Рабочие места: Александр Пятигорский, директор по цифровым коммуникациям компании «Билайн»
Здравствуйте, Александр. Спасибо, что приняли участие в нашем проекте. Расскажите, чем вы занимаетесь. Что скрывается за словосочетанием «цифровые коммуникации»?
Я директор по цифровым коммуникациям с клиентами в компании «ВымпелКом» и занимаюсь именно коммуникациями с клиентами на всех цифровых площадках, которые есть у компании. В связи с этим у меня пять основных задач.
Первая — это управление всем, что видят наши клиенты, внутренние и внешние, в сети Интернет и Интранет. Это сайт, личный кабинет, мобильное приложение, коммуникации в социальных медиа, информирование — то, с чем люди сталкиваются именно в Сети. Моё подразделение отвечает за эти площадки с точки зрения внешнего вида, функциональности, юзабилити.
Вторая задача — это то, что касается электронной коммерции. То есть наш интернет-магазин и продажи в онлайне.
Третья — это социальные сети. Всё, что в них происходит. От процессов обслуживания клиентов, если они обращаются с какими-то проблемами, до рекламных акций и коммуникаций с блогерами.
Четвёртое — это big data — сбор и анализ данных и применение полученных знаний в уже реактивном режиме.
Ну и пятая, сама важная, функция — это тотальная трансформация всей компании. Иными словами, переформатирование «Билайна» из классической телеком-структуры в нормального игрока цифрового мира, в котором мы уже живём.
Каким достижением вы гордитесь?
Мобильным приложением для клиентов. Это был реальный кейс, когда мы делали его не как телеком, а как интернет-компания, работающая по правилам цифрового мира. Создавали не огромного слона, а минималистичный продукт. Недавно запустили работу приложения на Apple Watch.
Разработка шла в согласии с принципом, который, с моей точки зрения, должен лежать в основе создания любого качественного продукта в digital-среде. Продукт должен основываться на трёх столпах. Номер один — это взаимосвязь «клиент — продукт», то есть что и зачем ты делаешь. Номер два — это деньги. Мы не благотворительная организация, продукт должен приносить прибыль. Номер три — это технологии. Только соединив это воедино, сможешь сделать качественный продукт.
Где вы научились всему этому?
В относительно новых профессиях всё берётся из опыта. Есть несколько вещей, которым я учился на тренингах, семинарах и курсах, вроде методики Agile-разработки. По классическому своему образованию я менеджер по управлению проектами, закончил Государственный университет управления. Моя специализация — «управление инфраструктурой здания», то есть я умею делать так, чтобы объекты недвижимости были очень эффективными. Но процесс управления проектами, по сути, везде одинаковый. А дальше — опыт. Сначала стартаперский, я работал в нескольких компаниях. Потом поработал в «Яндексе», что дало мне совершенно уникальные знания о разработке больших продуктов и о больших масштабах. Я увидел работу, когда во главу угла ставятся не деньги, а клиент, то есть качество готового продукта. После этого занимался e-commerce в розничной сети МТС. Полтора года я в «ВымпелКоме».
Тем, кто собирается свою жизнь связать с работой в вашей сфере, имеет смысл тратить пять лет на обучение?
У меня очень своеобразное отношение к классическому образованию. Я не очень понимаю, чему сейчас учат. Если бы преподавали как тогда, когда учился я, то я бы сказал скорее нет, чем да. Ту часть, которую я использую в реальной жизни, можно было бы спокойно изучить за два года, а не за пять.
Вполне возможно, что образование изменилось и сейчас за пять лет дают больше правильных знаний. Сейчас только-только начали появляться даже не программы вузов, а программы дополнительного образования, которые действительно релевантны. Я сам преподаю в Школе новых медиа при Высшей школе экономики. И подобные проекты сейчас появляются и развиваются: приводят людей из бизнеса, рассказывают про реальный жизненный опыт. Но насколько это относится к тому, что происходит в течение пяти лет в студенческой жизни, я не могу оценить.
