С чего начались путешествия
Мне 30 лет, я родился в маленьком городе Урае и изначально был здоровым. В детстве у меня нашли ретинобластому. Это один из видов рака — опухоль в сетчатке глаза. Врачи удалили образование, я выжил, но к двум годам совсем потерял зрение.
Благодаря родителям я рос активным ребёнком. Они занимались моим образованием: мы много читали, изучали страны, города и реки.
Самыми интересными для меня стали книги про путешествия.
Когда я перечитал все известные романы на эту тему, мы стали запрашивать в библиотеке что‑то поинтереснее. Например, мне привезли из Москвы дневники Христофора Колумба. Они породили во мне жгучее желание путешествовать.
Я довольно быстро адаптировался к жизни. Это тоже заслуга родителей. Они не окружали меня гиперзаботой: позволяли самому резать овощи, разогревать еду на старенькой газовой плите, отпускали гулять со зрячими сверстниками. Поэтому с детства я очень самостоятельный.
После садика я учился в школе‑интернате для слепых и слабовидящих в Верхней Пышме. В это время моя любовь к путешествиям окрепла. Когда позволяли деньги, родители вывозили меня в небольшие поездки. Например, в Краснодарский край и в Казахстан.
Параллельно я занимался спортом. Это помогло научиться лучше ориентироваться в пространстве и стать более подтянутым. Я даже был в молодёжной сборной России по голболу — игра, где надо забросить в ворота соперника звенящий мяч. Ещё занимался велоспортом и дзюдо. Всё это сделало меня более уверенным и стойким.
В 14 лет в моей жизни путешественника состоялся главный перелом. Тогда я освоил компьютер. В это время уже были специальные программы для слепых. Благодаря этому я смог простроить своё первое путешествие. Изучил Карибы, выбрал интересные места в Доминиканской Республике, придумал программу, нашёл экскурсовода, рассчитал стоимость и показал маме. Она мне доверилась, они с папой накопили деньги, и мы поехали. Это была первая поездка, которую я полностью самостоятельно организовал, хоть поехали мы с мамой.
В 16 я повстречал другого слепого, успешного и активного. Благодаря ему я понял, что ограничений как таковых нет. Очень важно, во‑первых, как следует научиться коммуницировать с людьми. А во‑вторых, ходить с тростью. Тогда все дороги тебе будут открыты. С тех пор начались мои активные путешествия: яхтинг на Байкале, автостоп по Европе, поездки в Среднюю Азию и в Африку, с друзьями и в одиночку.
Как идёт подготовка к путешествию
Чтобы путешествовать в одиночку, будучи незрячим, нужно три вещи.
Во‑первых, очень сильно этого хотеть. Чтобы желание перевесило все страхи.
Во‑вторых, любить процесс организации.
Для меня путешествие начинается, когда я готовлюсь к нему, а не когда сажусь в самолёт.
В этом есть особый кайф: искать, изучать, находить оптимальные варианты, всё бросать и придумывать новый маршрут.
В‑третьих, как следует готовиться: изучать маршруты, запоминать важные географические точки, находить людей, которые помогут на месте. Не всегда есть возможность заглянуть в специальные карты на смартфоне, поэтому приходится многое запоминать. Например, адреса, повороты, перекрёстки.
Важно и полезно находить кого‑то, кто поможет, сопроводит, покажет что‑то интересное. Для этого можно искать сообщества в соцсетях с русскими в городе. А дальше — написать, что я слепой и приезжаю в гости. Спросить, хочет ли кто‑то встретиться, показать интересные места. Я, со своей стороны, могу привезти какой‑то подарочек или посылочку с родины либо просто предложить общение.
Даже в Танзании я смог найти большое русскоязычное сообщество. А в Италии одна знакомая закинула меня в закрытый чат с девчонками. Там она рассказала, что я еду во Флоренцию. Ко мне на свидание записалось аж 12 девушек. Куда мы только не ходили: с одной просто гуляли, со второй пили чай, с третьей на купол залезли, а с четвёртой были на кладбище.
То есть самое важное — это подготовка, подготовка и ещё раз подготовка. Составьте план, изучите маршруты, запомните, где ваш отель и где по отношению к нему другие интересные места. Изучите систему транспорта, кафешки; в музеях часто есть помощь для незрячих. И не бойтесь общаться с людьми. Их помощь в любом случае понадобится.
Как проходят путешествия
Я еду до аэропорта, там беру службу сопровождения, которая есть в любом городе. В России, кстати, она работает лучше всего. Меня сажают на самолёт, и в пункте назначения я снова обращаюсь в службу сопровождения.
Мне помогают получить багаж, поменять немного денег, если нужно, и обязательно взять сим‑карту с доступом в интернет. Последнее — критически важно для меня. Благодаря специальным программам для слепых я могу свериться с картами, уточнить какие‑то детали, понять, где нахожусь и куда идти. По большому счёту, это единственный важный и доступный для меня инструмент в путешествии, поэтому сеть должна быть всегда.
