«Прошлые жизни» — чуткая мелодрама A24 о душевной близости
29 февраля в российский прокат вышла мелодрама студии A24 «Прошлые жизни». Это один из лучших фильмов 2023 года по мнению критиков — журнал IndieWire поставил его на первое место своего рейтинга.
Рассказываем, почему на картину стоит обратить внимание и кого она может разочаровать.
«Прошлые жизни» — нетипичная история любви с простым сюжетом
В детстве девочка На Ён и мальчик Хэ Сон были одноклассниками и лучшими друзьями. Они общались, сравнивали оценки и даже сходили на единственное свидание. После этого 12‑летняя На Ён с семьёй эмигрировала в Канаду. В следующий раз герои свяжутся друг с другом только 12 лет спустя.
Хэ Сон успеет отслужить в армии, а На Ён — начать карьеру писательницы, переехать в Нью‑Йорк и сменить имя на более западное — Нора. Они возобновят общение и будут почти каждый день созваниваться по видеосвязи, несмотря на загруженность и разницу во времени. Но вскоре снова потеряют контакт.
Ещё через 12 лет расставшийся со своей девушкой инженер Хэ Сон решает провести отпуск в Нью‑Йорке и предлагает Норе встретиться. Она всё ещё живёт в США, но уже с мужем Артуром, тоже писателем.
По беглому описанию «Прошлые жизни» похожи на завязку стереотипной мелодрамы о воссоединении влюблённых. И постановщица Селин Сонг — к слову, дебютантка — не пытается этого скрыть. Артур то ли шутливо, то ли взволнованно сообщает Норе, что будто бы попал в историю о двух людях, которым суждено быть вместе, и должен стать в ней злым белым мужем, нужным только ради грин‑карты.
На деле же всё иначе. Артур оказывается исключительно прекрасным и понимающим человеком. А сам фильм с помощью во многом банальной истории размышляет о предопределённости и прошлых или других жизнях. Одна корейская пословица гласит, что случайностей не бывает: даже лёгкое соприкосновение с незнакомцем на улице — это судьба. И людям уготовано встречать тех, с кем они как‑то взаимодействовали в прошлых жизнях.
Идея взаимосвязи душ как основа мелодраматического сюжета — одна из главных находок прошедшего киносезона. Она помогает разнообразить традиционную историю любви и интересно использовать клише жанра. Вместо простого любовного треугольника с интригами и ревностью герои ленты рассуждают о том, какое место занимают в жизнях друг друга. Поэтому даже «злой белый муж» с плохим корейским и «школьная любовь» с примитивным английским находят общий язык и понимают, что в прошлых жизнях, должно быть, тоже встречались.
Главное в фильме происходит между кадров, поэтому он может показаться скучным
Концепт, да и название будто обязывают картину говорить о прошлых жизнях главных героев. Показать беглую нарезку сцен, в которых место Артура занимает Хэ Сон. Или, может, как‑то заставить героя понять, что он своей детской любви совсем не подходит.
Кадр из фильма «Прошлые жизни»
Но прелесть картины как раз в том, что она в такие банальности не скатывается. Герои часто молчат и просто обмениваются взглядами — это даёт аудитории возможность самостоятельно продумать или прочувствовать происходящее. Представить, какой могла бы быть, например, совместная поездка в Нью‑Йорк супругов На Ён и Хэ Сона, не эмигрируй девушка из Кореи. Поразмышлять о возможной ссоре Хэ Сона и Артура — не будь они оба такими милыми и понимающими.
Кому‑то такой простор для воображения может показаться чрезмерным, а сам фильм — просто скучным. Для остальных же это выведет «Прошлые жизни» в ранг самых тонких драм последних лет. А финальный эмоциональный взрыв поставит его в один ряд с душераздирающими эпизодами из «Солнце моё», в которых между слов и кадров так же остро ощущались тревога и чувство утраты.
Станьте первым, кто оставит комментарий