Ужастик «Прошлой ночью в Сохо» совсем не пугает, зато завораживает красотой
25 ноября на российские экраны выходит новый фильм одного из самых ярких режиссёров современности. Когда-то Эдгар Райт прославился, выпустив «Кровь и мороженое» — пародийные стилизации под фильмы различных жанров. Последовавшие за ними «Скотт Пилигрим против всех» и даже самый популярный фильм автора «Малыш на драйве» сохранили фирменные черты: каждый раз режиссёр создавал очень необычный визуальный ряд, завязанный на музыке и отсылках к поп-культуре.
«Прошлой ночью в Сохо» рекламировали как первый хоррор Эдгара Райта. Но на самом деле этот фильм вряд ли всерьёз кого-то напугает. Режиссёр скорее снова обращается к стилизациям и ностальгирует по старому кино. И вышло очень красиво и захватывающе.
Ода свингующему Лондону
Юная сирота Элоиз Тёрнер (Томасин МакКензи) обожает музыку и моду прошлого. А ещё она мечтает стать модельером. И кажется, что девушке выпадает счастливый шанс: она поступает в университет и перебирается из провинции в Лондон. Но отношения с соседками по общежитию у Элоиз не складываются, и тогда она арендует небольшую комнату в районе Сохо.
Теперь каждую ночь, засыпая, героиня попадает в 60-е и наблюдает, как красавица Сэнди (Аня Тейлор-Джой) при поддержке хитрого менеджера Джека (Мэтт Смит) пытается стать известной певицей.
Поначалу кажется, что это только фантазии. Но вскоре Элоиз понимает, что стала свидетельницей произошедшего в прошлом преступления. А в настоящем девушку начинают преследовать жуткие призраки.
Поклонники Эдгара Райта отлично знают, что режиссёр — фанат поп-культуры прошлых лет, а особенно 60-х. Его дебютный полнометражный фильм «Зомби по имени Шон» многократно ссылался на классику ужасов «Ночь живых мертвецов» 1968 года. В «Малыше на драйве» значительная часть саундтрека составлена из музыки прошлых эпох, да и сам сюжет явно возвращает к «Водителю» Уолтера Хилла (в оригинале фильмы называются Baby Driver и The Driver соответственно).
Но в ленте «Прошлой ночью в Сохо» Райт в буквальном смысле погружает зрителя в атмосферу свингующего Лондона (исторической и культурной эпохи 60-х), забрасывая в сюжет и картинку все свои любимые элементы. Недаром сцена знакомства всех трёх героев (Сэнди и Джона в реальности, а Элоиз — в качестве призрачного наблюдателя) происходит в легендарном клубе Café de Paris, а первое общение тут же перерастает в головокружительный танец под задорный джаз.
Причём режиссёр не пытается воссоздать реальную атмосферу прошлого. Сохо выглядит так, как его представляет в своих фантазиях девушка из XXI века (и, видимо, сам Райт). Это яркая, завораживающая картинка со старой открытки или из классического фильма о Джеймсе Бонде. Девушки носят шикарные воздушные платья, а мужчины — идеальные костюмы. Все пьют коктейли, и даже тёмные переулки кажутся скорее таинственно-манящими, чем пугающими.
Это просто откровенное признание в любви к стилю и музыке Англии 60-х. И тем жёстче и неожиданнее выглядит основной сюжет — мрачный и трагичный.
Деконструкция ностальгии
Конечно, Эдгар Райт не одинок в своей ностальгии по культуре прошлого. К этой же теме обращался, например, Вуди Аллен в «Полночи в Париже», да и многие другие авторы. Но нередко выходят и фильмы, в которых рассказывают о жестоких порядках былых эпох. Вот только редко кому удаётся соединить эти две составляющие в одну изящную историю.
Действие не зря разворачивается в двух временах параллельно: дело не только в желании добавить мистики, но и в контрасте. Поначалу зрителю, как и самой героине, кажется, что яркость и стиль 60-х намного интереснее и притягательней, чем безликие дискотеки современности. И Элоиз с удовольствием уходит в свои сны, где чувствует себя более уютно.
Но вскоре становится ясно, что прошлое не было таким уж счастливым. В новом времени единственный негатив исходит от несдержанных сокурсниц, да и те могут лишь злословить — реального вреда они никогда не принесут. А уж ухажёр героини Джон (Майкл Аджао) и вовсе идеал понимающего парня, который относится к женщинам с уважением.
А вот в жизни Сэнди всё ровно наоборот. Для хитрого Джека любая красивая девушка — товар, который можно выгодно продать. И границ его давлению нет. Рефреном будет звучать уже недопустимое сейчас: «Ты сама этого хотела». Здесь уже безопасность нового времени противопоставляется жестокости и грубости прошлого с бессчётным количеством загубленных жизней.
