4 вопроса для проверки бизнес-идеи на выживаемость
1. Бизнес‑идея вписывается в новые реалии?
Если она появилась у вас до пандемии, снова тщательно проработайте свой замысел. Подумайте, нужны ли сейчас на рынке ваши товары или услуги так же, как раньше.
Вы можете обнаружить, что потребность в них отпала или, наоборот, выросла. Спросите себя, не стали ли они роскошью, которую в изменившихся условиях люди не могут себе позволить. Внимательно посмотрите на своё уникальное торговое предложение и оцените, актуально ли оно.
Если ваш бизнес строится на живом общении с клиентами, запустить его сейчас может быть сложно. Подумайте, можно ли адаптировать идею под онлайн‑форматы. При этом не старайтесь полностью подогнать свой проект под текущую обстановку, если хотите, чтобы он был успешным в долгосрочной перспективе.
2. Насколько уже насыщен рынок?
Этот вопрос актуален всегда, даже во время кризисов и экономических спадов. Многие стартапы, запускавшиеся в период рецессии, потом отмечали, что им было легче привлечь к себе внимание из‑за меньшего количества конкурентов. Но всё равно крайне важно провести анализ рынка.
Внимательно присмотритесь к потенциальным конкурентам. Если рынок уже перенасыщен, возможно, вам стоит поискать ещё варианты.
С другой стороны, если у вас есть идея и подобным никто не занимается, это тоже может быть тревожным звоночком. В таком случае подумайте, могут ли существовать какие‑то скрытые факторы, о которых вы не знаете.
Если ваша идея оптимально расположена между перенасыщенным рынком и полным отсутствием конкурентов, постарайтесь узнать, не пытались ли уже другие компании воплотить нечто подобное. Если они провалились, проанализируйте, какие факторы к этому привели.
Само по себе это ещё не значит, что идея плохая. Возможно, они неправильно подошли к её реализации или им не хватило средств. Извлеките из этого уроки и используйте полученные знания при планировании собственного запуска.
3. Насколько чётко определена ниша?
Это важно всегда, а в периоды неопределённости и вовсе жизненно необходимо. Подумайте о конкретной группе людей, которым хотите предложить свой продукт или услугу, и о том, что для них изменилось после коронавируса.
У вашей целевой аудитории могут появиться новые запросы. Например, работающим мамам теперь нужно заниматься ещё и домашним обучением детей. Многие любители ходить в спортзал перешли на домашние тренировки, а офисным сотрудникам приходится создавать дома удобные рабочие пространства.
Учитывайте свежие тренды и постарайтесь максимально точно определить, на какой сегмент рынка вы ориентируетесь.
4. Что думают люди об этой бизнес‑идее?
Лучший способ понять, насколько хороша ваша идея, — спросить других. Причём не только друзей и близких, но и тех, кто настроен беспристрастно. Постарайтесь узнать мнение незаинтересованных в вашем успехе людей, которые могли бы стать потенциальными клиентами или инвесторами.
Проводить онлайн‑опросы и собирать фидбэк удобно в соцсетях. Только внимательно следите за тем, как составляете опрос, чтобы не получилось так, что он подтверждает вашу гипотезу. Попытайтесь понять психологию аудитории и её проблемы. Возможно, в процессе ваша идея переродится или вы придумаете новую.
Не забывайте заводить новые связи. Обратите внимание: если вам сложно устанавливать контакты, вам будет трудно преуспеть в предпринимательстве.
В конечном счёте в новых реалиях успеха добьются компании, которые адаптируются к потребностям рынка и меняющимся предпочтениям потребителей. А достичь стабильности в долгосрочной перспективе вам поможет ещё один урок, извлечённый из пандемии: главное сейчас — это умение перестраиваться.
Станьте первым, кто оставит комментарий