Как найти себя в науке: 3 полезные инициативы для школьников, студентов и выпускников
Конкурс «Наука. Территория героев»
Он создан для молодых людей от 10 до 22 лет, которые мечтают построить карьеру в науке. Неважно, в какой сфере, например в медицине или информатике. Проходит конкурс в формате профильной игры-теста и состоит из пяти этапов с тремя треками заданий. Они разные и охватывают многие дисциплины — от физики и математики до биологии и истории. За прохождение уровней начисляются баллы: участники, которые в итоге наберут больше всего, получат призы.
Конкурс привлёк меня своей концепцией. Я увидела в нём шанс проверить знания, возможность погрузиться в мир новых впечатлений и познакомиться с единомышленниками. Кроме того, мне хотелось внести свой вклад в популяризацию науки среди молодёжи и показать, что это не только скучные учебники и формулы, но и захватывающие исследования, способные изменить мир.
В итоге я набрала 149 баллов и победила. В качестве приза получила стажировку в Нижегородском научно-образовательном центре: посетила центр реабилитации, институты педиатрии и старения, узнала о передовых технологиях в медицине. Вернулась к учёбе с новыми идеями и зарядом мотивации.
Моя мечта — внести вклад в лечение тяжёлых заболеваний и разработку новых методов терапии. Наука для меня — не просто профессия, а увлекательное приключение, открывающее безграничные горизонты для исследования мира и решения актуальных проблем человечества.
Для участия в конкурсе «Наука. Территория героев» нужно зарегистрироваться на сайте. Заглянуть туда будет полезно даже тем, кто соревноваться не планирует: там есть много интересного про современную науку — от статей до видеоэкскурсий. Все материалы поделены на категории, например в разделе «Про будущее» лежат истории о новых и планируемых разработках, а во «Все делают это» — о процессах, которые бесконечно происходят в теле человека и окружающем мире.
Молодёжные лаборатории
С 2018 года в России было создано 940 таких. Руководят молодёжными лабораториями учёные в возрасте до 39 лет. Среди научных сотрудников тоже много специалистов, находящихся на старте своего пути в науке. Работа проходит на современном оборудовании, которое пригодится даже для очень смелых исследований, при этом профиль научных трудов может быть разным.
Например, команда молодёжной лаборатории «Дизайн новых функциональных материалов для промышленности, сельского хозяйства и медицины» из Уфы разработала препараты на основе наночастиц серы.
По словам учёных, этого компонента на рынке много, он недорогой и обладает множеством полезных свойств, которые пригодятся в медицине, фармакологии, наноэлектронике, сельском хозяйстве и строительстве. По двум препаратам команда лаборатории уже получила патенты. Один из них предназначен для растений — поможет стимулировать их рост и защищать от заболеваний и вредителей. Второй — для зданий: будет предотвращать проникновение лишней влаги.
Сейчас опытный образец одной из разработок готов и отправлен на испытания. Вообще, на создание препаратов требуется 3–4 года, в том числе на тесты для подтверждения их свойств. А от начала идеи до выпуска патента уходит от 4 до 10 лет.
Молодёжная лаборатория помогает развивать компетенции исследователя и руководителя научного коллектива, больше публиковаться.
В нашей лаборатории за этот год один сотрудник защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук, ещё двое защитят их в течение месяца.
Молодёжная лаборатория — прекрасный инструмент, чтобы помочь молодёжи остаться в науке, продолжать свои исследования и развивать новые направления. Для региональных вузов это вдвойне ценно.
Передовые инженерные школы (ПИШ)
Их делают на базе вузов, чтобы молодые учёные могли создавать инновационные разработки прямо во время учёбы. А ещё ПИШ напрямую сотрудничают с топовыми предприятиями страны, в которых студенты могут проходить стажировку и практику.
Сейчас в России 50 ПИШ в 23 регионах. Одна из них работает на базе Пермского национального исследовательского политехнического университета. Её учёные разработали устройство для электрофизической прошивки отверстий, которое позволяет проводить всю обработку изделия на одном оборудовании.
Прежде для этой задачи требовалось сменить несколько станков. Изобретение уже получило патент. Оно будет полезно в авиационной, машиностроительной, металлургической и других областях промышленности.
При создании устройства мы плотно сотрудничали с представителями индустрии, чтобы понять, где оно точно пригодится и как его лучше сделать. В будущем его смогут применять для перфорирования отверстий в изделиях из полимерных композиционных материалов, а также жаропрочных материалов нового поколения, применяющихся в двигателях семейства ПД. Сейчас устройство находится на стадии опытных испытаний.
ПИШ — проект, который необходим для трансформации инженерного образования. Благодаря ему удалось решить очень важную, на мой взгляд, задачу — изменить отношения между вузами и индустрией. Предприятия стали партнёрами, которые полноценно участвуют в подготовке кадров. Это важно, ведь они обладают материально-технологическим потенциалом, которого никогда не будет у университетов: нет возможности содержать высокоэнергетические установки и комплексы.
Студенты ПИШ «Высшая школа авиационного двигателестроения» сразу погружены в производство: попадают на специальные ставки стажёров и параллельно выполняют научную работу в вузе. Университет даёт исследовательскую базу и компетенции, а предприятия — возможность использовать своё оборудование.
Все перечисленные выше возможности доступны по национальному проекту «Наука и университеты». Но это далеко не всё. Нацпроект помогает обновлять приборную базу вузов и НИИ — с 2019 года современную технику для исследований получили 275 организаций. Также действует 940 молодёжных лабораторий, при создании которых учитывались особенности регионов. Например, в Перми, где развито аграрное производство, работает лаборатория биологически активных кормов.
А ещё появляются современные кампусы, в которых кроме общежитий и учебных блоков есть магазины, места для культурного отдыха и спорта. Кроме того, запускаются конкурсы, например «Студенческий стартап», а также проводятся экспедиции, в том числе морские в Арктику и Антарктику.
Станьте первым, кто оставит комментарий