Потом я прошу довести меня до автобуса или такси. Я всегда изучаю заранее, какой номер маршрута мне нужен и куда он едет.
Обычно автобусы от аэропорта идут в центр города. Недалеко от того места, куда прибывает транспорт, я беру отель. Заранее изучаю по карте, как дойти от остановки до гостиницы, и добираюсь с небольшими подсказками. Место жительства — моя опорная точка. Там я могу выдохнуть, и оттуда строятся мои маршруты. Если что, я всегда могу вернуться и начать свой путь ещё раз.
Сейчас, конечно, я с опытом. Могу, просто сидя в Милане, выбрать какой‑то ресторанчик и отправиться туда по навигатору. Но поначалу я планировал всё по часам: 8:00 — завтрак по такому‑то адресу, потом полчаса на переход до музея, 10:00–11:30 — экскурсия в музее, номер гида и группы, потом обед. И так весь день расписан.
Моя задача — по навигатору дойти до точки, а там я уже с помощью людей могу сориентироваться, в какую дверь заходить.
Как наслаждаться поездкой вслепую
Я ничего не вижу, но всегда найду, что потрогать, понюхать, попробовать, послушать. Я много где бывал, и везде находится что‑то прекрасное.
Если выделять несколько стран, то топ выглядит так.
На третьем месте Доминикана и Занзибар. Это экзотика, райские фрукты, о которых ты раньше не знал. Там заметен интересный контраст между невероятной нищетой, мусором и бездорожьем, которые граничат с райскими пляжами и бухтами, где забываешь обо всём.
На втором месте Грузия, где я больше всего оценил гостеприимство. Там шикарные горы, потрясающее вино и сыр. Грузия богата историческим наследием, там я полазил по пещерным городам. А самое яркое впечатление осталось от рыбного рынка в Батуми, где ты выбираешь рыбу, тебе её тут же разделывают и готовят, а потом ты наслаждаешься ей за столиком.
Я обожаю рынки, потому что там много запахов, вкусов, звуков. Даже будучи незрячим, во всём можно найти свою прелесть.
А ещё это единственная страна, где россиянам можно свободно находиться год без визы, что очень удобно.
Номер один для меня — Италия. Это сочетание интересной культуры, истории, вкусной кухни. При этом там несколько морей. В Италии я впервые получил эстетическое удовольствие от картин. Я на ощупь мог насладиться великими работами в галерее Уффици, потому что там есть специальные модели для незрячих.
Многие считают, что основное восприятие в путешествии связано со зрением. Но всё же в поездке самое главное — впечатления.
Я очень люблю какие‑то экстремальные ситуации. Например, прыгать с парашютом или нырять с аквалангом.
Экстрим занимает большую часть моей жизни. Я много чего перепробовал. Названия некоторых развлечений даже не знаю. Например, я летал с парашютом над морем. Это когда тебя выдёргивают с корабля, и ты паришь над водой. Будучи слепым, не знаешь, когда упадёшь в воду, и это падение становится неожиданным, мне очень понравилось.
Нырял с аквалангом. Мы даже разработали небольшой тактильный язык с инструктором. Так мы могли понять друг друга под водой. В Казани на голубых озёрах мы погружались на 40 с лишним метров, и это незабываемый ощущения.
Ещё я занимался фридайвингом — погружением в воду на задержке дыхания без акваланга. Ты плывёшь в бездну вслепую, и в какой‑то момент возникает ощущение, что паришь в невесомости, и ты опускаешься всё глубже и глубже. Надо быть очень осторожным. В будущем мне бы хотелось попробовать погрузиться ещё и с акулами.
Классно было прыгнуть с банджи в Сочи, мне понравилось даже больше, чем с парашютом. Потому что здесь нужно сделать прыжок в бездну самому, преодолеть себя, а это я люблю. Пока самая большая высота, с которой я прыгал, — 207 м. Но я ищу очень высокую вышку, чтобы прыгнуть ещё.
Мне удавалось позаниматься скалолазанием на Байкале, и это супертактильная история. Ты вгрызаешься в скалу, на ощупь ищешь какие‑то неровности, за которые можно ухватиться. А ещё потрясающим впечатлением было кататься на коньках по Байкалу, когда под тобой только замёрзшее озеро и никаких границ нет.
Я стрелял из автомата, проходил мастер‑класс, во время которого в меня кидали ножи, ходил по битому стеклу, пробовал себя в фаер‑шоу. Вслепую это очень страшно, но возможно. Лежал и стоял на гвоздях, ходил под парусом в шторм, сплавлялся 600 км на байдарках по тайге, управлял вездеходом, трогал всяких пауков. Вообще я люблю работать со своими страхами, и всякие ползучие гады — это один из самых больших.
А ещё мне бы хотелось отправиться в кругосветное путешествие.
Какие бывают трудности в поездках
В путешествиях мне тяжело отправиться на природу самому. Да и не вижу в этом особого смысла. Если прямо очень хочется, я отправлюсь с кем‑то.
