«Ювелирное дело — это моя жизнь и мой дом»: интервью с ювелиром Ильгизом Фазулзяновым
Задумывались ли вы о том, как рождаются украшения? А в чём разница между простым и фамильным кольцом? Как творит художник и чем он отличается от ремесленника? На эти вопросы нам помог ответить мастер ювелирного дела Ильгиз Фазулзянов.
Наш герой открыл первую мастерскую больше 30 лет назад. С тех пор его изделия собрали огромное количество призов на международных конкурсах, некоторые его работы хранятся в музеях, а сам он стремится к тому, чтобы создавать настоящие произведения искусства.
О профессии и творчестве
— Надо ли учиться на ювелира или можно быть самоучкой?
— Я окончил художественное училище, а ювелирному делу научился самостоятельно. И по моему опыту, именно академическое художественное образование обязательно для человека этой профессии.
А вот учиться ювелирному мастерству в специализированных учебных заведениях совсем не обязательно, если вы чувствуете себя художником. Дело в том, что в таких местах готовят в основном специалистов для ювелирных производств, и лишь единицы из них становятся мастерами, способными создавать что-то уникальное.
Везде есть баланс: много хороших мастеров не бывает и не должно быть.
— Как ювелиру перейти к работе на себя, насколько это сложно? И насколько реально создать свой бренд?
— Нужна финансовая подушка и, главное, одержимость и желание сделать что-то уникальное. Кроме того, чтобы тебя узнали и ты стал успешным, недостаточно создать единственную работу. Нужна полноценная коллекция, раскрывающая мастерство и замысел автора, которую в дальнейшем можно показать людям.
— А как вы к этому пришли?
— Это был долгий путь: более 10 лет напряжённого труда и самообразования. Всё постигалось шаг за шагом. Когда я получил первое международное гран-при, мне приходилось зарабатывать в других областях. Большую часть полученных денег я вкладывал в ювелирное искусство — создавал вещи, которые мне самому были интересны.
Сейчас все хотят тут же создать бренд. А тогда, в 90-х, никто о таком не задумывался. Ты просто изготавливал изделия, которые хотел и которые требовали люди. И думал в основном о том, как заработать, а не о создании бренда ради престижа и узнаваемости.
— Это призвание или профессия?
— Для кого как. Для меня это призвание — и, видимо, поэтому всё получается. А если это просто профессия, тогда вы ходите в мастерскую как на работу. Ювелирное дело — это моя жизнь и мой дом. Это мой личный мир. Я готов сутками находиться в студии и отдавать себя без остатка этому делу.
— Что отличает хорошего ювелира?
— В каждом ремесле есть понятие мастерства, и, чтобы его добиться, нужно посвятить этому делу много времени. Японцы измеряют его в часах, затраченных на занятие. Например, 20 тысяч часов, 40 тысяч, 60 тысяч. Шестьдесят тысяч часов — это мастер, более — уже сенсей. Если посчитать время, проведённое за верстаком, то в среднем за 5 лет ты овладеешь мастерством, за 10 лет — станешь реальным мастером, а после — уже сенсеем своего дела.
Чтобы стать художником-ювелиром, нужно хотя бы иметь академическое художественное образование. Надо знать и понимать основы композиции, чувствовать форму и цвет, чтобы потом трансформировать увиденное в уникальные ювелирные изделия.
Вообще, ювелирное ремесло — сложное искусство, оно требует понимания многих наук: и математики, и физики, и химии, и металлургии. Нужно также быть скульптором, конструктором, архитектором, уметь стучать молотком и работать за компьютером. Приходится осваивать огромное количество профессий, на это уходит много лет. Не все приходят к положительным результатам, потому что не хватает терпения и желания.
Но сохранить и трансформировать увиденное в прекрасное произведение дано лишь истинному художнику, готовому постоянно работать над собой.
— Как выглядит ваш рабочий день?
— Ровно в 10 утра я уже сижу за верстаком. Работаю до 8–9 вечера. А потом до полуночи сижу с блокнотом и карандашом и придумываю эскизы будущих изделий. У меня есть определённые требования к себе: каждый день я должен что-то придумать, создать, даже если этот проект никогда не реализуется в материале.
Художник, который серьёзно занят своим делом, не должен постоянно ждать музу. Творчество — это самодисциплина, порядок и постоянная работа. Муза же просто оберегает художника, сохраняя пространство вокруг него, чтобы он мог творить.