Причём Эдгар Райт впервые делает главным персонажем своей картины девушку: раньше режиссёр рассказывал о замкнутых юношах и мужчинах. Хотя нельзя сказать, что такой поворот взялся из ниоткуда или как дань времени. Уже в «Скотте Пилигриме» и «Малыше на драйве» появлялись Мэри Элизабет Уинстэд и Лили Джеймс соответственно, которые привлекали не меньше внимания, чем основные герои.
Теперь же оказывается, что и исключительно о женских персонажах Райт снимает кино не хуже, чем про жизнь очередного гика.
Феерия цвета и отражений
Разумеется, фильмы Эдгара Райта ценят не только за содержание. В его картинах не менее важна и форма подачи: стилизация под комикс в «Скотте Пилигриме», идеально вписанная музыка в «Малыше на драйве» — именно эти детали привлекают поклонников хорошего кино. И даже в ранних работах монтаж и саундтрек создавали значительную часть атмосферы: достаточно вспомнить сцену с песней группы Queen в ленте «Зомби по имени Шон».
Можно с уверенностью сказать, что и «Прошлой ночью в Сохо» станет настоящим праздником для любителей эстетичных съёмок. В первую очередь автор заливает картинку неоновым светом. Но ещё важнее, что буквально весь визуальный ряд подан через отражения. Это частый приём в кино. Но Райт делает зеркала составляющей сюжета: именно через них героиня наблюдает за событиями прошлого.
Дальше в ход вступает сложная хореография и необычный монтаж — то, чем так славится этот режиссёр. В разных частях кадра две актрисы повторяют движения друг за другом, а в момент танца они и вовсе несколько раз меняются местами. Причём происходит это без видимых склеек. Тут и правда легко поверить в мистическое перевоплощение.
Да и самих исполнителей главных ролей камера снимает с невероятной любовью. Голубые глаза Томасин МакКензи так не сияли ни во «Времени» Шьямалана, ни в «Кролике ДжоДжо» Вайтити. Аня Тейлор-Джой, уже ставшая чуть ли не самой востребованной актрисой нового времени (на очереди съёмки у Роберта Эггерса, Дэвида О. Рассела, Джорджа Миллера и Скотта Фрэнка), здесь превращается в изящную фарфоровую куклу. А Мэтт Смит подтверждает, что умеет быть настолько же обаятельным, насколько и пугающим.
На первых минутах может показаться, что «Прошлой ночью в Сохо» пытается повторить историю «Неонового демона» Николаса Виндинга Рефна. В описании и правда много похожего: хоррор про мир моды, в котором провинциальная девушка попадает в столицу. Да и неоновые цвета и симметрия кадра — фирменные черты датчанина.
Но все аналогии развеиваются уже на первой трети картины. Всё-таки два автора очень не похожи, их стили невозможно спутать. Тем более что Рефн всё же заставлял чувствовать дискомфорт, а Райт радует зрителя.
Стилизованный хоррор
Хоть картину и подают как настоящий ужастик, от него не стоит ждать слишком уж пугающих сцен или даже желания вызвать сильную тревогу. Новый фильм — скорее очередная стилизация, какими были первые работы Райта. Просто в отличие от «Зомби по имени Шон» режиссёр теперь не иронизирует над жанром, а использует его лучшие элементы, чтобы создавать красоту.
«Прошлой ночью в Сохо» будто балансирует между двумя видами ужасов. С одной стороны, он явно ссылается на глубокие психологические работы. Причём на классические, вроде картин «Отвращение» Полански и «А теперь не смотри» Роуга (снова 60-е и 70-е), а не на новомодные пост-хорроры Ари Астера и Роберта Эггерса. С другой, автор использует скримеры, жуткую музыку и прочие приёмы из традиционных представителей жанра, напоминая фильмы Джеймса Вана.
Причём обе составляющие в руках умелого режиссёра смотрятся не пошло. Да, можно придраться к качеству визуальных эффектов — призраки выглядят слишком уж плоскими. Но тут же возникает мысль, что именно это Райт и задумал: в старом кино монстров изображали именно так. Тем более что в некоторых сценах автор всё-таки не удерживается и шутит над канонами. Например, над зловещей тишиной в библиотеке.
Уже известно , что в США и некоторых других странах лента «Прошлой ночью в Сохо» стартовала очень слабо. Вряд ли картина с бюджетом в 43 миллиона долларов окупится в прокате. Но Эдгар Райт никогда и не был коммерческим режиссёром (даже культовая работа «Скотт Пилигрим против всех» считается кассовым провалом). А самый успешный его фильм «Малыш на драйве» вызывал опасения, что автор склоняется к популярным жанрам, теряя свой стиль.
Но новая работа подтверждает, что Эдгар Райт не изменяет себе. Он снова создаёт изящную картину, наполненную отсылками к классике. Режиссёр собирает ярких и харизматичных актёров и превращает действие в феерию красок и эстетичных кадров. И даже если постфактум в фильме можно найти недостатки, при просмотре хочется просто погрузиться в происходящее.
Станьте первым, кто оставит комментарий