Лучше учиться в России или за рубежом?
Всё зависит от конкретной цели конкретного человека. Есть и те вещи, которым можно достаточно неплохо научиться здесь. Всё-таки у российского digital есть определённые особенности, и лучше учиться им у отечественных специалистов. А есть те вещи, которые у нас, к сожалению, не преподаются.
В своё время, когда нужно было огромное количество специалистов, которые пишут на Java, то в России не было ни одного вуза, который поставлял бы их. Все были самоучками. Это очень показательный пример. И я не думаю, что ситуация сильно изменилась относительно востребованных языков программирования.
Какие образовательные ресурсы посоветуете?
Лично я активно использую Coursera и TED как источник дополнительных знаний и вдохновения. Но далеко не все могут черпать знания из непрямого дистанционного образования, кому-то нужно слушать и записывать лекции в офлайне.
А книги?
Я визуал, поэтому предпочитаю видеокурсы. Из книг, которые на меня повлияли, могу назвать «Бизнес в стиле фанк» Кьелла Нордстрема.
Какие сильные стороны помогают вам в работе?
Одна из сильных сторон, которая помогает в работе, — это умение быстро, но при этом взвешенно принимать решения. Не предпринимать шагов, когда у тебя мало информации, не делать ничего импульсивно, но действовать быстро, когда хватает сведений для принятия решения.
Ещё очень спасают любознательность и незашоренность. Это бич многих компаний, когда руководители, особенно много лет живущие в своём бизнесе, смотрят на него «замыленным» взглядом.
Часто сотрудники, которые проработали в «ВымпелКоме» 12–14 лет, получив мой ответ на свой вопрос, находятся некоторое время в шоке, потому что они никогда с этой стороны на проблему не смотрели. Понятно, что, к сожалению, вместе с опытом работы в компании зашоренность появляется. Но надо выдавливать её из себя по капле.
Как выглядит ваше рабочее место?
Мне очень нравится в «ВымпелКоме», что здесь все кабинеты стеклянные: это позволяет быть ближе к коллегам.
У меня максимально безбумажный стол. Не потому, что я не люблю бумажки (я их обожаю), они просто не нужны. Но всегда на столе лежит блокнот. Если кто-нибудь его пролистает, подумает, что я сумасшедший, потому что в нём обрывки мыслей, всякие человечки нарисованы. У меня память так устроена: если я что-то записал, то я это не забуду. Чаще всего на написанное я никогда больше не посмотрю.
Всё оборудование на моём столе, не считая офисного телефона, произведено компанией Apple. Поймали они меня в свои сети. В систему, из которой теперь довольно сложно выбраться, хотя в качестве второго телефона у меня всегда что-то есть. Сейчас — «Билайн Смарт 3», наш собственный Android.
Из основных рабочих программ установлены мессенджеры. У меня есть команды, с которыми я общаюсь в WhatsApp, в Telegram. Для топ-менеджмента у нас Slack. В остальном — стандартный офисный набор.
Я всё меньше пользуюсь компьютером, всё больше — телефоном. Когда смотришь на процентное соотношение мобильного трафика и трафика с больших устройств, понимаешь, что мобильные технологии впереди и надо воспринимать все продукты, которые мы делаем, так, как увидит большая часть наших клиентов. То есть именно с экрана мобильного телефона. Поэтому компьютер для меня стал печатной машинкой. Я его беру с собой, когда мне нужно писать какие-то длинные письма.
Вы делаете ставку на смартфоны? Как они, по-вашему, будут развиваться?
Из тех вещей, которые мне очевидны: смартфон станет ещё больше, несмотря ни на что. Пока все эти эксперименты с гнутыми экранами, складывающимися экранами, проецирующимися экранами не выглядят успешными. Но мы понимаем, что мир технологий изменчив. Я искренне верю в распознавание голоса. Уже сейчас эти продукты довольно качественные.