— Можно ли в этом деле отличиться, стать известным, великим, делать единственные в своём роде вещи?
— Великими нас делают люди. Если вы с самого начала стремитесь только к величию, наверное, вы к нему не придёте. Потому что это абстрактная величина. В современном обществе зачастую может так сложиться, что человек, который мало что из себя представляет, становится звездой.
А кто-то действительно талантливый занят своим делом, сидя за верстаком, никуда не выходит, и его произведения никто не замечает. Они проходят мимо публики. И лишь история потом покажет, кто какой сделал вклад.
— А у вас были такие амбиции?
— Знаете, без амбиций никогда ничего не происходит, но они у меня не выходят наружу. Держу их внутри себя. Каждый день я с раннего утра за верстаком — и ухожу из студии последним. Если надеть корону и ходить в ней, точно ничего не добьёшься. Ты должен каждый день прежде всего себе доказывать, что ты достоин. Ставить перед собой новые задачи и цели — и только тогда твои амбиции будут оправданы.
— Какие у вашего дела минусы и плюсы?
— Минусов достаточно. Во-первых, творчество наше дорогостоящее, а все драгоценные материалы подконтрольны государству. А во-вторых, ювелирное искусство не особо признаётся в творческой среде. Я пытаюсь эту проблему преодолеть, создавая масштабные коллекции для показов в музеях.
— А почему так?
— Когда ты произносишь «ювелирное изделие», для многих речь уже не про искусство, а просто про украшения из золота и бриллиантов. Конечно, исторически ювелиры создавали изделия на потребу клиенту, под заказ. Являются ли такие вещи предметом искусства — вопрос. Но это не значит, что в нашем деле нет настоящих художников.
Искусство — это когда ты вкладываешь идею, когда сохраняешь фрагмент времени, в котором живёшь, и передаёшь его следующему поколению. В ювелирных изделиях это сделать сложно: слишком малые формы.
Я шёл к этому более 30 лет и наконец выработал, как можно передавать через ювелирные изделия то, что происходит. Мы живём в очень интересное время, происходит трансформация мира и общества. И это можно спрятать за ширмой красоты своего изделия. Ведь ювелирное искусство очень символично. И, если правильно отрабатывать эти символы в линиях, элементах, можно вложить в произведение и скрыть тем самым огромное количество информации.
— Вы можете привести пример из вашей коллекции?
— Например, брошь «Бытие». Это две спицы, которые вяжут кружева из человеческих судеб. Или работа «Вороны», которая находится в фондах Оружейной палаты. Она была сделана в 2014 году и отражает отношения Америки с Востоком. Есть также работа «Шипы розы», которая показывает, как даже близкие люди могут стать врагами.
— Любимая часть работы?
— Любимая часть — это начать и закончить. Каждая работа делается на одном дыхании. А в мире всё меняется каждый день, и сохранить это «творческое дыхание» и творческий настрой очень сложно. Если получается, тогда выйдет офигенно. Если же всё затянется, работа станет вымученной.
— Вы часто бываете недовольны своими работами?
— Раньше такое бывало чаще, сейчас — реже, потому что опыт позволяет заранее видеть результат.
Об изделиях
— Всегда ли ювелиры работают с драгметаллами? И вообще, всегда ли они занимаются именно украшениями?
— В основном да. Но сейчас появился очень хороший материал — титан. Правда, для меня самого пока вопрос, будут ли изделия из него считаться ювелирными. Не факт. Но из титана можно создавать уникальные вещи, которые способны стать арт-объектами.
Конечно, понятие «ювелирная работа» может быть применимо во многих отраслях производства. Можно сделать комод с ювелирными элементами, фоторамки, картины. Спектр возможностей ювелирного дела огромен.
— Как придумывается украшение? Каков процесс его создания?
— Рождается идея, ты её зарисовываешь, подбираешь материалы, с помощью которых её можно воплотить. Потом включаешь в процесс технолога и думаешь, как это изделие разложить по деталям и потом собрать. После всего этого создаётся окончательный рабочий эскиз, который отражает, как эту работу можно создать в материале, не потеряв при этом изначальной идеи, ставшей источником вдохновения.
Потом делается макет. Он может быть из всего — например, из пластилина или бумаги. Также используется компьютерное моделирование, результат которого потом можно распечатать в пластике. Какие-то детали делаются с помощью 3D-технологий, а какие-то — вручную. Для меня самое приятное — это вырезать предметы из воска.
После определяется, в каком металле и цвете тебе необходимо изделие, и ты отправляешь его в литьё. Затем начинается процесс обработки. Здесь мне нужны помощники для ускорения процесса. Каждый элемент изделия обрабатывают и полируют, огранщики параллельно занимаются камнями.
Затем идёт сборка — и настоящий праздник, когда всё совпадает и подходит. Ты заканчиваешь работу, и у тебя возникает временный момент усталости. А когда начинаешь новый проект, снова наполняешься волшебной энергией.
— Сколько по времени может занять работа над изделием?
— В среднем на одну работу уходит около двух месяцев. Конечно, бывают изделия, которые создаются годами. Если ритм сбился, то ты откладываешь работу и ждёшь того момента, когда почувствуешь эмоции, схожие с теми, что были, когда ты её начинал.
— Вы работаете с очень дорогими материалами. Часто ли бывает брак и что с ним делать?
— Без брака, конечно, в нашем деле не обходится. Приходится всё переплавлять и начинать заново. Брак чаще всего случается в литье, поэтому я стараюсь делать больше работ, которые меньше от него зависят. Например, выполняю изделия с помощью ковки, проката и так далее.
— Как начать работать с дорогими материалами и производить дорогие изделия?
— Когда ко мне приходят молодые ювелиры, я советую начать с серебра. Так можно набраться опыта и заполучить клиентов. Есть изделия, которые в серебре смотрятся плохо, тогда их можно позолотить. Со временем у вас появятся клиенты, которые захотят ваши работы не в серебре, а в золоте. Всё происходит шаг за шагом, не получится сразу наделать вещей из золота с бриллиантами и всё это продать.
— Помните своё первое украшение?
— Да, конечно. Это были национальные серьги в татарском стиле, выполненные в технике филигрань. Я сделал их в 1992 году. В Казани, где я жил, были музеи, в которых хранились национальные украшения. И они меня вдохновляли. Мы плотно работали с искусствоведом и создавали изделия, часть из которых вошла в коллекции музеев Казани. А те первые серёжки висят в витрине у меня в кабинете.
— Какое самое дорогое изделие вы делали? Почему оно было таким?
— Дорогое по сумме? Или то, что было особенно по сердцу? Про первые я не очень люблю говорить. А вот дорогих сердцу очень много, потому что я в своих изделиях записываю всё, что происходит в моей жизни. А если благодаря каким-то украшениям ты ещё и получаешь известность, они становятся вдвойне дорогими. Например, это одна из моих самых известных работ — подвеска «Снегири», которая завоевала огромное количество призов. Мир узнал обо мне благодаря ей, и она очень дорога моему сердцу.
— С каким материалом сложнее всего работать? А с каким, наоборот, проще?
— Самое сложное — это работать с эмалью, поэтому не все берутся за эту технику. Ты должен стать одним целым с этим материалом, потому что он непредсказуем и слушается, только когда ты с ним говоришь на одном языке. Всё остальное благодаря опыту не вызывает сложностей.
— Откуда вы берёте материалы для изделий?
— Металлы можно покупать в банке, камни — у лицензированных компаний. Или ты можешь сам приобрести где-то камни, пройти таможню и оплатить налог за ввоз. То есть оборот этих материалов контролируется государством.
О драгметаллах и камнях
— Почему нет изделий из чистого золота? Что туда подмешивают? И откуда берётся белое золото?
— Чистое золото мягкое, как пластилин, из него невозможно делать украшения, а добавки придают ему твёрдость. Такие примеси называются лигатурой. В основном в золото добавляют серебро и медь. А если оно белое, значит, туда добавили платину, никель, палладий.
— Кто ставит ювелирную пробу?
— У нас в стране это делает пробирная палата, а не сам мастер. Ювелир же ставит на изделие свой именник, который выдаёт государство. На нём отображены год и место изготовления, код мастера или фирмы. Зная именник, вы можете ввести в поисковике шифр и узнать, кто, где и когда изготовил ваше изделие.
— Меняется ли как-то золото после переплавки? Устаревает, портится?
