платьев, чтобы выглядеть стильно даже зимой
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
Обзор TECNO CAMON 30 Pro 5G — смартфона с хорошей камерой и экраном 144 Гц
Какой вирусный видеотренд вам подходит?
Как научить ребёнка самостоятельно ездить в общественном транспорте
Как оплачивать проезд при помощи «Тройки» и получать за это кешбэк
Реклама