Ну и всё, что касается облачных технологий. Если утопически мыслить, то сам девайс уже станет неважным, а важно будет, что у тебя за облако. Облако будет и операционной системой, и хранилищем. Взял любое устройство в руки — оно превратилось в твоё.
Как вы организуете свой день?
Я сова. И когда даже устраивался на работу, я честно Михаилу Слободину сказал, что он может меня вызвать в любой момент, но до одиннадцати мой мозг не работает. Хотя чаще всего рабочий день начинается в 9–9:30, у некоторых коллег — ещё раньше. И день забит встречами от начала до конца. Время, в которое я могу подумать, разобрать почту или написать презентацию, начинается после 20:00, чаще всего дома.
У меня забит календарь на неделю вперёд. Чтобы повстречаться, нужно встречу назначать за неделю. Основная просьба к ассистенту — не ставить больше пяти получасовых встреч подряд, потому что на шестой мозг превращается в кашу.
А такое понятие, как digital detox, вообще в жизни присутствует?
Да, как ни странно. Но это неосознанный процесс. У меня нет конкретной зависимости от смартфона. Если я сутки не буду брать его в руки, ничего не случится. Основной детокс — пока я еду с работы или на работу. Это занимает много времени, и это отдых, потому что писать ничего не возможно. Но иногда я в это время смотрю сериалы и таким образом практикую иностранные языки.
И вы успеваете высыпаться?
Кто вам это сказал? :) Нет, конечно.
Применяли методики тайм-менеджемента, чтобы упорядочить работу и отдых?
Я много с чем экспериментировал, много книг Глеба Архангельского перечитал, пытался применять техники. Пришёл к выводу, что лучшая система тайм-менеджмента — это мой ассистент, который понимает мой ритм жизни и подстраивается под него. Объём задач огромен, и есть один правильный инструмент — это делегирование хорошей команде. Никакого другого инструмента тайм-менеджмента для меня не существует.
Успеваете ли вписать в график спорт?
Да, но сильно меньше того, сколько хотелось бы. Я обожаю плавать, но если раз в неделю попаду в бассейн — это большое счастье.
Вы постоянно работаете с социальными сетями, а в личных целях ими пользуетесь?
На самом деле, я их использую исключительно в личных целях, на работе я отвечаю за то, чтобы они были эффективным инструментом для компании. Для профессионального общения я использую LinkedIn. Признаюсь честно, связанные с работой люди приходят ко мне в Facebook*, но я их далеко не всегда добавляю, потому что это лента моих друзей. Это не очень популярное поведение для публичной персоны в крупной компании, но пока я систематически чищу ленту, чтобы она оставалась личной, а не рабочей. Хотя на профессионалов рынка я подписан и с удовольствием читаю.
Представьте, что с помощью магии вам подарили четыре дополнительных часа в сутках. На что бы вы их потратили?
Три из них я бы спал. Шучу. Не хватает времени на стратегию, чтобы дальше смотреть вперёд. Час из этих четырёх я бы точно потратил на общение со своими коллегами не из моего подразделения, для того чтобы «вправлять мозг» и себе и им. Но не в смысле агрессии, а чтобы делать их чуть ближе к цифровому миру, чтобы они понимали, что когда мы приходим к ним со странными задачами и мыслями — это не просто так. Иногда нет времени объяснять, мы говорим: «Надо». Хочу, чтобы коллеги понимали, кому и зачем надо.
Лайфхакерство от Александра Пятигорского
- Нужно быть честным с самим собой. Я вижу множество ребят, которые бегут в IT-индустрию, потому что это популярно, хотя на самом деле это не для них. Делать надо то, что нравится, и не поддаваться модным тенденциям.
- Пользоваться благами digital-мира, потому что тебе это нужно, а не потому, что все так делают. Если гаджет удовлетворяет — живи с ним.
- Всем менеджерам, работающим в области digital, нужно взять за правило и выучить хотя бы один язык программирования. Это всё равно как работать в большой международной компании и не говорить на иностранном языке.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий