Рабочие места: Александр Орлов, управляющий партнёр «Стратоплана»
Кого сложнее учить — взрослых или детей?
С детьми работать не доводилось. Но у меня трое своих — 3, 12 и 14 лет. Когда у старшего начался переходный возраст, общаться с ним стало невыносимо. Потом вычитал, что у подростков активно развивается критическое мышление, которое они тренируют в спорах со взрослыми (со сверстниками неинтересно). Я стал относиться к спорам как к тренировке, перестал раздражаться, общение наладилось.
Но взрослые учатся совсем не так, как дети в школе. У них есть свой опыт, свой порог критичности и скепсиса. И пока это не преодолеешь, до мозга не достучишься. Приходится искать новые методики: перевёрнутые классы, проектное обучение и так далее.
Насколько эффективно онлайн-обучение?
В онлайне не потрогаешь человека за руку, не встанешь к нему поближе. Невербальные каналы не работают.
Но у онлайн-обучения больше возможностей, чем принято думать. Например, если объединить людей в группу и расшарить, к примеру, документ в Google Docs, получаются крутые мозговые штурмы. Можно проводить переговорные поединки по Skype и так далее.
За счёт длительности обучения, правильно выстроенной методики и доступности экспертов и информации учиться онлайн порой гораздо эффективнее, чем стоять в пробках и ездить в классы.
Как выглядит твоё рабочее место?
Сейчас работаю из офиса. Там у нас целая студия. Выглядит это примерно вот так.
- Свет — 3 лампы, дающие по 500 Вт каждая.
- Бренд-волл — 3 метра в ширину и 2,5 метра в высоту.
- Флипчарт с блокнотом, чтобы можно было пояснять свои мысли.
- Два компьютера для трансляции (в каждом плата видеозахвата).
- Камера Sony HDR-CX400E.
- Кликер, чтобы удалённо переключать слайды презентации.
- Большой телевизор, на который выводятся вопросы слушателей.
- Монитор, на который выводятся слайды.
Когда нужно написать статью, выбираюсь из студии в антикафе. Беру с собой ноутбук Dell XPS и телефон Samsung Galaxy S8+.
При этом все уведомления у меня отключены. Если случится катастрофа, мне позвонят, а для работы с текстом нужно состояние потока.
Даже в почту не заглядываешь?
Раньше мой день определялся потоком входящих сообщений. В Intel я приходил на работу, открывал Outlook, на меня вываливалась пачка писем. Начинаешь всё это разгребать, тут же подтягиваются твои сотрудники и коллеги: «Саша, хорошо, что ты уже пришёл, есть пара вопросов».
Весь день пробираешься сквозь эти падающие задачи. К вечеру всё разгрёб, а утром приходишь на работу, открываешь Outlook… День сурка!
Самый лучший совет по тайм-менеджменту — не читать электронную почту утром.
Когда я последовал ему и перестал проверять почту в течение первых утренних часов, было очень непривычно. Теперь мне нужно было самому думать, что делать. Решил развиваться как бизнесмен: слушал подкасты, читал чужие и писал свои статьи.
Когда утром тратишь два часа на себя, возникает потрясающее ощущение, что этот день уже прожит не зря. Это даёт такой всплеск энергии, благодаря которому легко справляешься с обычной работой. Окружающие удивляются, чего тебя так попёрло. А всё дело в правильно проведённом утре.
А как у тебя обстоят дела с планированием?
Я то пишу планы на день, то перестаю. Планы важны, но важнее понимание, что и для чего ты делаешь. Списки задач, рабочие и домашние, веду в Wunderlist (просто, удобно и ничего лишнего). Календарные события, созвоны и вебинары контролирую через Google Calendar, расшаренный между командой и студентами.
В какой-то момент пришёл к тому, что мне интересно делать прикольные и полезные вещи в режиме «пиратских набегов»: собрались, хорошенько поработали, в итоге получился проект, про который не стыдно рассказать. Это наполняет меня энергией.
Какими качествами и навыками должен обладать хороший менеджер? И как их развить?
