«Со мной можно не только повеселиться, но и погрустить»: интервью с медицинским клоуном Лерикой Пивненко-Лукиной
Лерика Пивненко‑Лукина работает клоуном в больницах. Она приходит в палаты к тяжелобольным детям и взрослым, чтобы побеседовать с ними, увлечь их игрой и разрядить обстановку.
Поговорили с Лерикой о том, как такие встречи улучшают состояние пациентов, что запрещено делать медицинским клоунам и что ждёт эту профессию в будущем.
О профессии
— Чем медицинский клоун отличается от циркового?
— Как человек, который окончил цирковое училище, могу сказать: многим. В цирке работаешь на большую аудиторию и не получаешь точечной обратной связи.
Там к тебе приходят в гости. Ты находишься на своей площадке, поэтому предлагаешь собственный вариант заранее отрепетированного номера — репризы. При этом не так важно, понравится она кому‑то или нет. Главное — считывать общее настроение аудитории, которое выражается в аплодисментах и смехе.
В больнице всё гораздо тише и спокойней. Сюда клоун приходит как в гости — почти что в дом. Он всегда спрашивает разрешения, можно ли войти в палату. Здесь он должен быть очень аккуратным и деликатным.
Ему нужно быть внимательным к малейшей перемене настроения, чтобы найти контакт с каждым из детей и взрослых. В больнице нет заранее отрепетированного номера — только импровизация.
— В США больничные клоуны появились в 1986 году. В России же этой индустрии всего около 10 лет. Профессии «медицинский клоун» даже нет в общероссийском классификаторе. Могли бы вы рассказать немного об истории развития этого дела?
— Да, «ЛенЗдравКлоун», где я работаю, — первая в России организация, которая начала выпускать профессиональных медицинских клоунов.
10 лет назад мы начинали с нерегулярных волонтёрских выходов. Тот, у кого было свободное от работы время, приходил и пробовал себя в этой сфере. Со временем мы стали понимать, что эффект есть, но выходы должны быть регулярными.
Поэтому стали привлекать различные фонды и инвесторов, искать гранты, благодаря которым клоуны могли бы получать стабильную зарплату и системная помощь бы развивалась.
Поддерживать одного ребёнка — хорошо, но наша задача — сделать так, чтобы как можно большему числу маленьких и взрослых пациентов стало легче.
В России пока нет исследований эффективности деятельности медицинских клоунов. Но мы опираемся на опыт наших израильских коллег — они измеряли уровень кортизола в крови у детей, с которыми работали медицинские клоуны.
Выяснилось, что в присутствии клоунов гормон стресса у детей снижается. Когда он присутствует на процедуре, некоторым даже нужно меньше анестезии.
Это хорошо не только для пациентов, но и для больницы. Например, недавно я услышала такую историю. Кто‑то из персонала собирался увольняться, потому что устал от постоянного стресса на работе. Он шёл по коридору с заявлением в руках и вдруг увидел клоуна. Общение с ним разрядило обстановку и по новой замотивировало человека. Да так, что он прямо на месте разорвал бумагу об увольнении.
Это хорошо иллюстрирует то, что наша задача — помогать не только пациентам, но и медперсоналу, столкнувшемуся с профессиональным выгоранием.
Мы хотим встроиться в систему здравоохранения. Связываемся с клиниками, обговариваем график. Сначала врачи просто смотрят на нашу работу. Если им всё нравится, мы увеличиваем количество выходов в различные отделения.
Если 10 лет назад мы работали только с тяжелобольными детьми, то сейчас нас зовут и в травматологию, и в нейрохирургию, и даже в аллергологию. Причём не только к детям, но и ко взрослым.
Например, осенью 2021 года Евгений Ледин, руководитель центра химиотерапии в МЕДСИ, пригласил нас к своим пациентам в отделении взрослой онкологии. Изначально многие врачи были настроены скептически: «Просто позвали посмотреть». Но со временем они увидели, что персоналу и пациентам идёт на пользу общение с медицинскими клоунами.
В итоге мы стали сотрудничать на регулярной основе — договорились приходить не один раз в неделю, а три. А потом нас пригласили и в другие филиалы и отделения этой больницы.
Для того чтобы реализовать все наши планы, мы открыли первую всероссийскую школу медицинских клоунов. Эта профессия только на стадии формирования — её действительно нет в реестрах. Но в декабре наши студенты впервые получили диплом государственного образца, в котором было написано: «Медицинский клоун».
— А как вы сами пришли в эту сферу? Расскажите про свой карьерный путь.
— Ещё на втором курсе циркового училища я определилась со специальностью. Сначала пробовала жонглирование, степ, фокусы, но у меня ничего не получалось. Тогда мне посоветовали изучить клоунаду.