Сложно переходить большие широкие дороги и ловить транспорт. В таких случаях я всегда пользуюсь помощью прохожих. Однажды я переходил дорогу в Златоусте самостоятельно. Обычно возле пешеходной зебры есть пониженный бордюр, он служит сигналом о том, что можно пересекать улицу. На той дороге переход перенесли, а пониженный бордюр не убрали.
Я практически вышел на дорогу в неположенном месте, а передо мной пронеслась фура.
Меня не задело, но передо мной крайне близко оказалась огромная стена. Это один из самых опасных моментов, который я помню.
Если говорить о доступности среды, мне кажется, для слепых это не самое главное. Она больше нужна для людей на коляске. Для слепых пока нет технологий, которые бы сильно могли помочь. Самое главное — интернет: навигаторы, определители купюр, возможность общаться в мессенджерах.
Доступной может быть культурная среда. Например, как я говорил, в галерее Уффици я впервые увидел крутые тактильные макеты выставленных там картин. Во многих музеях есть подписи по Брайлю, появились технологии, которые дополнительно в наушник озвучивают для слепых фильмы в кинотеатре и спектакли в театре.
В Европе практически у каждого архитектурного объекта на улице есть его тактильный макет, поэтому я могу понять, как выглядит парламент в Будапеште. В России таких макетов пока мало, но они появляются. В Сочи неплохой макет олимпийских объектов, хорошая модель собора Василия Блаженного в Москве.
Если говорить об инфраструктуре, то есть тактильная плитка. Например, она сделана хорошо в Дубае и в метро Казани. Часто такую плитку можно встретить на вокзалах, автобусных остановках, переходах в Москве, Сочи и Санкт‑Петербурге. Есть ещё звуковые светофоры, они тоже помогают. Но в целом, если есть трость и люди вокруг, приспособиться возможно везде.
Главное — не бояться.
Вообще, чем лучше ты подготовишься, тем меньше у тебя будет проблем. Ситуативные трудности могут возникнуть всегда, но я к ним уже отношусь философски и учусь выходить из всяких ситуаций.
Например, в Узбекистане я не смог сесть на поезд и остался без средств ночью на вокзале. Мне пришлось просить у незнакомых людей на новый билет. Это был интересный квест, потому что надо занять деньги, но при этом сохранить чувство собственного достоинства. Но всё закончилось благополучно.
Вообще, чем больше опыта, тем меньше таких неприятностей случается.
Но подобные приключения помогают относиться к жизни и трудностям с большим оптимизмом. А ещё важно помнить, что страхи очень нас ограничивают.
Как реагируют окружающие
Люди относятся очень доброжелательно. При этом, конечно, общество в Европе и в России очень различается. На Западе все очень толерантны, они тебе с удовольствием помогут. Но только если ты сам к ним обратишься, потому что они боятся нарушить твои границы. Представьте, что я стою на какой‑нибудь семисторонней развязке в Европе и не могу не то что понять, как пройти, — я даже людей не слышу, потому что вокруг шумно. И стою как дурачок, жду, пока ко мне кто‑нибудь сам подойдёт.
В России люди как будто более отзывчивые.
Можно стоять ловить машину под знаком, она к тебе подъедет, развернётся через двойную сплошную, и водитель спросит: «Ты чё, слепой, не видишь, что тут стоять нельзя?» Говоришь ему, что слепой, — тебя тут же сажают в машину, предлагают помощь, везут куда попросишь.
Я никогда не ощущал к себе никакой агрессии.
Большинство думает, что со слепого взять нечего. Для многих слепые — это несчастные инвалиды.
А все чувствуют себя Робин Гудами, которые инвалида не обидят. В одном из российских городов у меня был забавный случай, когда у меня хотели на улице украсть мобильник. Но когда компания поняла, что я слепой, они у кого‑то пошли отобрали деньги, отправили меня на такси до дома и водителю пригрозили, чтобы он отчитался, что довёз меня до нужного места.
Ещё однажды парень Сергей взялся меня довести, приподнял меня за шиворот, сказал: «Братан, сейчас всё будет». И вёл меня через толпу, засмотрелся на какую‑то барышню по дороге, вписал меня в столб, потом извинялся.
Вообще я стараюсь, чтобы после встречи со мной у людей оставалось хорошее впечатление. Поэтому я всегда стараюсь пошутить, рассказать что‑то интересное. Это способствует тому, что и ко мне окружающие лучше относятся и в целом понимают, что слепые — это обычные люди, которых не надо бояться и стесняться.
Если открыто относиться к миру, он к тебе тоже будет открыт.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
5 типичных ошибок начинающих предпринимателей, которые тормозят развитие бизнеса
4 актуальные проблемы в организации командировок и как их избежать. Разбираемся с экспертом
РекламаКакой вирусный видеотренд вам подходит?
Как научить ребёнка самостоятельно ездить в общественном транспорте