Личностные (ориентированность на результат, ответственность и прочие) не развиваются или развиваются очень плохо. Поэтому с ними обычно всё решается методом отбора.
Навыковые компетенции (умение выступать публично, делегировать, отбирать людей в команду, писать письма) можно развивать. Методики наработаны.
Самый дельный способ развития навыков — делать.
Не умеете публично выступать? Смотрите на YouTube видеокурс Радислава Гандапаса про публичные выступления, готовите выступление перед коллегами (студентами, родными, близкими), выступаете, записывая себя на камеру. Потом смотрите запись, плачете и отмечаете, что поправить.
Ты сам умеешь делегировать полномочия?
Мне кажется, что да. Но это не мешает мне зарабатываться. Когда ты сильно увлечён делом, ты начинаешь перерабатывать. Но в последнее время стараюсь всё передавать команде. Передаю сразу.
Да, люди будут ошибаться. Ну и ладно, я их подправлю, если что. Но по-другому они не наработают опыт. Когда они ошибаются, я прямо радуюсь (они-то не очень), потому что они становятся опытнее.
Важна ли физическая активность для продуктивности или это миф?
Сначала мне казалось, что не нужна. Зарядка? Да ладно! Но потом повесил дома турник, чтобы дети подтягивались, и заметил, что как-то они не подтягиваются. Решил личным примером показать, как надо, и втянулся. С тех пор вот уже четыре года тренируюсь. Энергии стало значительно больше — это правда.
Моя стихия — гантели, подтягивания, отжимания. Первые полгода занимался с тренером, потом решил, что и сам могу. Обычно у меня четыре тренировки в неделю по одному часу: ноги, плечи, грудь-трицепсы, спина-бицепсы, пресс на каждой тренировке.
Получаю удовольствие от того, как мышцы болят на следующий день. Если хорошо позанимался, начинают болеть в тот же день. Становится больше энергии, прекрасно себя чувствуешь. Пожалуй, сейчас, к 39 годам, я в лучшей форме за всё время.
Какие три книги ты посоветуешь прочитать менеджерам?
Я считаю тренинги полезнее книг, но всё же есть маст-риды.
1. «Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей» Ицхака Адизеса
Идеального лидера не существует, потому что лидерство состоит из четырёх компонентов, которые друг другу в чём-то противоречат.
Людей другого типа мы зачастую воспринимаем в штыки, потому что у начинающего руководителя своя типология людей: «Есть такие, как я, и неправильные». В этой книге написано, как общаться с людьми других типов: вот эти фразы им не говорите, а вот эти говорите.
2. «Человеческий фактор: успешные проекты и команды» Тома ДеМарко и Тимоти Листера
Эта книга в своё время перевернула моё представление об управлении командами, показав, что давление на людей — это не лучший способ управления.
3. «Жёсткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат» Дэна Кеннеди
А эта книга уже много лет спустя добавила к моей картине мира тот факт, что руководитель не должен быть мягким со всеми. Иногда надо быть и жёстким, особенно если ты владелец компании.
А какие три видео нужно посмотреть менеджерам?
- Светлана Иванова, «Искусство подбора персонала». Исчерпывающий краткий учебник, как отбирать людей, техники и методики подготовки правильных вопросов для собеседования.
- «Конструктивная конфронтация, или Как решать конфликты по схемам». Это один из моих вебинаров, где я рассказывал HR-специалистам, как решать конфликты. Это техника одного из основателей компании Intel Эндрю Гроува, которую мы доработали.
- Выступление Владимира Герасичева перед непонятной аудиторией. Про то, что такое нужно, важно, можно, выбор и так далее. Когда смотрел, было ощущение, что у меня переворачивается мозг.
Какое твоё финальное напутствие читателям?
Живите так, чтобы было о чём рассказать внукам, и будьте собой. Другим можно солгать, раздуть свой статус, но себе не соврёшь.
Поэтому, друзья, делайте то, что вам интересно. Читайте книги, читайте Лайфхакер, меняйтесь и идите своим путём. И тогда точно будет о чём внукам рассказать.
Станьте первым, кто оставит комментарий