Мой педагог, Лев Георгиевич Усачёв, 30 лет проработавший в цирке, передал мне всю свою любовь к этому искусству и нежность по отношению к зрителю. Именно этот подход позже пригодился мне в больничных палатах.
Со второго курса я стала изучать и медицинскую клоунаду. А когда нам вручили дипломы, поняла: хоть мне и хотелось бы работать в цирке, в больницах я нужнее.
— Как бы вы могли сформулировать свою миссию?
— Я с опаской отношусь к таким словам. Назовёшь себя миссионером — на голове появится корона, которая будет мешать развиваться. Отвечу так.
В детстве я решила для себя: «Хочу быть актрисой. И чтобы люди, глядя на меня, смеялись и плакали».
Какое‑то время я переживала, что эта мечта не сбылась. Но потом поняла, что работать клоуном у меня получается лучше всего. Надо порадоваться и перестать думать о том, как могло бы быть.
Многим в больничной палате плохо: кто‑то не может поесть, кто‑то скучает по дому, кто‑то просто устал лечиться. А тут приходят клоуны и вместе с человеком проживают всё это в игровой атмосфере.
Я постоянно говорю: со мной можно не только повеселиться, но и погрустить или позлиться — сделать то, что сейчас важно. Ведь только прожив беспокоящую эмоцию, её получится отпустить.
Поэтому в каком‑то смысле моя мечта сбылась: я помогаю проживать эмоции. При этом делаю это бережно, чтобы ни сам человек, ни окружающие его люди и предметы не пострадали.
О выходах в больницу
— Можно ли назвать ваши встречи с пациентами выступлениями, как в цирке?
— Это сложно назвать выступлением. Оно может длиться очень разное количество времени в зависимости от больницы, отделения и состояния людей, с которыми мы работаем. Здесь нет чёткого плана: пришли, выступили и ушли. Поэтому мы называем это выходами в больницу.
— Вы работаете одна или в команде?
— Клоуны в больницах работают по парам. Вдвоём легче создать игру и родить взаимодействие, за которым пациенты будут наблюдать с интересом, даже если сами в нём не участвуют.
Кроме того, после выхода мы даём друг другу обратную связь, проговариваем, какие моменты были удачными, а где в следующий раз нужно быть чуть‑чуть повнимательнее и поаккуратнее.
Также мы делимся впечатлениями друг с другом. Каждый ребёнок — наш учитель. Клоуну в больнице пригодятся знания абсолютно по любой теме: спорт, современная музыка, конструкторы, куклы, мультфильмы и так далее. Мы делимся всей этой информацией друг с другом, чтобы обогатить опыт своих героев.
— Опишите, пожалуйста, как выглядит выход.
— Заходя в отделение, мы меняем свой человеческий облик на клоунский. Для этого обязательно наличие более яркого костюма, но опять же — аккуратного, деликатного, без кричащих кислотных цветов.
Идём к врачам в ординаторскую. Спрашиваем, кто из детей есть в отделении, сколько их, к кому можно зайти, а к кому — нельзя.
В каждую палату стучимся, спрашиваем разрешения войти, засовываем свои красные носы. Даже если родитель разрешает, а ребёнок — нет, мы уважаем выбор пациента и уходим, не настаивая.
Мы не устраиваем одно и то же представление в каждой палате, наша задача — увидеть то, что интересует конкретного ребёнка.
Может быть, у него на кровати лежит плюшевая игрушка, или он играет в компьютерные игры, или что‑то читает. Мы быстренько «сканируем» его так, чтобы он не заметил, и задаём наводящие вопросы: «Расскажи, пожалуйста, это твоя книжка с комиксами? А что ты там в телефоне делаешь?»
Бывает, что запросы мы обнаруживаем случайно. Например, был момент, когда мы зашли к ребёнку, начали с ним играть и увидели, что мама всё время понемножку его поит, подносит к губам бутылочку, к которой он практически не прикасается. Мы говорим: «Пойдём тоже попьём, а вам желаем продолжать это так же хорошо делать!» Мама даёт нам зацепку: «Вот видишь, даже клоуны говорят, что надо пить».
Видимо, в бутылочке было лекарство. Возможно, родители малыша именно так пытались уговорить его принять какие‑то таблетки. Поняв это, мы продолжили восхищаться удивительным умением ребёнка пить. В следующий раз, когда мы пришли к нему, то начали с этой истории: «Рассказали новым клоунам, как ты замечательно пьёшь. Они захотели увидеть это своими глазами. Можно мы посмотрим?»
Родителям бывает очень тяжело напоить и накормить детей или дать им таблетки. Мы стараемся считывать эти запросы по малейшим признакам и превращать их в игру. Например, когда видим, что еда в тарелке не тронута, всегда пробуем развить из этого историю.
Об общении и эмоциях
— Как вы говорите с детьми о болезни? Вид взаимодействия зависит от диагноза?