— При частой плавке металла происходит так называемое старение металла. Поэтому каждый раз при очередной плавке нужно добавлять какую-то долю чистого золота, иначе при прокате он может быть хрупким.
— Искусственные камни — это плохо? Почему к ним все так скептически относятся?
— Раньше я тоже плохо относился к лабораторным камням, но поменял своё мнение. И теперь использую их в своих работах. Современные компании стали производить камни очень высокого качества, они ничем не отличаются по свойствам от натуральных.
Когда ты создаёшь какую-то сложную работу, тебе нужен камень конкретного цвета, чистоты и сложной огранки. Такой или невозможно найти в природе, или он будет крайне дорогим. Зато его можно заменить лабораторным. От этого изделия не теряют свою ценность.
Здесь каждому покупателю нужно понимание, что он приобретает: произведение ювелирного искусства таким, каким его задумал автор. Если ему важнее, чтобы там были натуральные камни, то он должен быть готов к дорогой покупке. К примеру, живописец может использовать любые материалы для самовыражения, и от этого картина не теряет ценности. Так и в нашем деле.
— Почему всякие стразы типа Swarovski так дорого стоят?
— Это исключительно пиар, бренд. Они молодцы, что набрали хорошую команду дизайнеров, создающих современные, качественные вещи, которые нравятся покупателю. Выглядит модно, блестит красиво. При этом все понимают, что такое же изделие в драгоценных материалах будет в разы дороже. И в итоге стоимость страз уже может казаться не такой высокой.
— Что вообще определяет цену изделия?
— Материалы, из которых оно сделано, стоимость работы, налоги, бренд, имя мастера. Если это авторская работа, созданная каким-то узнаваемым именитым ювелиром, то изделие может стоить дороже. Это так называемый авторский коэффициент.
— Почему ювелирные дома вроде Cartier, Bvlgari, Tiffany стали такими великими? Что их отличает и обоснована ли цена?
— У них есть богатая история. Они появились во времена «золотой эпохи» ювелирных украшений: в конце XIX — начале XX века. Благодаря своей истории и рекламе эти компании завоевали мировое господство на рынке и смогли устанавливать свои цены. Но сейчас их положение немного ослабевает, потому что многие покупатели всё больше хотят уникальных авторских произведений и выбирают более камерные ювелирные дома.
О выборе украшений
— Можно ли невооружённым глазом распознать подделку?
— Если через ваши руки проходит огромное количество ювелирных изделий, это реально. Неспециалисту же это сделать сложно. Если вы берёте ювелирные изделия в руки раз в полгода, то вряд ли отличите подделку просто на вид.
— Какое золото лучше выбирать? Или, может, отдать предпочтение другим металлам?
— Главный критерий выбора украшения — чтобы вам оно нравилось. А дальше уже можно обратить внимание на нюансы. Лучше выбирать 18-каратное золото — это 750-я проба. Также стоит обратить внимание на то, как украшение изготовлено: как сделан и работает замок, как закреплены камни.
— Какой выбрать камень, если у тебя не очень большой бюджет?
— Вторая группа самоцветов — прекрасные камни. Это могут быть аметисты, бериллы, турмалины, опалы, гранаты. Они ценятся всё больше и становятся очень популярными среди ювелиров. Так что можно найти красивые и интересные изделия с такими камнями, и с годами их стоимость станет ещё выше.
— Какое украшение может стать фамильной драгоценностью?
— Во-первых, то, что ты делаешь для себя, используя какие-то свои символы и смыслы. А во-вторых, это может быть уникальное произведение современного мастера, которое ты покупаешь и сохраняешь в своей семье.
Лучшие предложения
Выгодно: мощный пауэрбанк Rocoren со скидкой 40%
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров ноября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Создаём новогоднее настроение: 15 классных товаров для дома
Выгодно: GaN-зарядка Baseus на 65 Вт со скидкой 62%
Цена дня: Bluetooth-колонка Tronsmart за 11 900 рублей
Надо брать: автоматическая кофемашина DeLonghi за 25 492 рубля
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
7 вопросов про рак лёгкого, ответы на которые важно знать всем
Что нужно знать о детских автокреслах: полезный гайд для родителей
Как воспитать инициативного ребёнка: 5 советов для ответственных родителей
Кем стать, когда вырастешь: проект для тех, кто не может решиться на перемены