Почему нам так сложно объяснить что-то другим
Наверняка вы хоть раз тщетно пытались объяснить другу, как что-то устроено. Вам казалось, что вы растолковали всё проще некуда, но он всё никак не мог вникнуть до конца. Дело не в том, что ваш друг очень тупой. Просто вы подвержены когнитивному искажению, которое называют проклятием знания.
С ним часто сталкиваются преподаватели. Они забывают, что уровень знаний студентов сильно отличается от их собственного. Поэтому употребляют термины и сложные выражения, которые не всегда понятны новичкам. И такое искажение затрагивает нас всех.
Нам кажется, что другие знают то же, что и мы
Именно в этом заключается ошибка мышления под названием «проклятие знания». В 1990 году психолог Элизабет Ньютон продемонстрировала её действие во время эксперимента. В его рамках одни участники должны были выстукивать по столу ритм известной песни, а другие угадывать её название.
И первым нужно было предположить, какова вероятность того, что их мелодию угадают. В среднем они называли вероятность в 50%. На деле из 120 песен слушатели угадали всего лишь три. То есть настоящая вероятность составила 2,5%.
Почему же ожидания и реальность отличались настолько сильно? Дело в том, что выстукивающие прокручивали в голове мелодию, которую пытались передать, и стук по столу дополнял её. Им сложно было представить, что песню можно не узнать. Но для слушателей это была какая-то непонятная морзянка. Она мало что говорила о том, что скрывается за ней. Тем, у кого информации больше, сложно понять тех, у кого её мало или нет совсем.
Мы забываем о чужой точке зрения
Каждый смотрит на мир через призму собственного восприятия. Чтобы вспомнить, что у окружающих другой опыт, нужно сознательно напрячься. Поэтому трудно научить кого-то тому, что знаешь сам, и даже представить, что он об этом понятия не имеет. Трудно понять и предсказать его поведение, когда ты уже «проклят» знанием.
Например, профессиональному спортсмену движения новичков могут показаться нелепыми, вопиюще ошибочными. Просто он уже освоил правильную технику и не помнит, каково действовать без этих знаний.
Подобное случается во всех сферах. Руководители и сотрудники, маркетологи и клиенты, учёные и люди, которым они что-то объясняют, — все во время коммуникации страдают от перекоса информации, как выстукивающие мелодию и их слушатели.
Но с этим можно бороться
- Напоминайте себе об этом когнитивном искажении. Не все знают то же, что и вы.
- Всегда расшифровывайте термины и сложные понятия, если вы выступаете на конференции или просто объясняете что-то непрофессионалам. Даже если вам эта информация кажется очевидной.
- Приводите конкретные примеры. Рассказывайте, как идея воплощается в реальной жизни. Приводите не сухие факты, а истории: они понятнее и лучше запоминаются.
- Спрашивайте, всё ли понятно, когда обучаете кого-то. Просите человека повторить сказанное своими словами.
- Ставьте себя на место того, с кем говорите. Представляйте его точку зрения и уровень знаний, чтобы лучше понимать его реакции.
У Лайфхакера есть книга о том, как нас обманывает собственный мозг. В ней, опираясь на науку, мы по одному разбираем самые разные когнитивные искажения и рассказываем, как избегать ловушек мышления.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов
Какой вирусный видеотренд вам подходит?
4 ноября в московском «Экспоцентре» откроется Национальный центр «Россия»
Обзор TECNO CAMON 30S Pro — доступного камерофона с беспроводной зарядкой на магнитах