— Мы должны уметь работать с детьми с разными диагнозами. Если мы идём в отделение травматологии, то пациентам в нём нельзя прыгать и скакать. Если в отделение нейрохирургии, то нужно найти игры потише и поспокойнее, чтобы не перевозбудить деток. А бывает такое, что после химиотерапии ребята теряют зрение, и мы тоже это учитываем.
Мы знаем, как работать с детьми с разными диагнозами. Но наша задача — не говорить об их болезнях, а, наоборот, постараться отвлечь их с помощью игры.
Другое дело, если ребёнок сам заявляет: «Я болею, я упал случайно». В таком случае мы понимаем, что ему интересно поделиться этим, и не уходим от разговора, а поддерживаем его. Например, восхищаемся шрамом: «Ого! Ты, наверное, супергерой, спасал планету!»
— А чем различается общение со взрослыми и с детьми?
— Очень многим. Если дети в основном открыты к игре и сами её предлагают, то взрослые могут не захотеть в неё вовлекаться. Иногда им нравится просто смотреть, как мы общаемся с другими людьми.
Многие думают: работая клоуном в отделениях больниц, нужно быть эмпатичным, жалостливым, уметь показывать фокусы. Но на самом деле важно быть внимательным — понимать, нужен ли ты сейчас или тебе лучше быстренько исчезнуть, чтобы не быть для другого человека ещё одним раздражителем.
— Допускали ли вы ошибки на работе?
— Самая большая сложность профессии в том, что мы не можем допустить ошибку, которая навредит ребёнку. Таких я, наверное, вспомнить и не смогу. Потому что если бы я её совершила, мне было бы трудно простить себя и работать дальше.
Были мелкие недочёты — например, когда я забывала или путала имя ребёнка. Или видела перед собой подростка без волос и обращалась к нему как к мальчику, а потом оказывалось, что это девочка. Но во всех этих случаях я тут же извинялась: «Простите, пожалуйста, у меня сегодня невнимательный правый глаз! Постараюсь больше так не делать».
Страшный сон клоуна — сделать ребёнку больно.
Наша задача — стать ребятам другом за пять минут, но на всю жизнь. Сделать так, чтобы ребёнок доверился, открылся, понял, что мы безопасны и не навредим ему, не заиграемся так сильно, что забудем про него и его травму, не причиним ему новую боль.
— В чём у вас выражается профдеформация?
— Я постоянно смотрю в глаза. Мы учим этому на тренингах: первый контакт — контакт глазами, чтобы понять, уместен клоун в палате или нет.
— Какие эмоции вы испытываете, когда находитесь в палате с тяжелобольным ребёнком? Жалость под запретом?
— Если человек, который пришёл учиться медицинской клоунаде, испытывает жалость, мы ему аккуратно объясняем, что здесь это не актуально.
Ведь лучшее, что мы умеем, — жалеть самих себя. Когда это начинают делать со всех сторон, человек превращается в жертву обстоятельств. Тогда ради чего лечиться, просыпаться, принимать лекарства? Это нерабочая стратегия. Люди, которые жалеют сами себя, даже после выздоровления могут оставаться в страхе — вдруг всё начнётся опять?
Очень важно зайти в палату с чувством радости, интересом, любознательностью. Нужно видеть в людях людей, а не их диагнозы.
Конечно, иногда не обойтись без грустных эмоций, но проживаются они не в палате, а за её пределами.
Недавно я встретила женщину, которая сказала мне: «Вам привет от Вани (имя изменено. — Прим. ред.). Его нет уже 4,5 года. Но я помню вас. Вижу вас в интернете. Спасибо за то, что вы делаете!»
Наша героиня благодарит руководителя «ЛенЗдравКлоуна» Надежду Лауниц, Международный медицинский кластер и Фонд президентских грантов, которые помогли открыть Всероссийскую «Школу медицинских клоунов».
Если вы захотите узнать об этой профессии больше или поддержать некоммерческий проект, это можно сделать на сайте «ЛенЗдравКлоуна».
Лучшие предложения
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Находки AliExpress: 20 полезных товаров дешевле 1 000 рублей
Новый год как в детстве: 6 праздничных традиций, которые поможет соблюсти техника Gorenje
Отборные скидки до 64% от AliExpress, Redmond и других магазинов
15 стильных пуховиков стоимостью от 3 000 до 15 000 рублей
10 наборов для вышивания, с которыми захочется заняться рукоделием
12 комфортных дутиков для зимних прогулок
Дайте две! Игра с промокодом на скидку 40% для всех, кто любит шоколад
Обзор TECNO Camon 30S — недорогого смартфона с достойной камерой
Обзор TECNO Spark 30 Pro — доступного смартфона, который не выбеливает селфи
12 идей подарков на «Мегамаркете» для тех, кто участвует в «Тайном Санте»