7 признаков, которые должны насторожить при общении с потенциальным клиентом
1. Неорганизованность
Стоит насторожиться, когда клиент часто опаздывает или несколько раз переносит одну и ту же встречу. Ещё долго после совещания продолжает досылать новую информацию. Невнимательно читает ваши сообщения, вынуждая несколько раз отвечать на один вопрос.
Если человек проявляет такую неорганизованность до начала проекта, то же самое будет и во время работы. И это наверняка скажется на бюджете, сроках и вашем рассудке.
2. Проблемы с коммуникацией
Вы легко находите общий язык с большинством клиентов, а с одним никак не получается наладить коммуникацию. Постоянно приходится уточнять, что он имел в виду. Он посылает письма, противоречащие друг другу, не может обобщить или лаконично передать информацию. Если вы заметили такие признаки, хорошо подумайте, прежде чем соглашаться на сотрудничество.
Это не просто утомляет и замедляет процесс работы. Проблемы с коммуникацией могут дорого вам обойтись. Одно недоразумение может привести к многочасовому переделыванию уже выполненной задачи. Даже если такого не случится, сами переспросы и уточнения тоже отнимают время.
3. Попытки сделать часть работы за вас
Всегда найдётся клиент, который «увлекается» дизайном или когда‑то ходил на курсы программирования и поэтому считает, что может давать советы или даже что‑то переделывать за вас. Возможно, у него действительно есть опыт, но раз сейчас он занимается чем‑то другим, ваша задача не должна его касаться. Он вправе предлагать свои идеи, браковать ваши варианты и вносить правки. Но вот посылать вам собственные макеты на доработку или переделывать то, что сделали вы, неприемлемо.
По‑хорошему, у клиента достаточно собственной работы, поэтому он и нанимает специалиста. Его задача — предоставить вам необходимую информацию и ресурсы. Попытка сделать работу за вас показывает, что вас не уважают и вам не доверяют. А без этого не может быть здоровых рабочих отношений.
4. Отсутствие одного связующего звена
Образно выражаясь, на одной кухне не должно быть двух хозяек. В компании, где хорошо налажены рабочие процессы, руководитель назначает человеку какую‑то задачу и рассчитывает, что тот её выполнит. Если вам непонятно, кому именно адресовать вопросы, потому что вам пишут несколько человек, или каждый раз нужно отправлять копию письма десятку адресатов, скорее всего, у клиента в компании есть проблемы. Такое общение чревато недоразумениями, конфликтами и сорванными сроками. Если хотите взяться за проект, попросите дать вам одно связующее звено, чтобы не возникало путаницы.
Исключением могут быть маленькие стартапы. Когда в команде всего 3–5 человек, естественно, что они глубоко вовлечены во все процессы. Если они уважают ваше время и стараются упростить коммуникацию, скорее всего, проблем не будет.
5. Нежелание идти на риск
Если клиент просит сделать точно так же, как у другого бренда, или не хочет отклоняться от стратегии, которой уже пять лет, хорошенько задумайтесь. Представьте, будет ли вам интересно и полезно работать с ним. В «безопасных» проектах нет ничего стыдного, ведь деньги нужны всегда. Но если брать слишком много таких заказов, это отразится на вашем портфолио и резюме.
Может быть, клиент просто не знает о других возможностях. Попробуйте предложить более рискованный, но потенциально более выгодный вариант.
6. Убеждение, что ваша работа не требует много труда
Например, клиент просит сделать «простую» брошюру. Скорее всего, он не знает тонкостей вашей профессии и не понимает процесс создания этой самой брошюры. Или просто всеми способами хочет сэкономить, ведь что‑то простое наверняка не потребует много времени и сил.
Объясните, из чего строится ваша работа и почему на задачу может уйти больше времени. Если даже после этого клиент настаивает на своём, дважды подумайте, прежде чем соглашаться на сотрудничество.
7. Растягивание переговоров
Вы встретились с клиентом три раза, но так и не пришли к окончательному соглашению. Вы ездите туда‑сюда, теряете ценное время, но у вас нет уверенности, что вам в принципе собираются поручить этот проект. Вы как будто стали бесплатным консультантом.
Это тревожный сигнал. Возможно, клиент настроен получать советы и ничего за них не платить. Не позволяйте так с собой обходиться. В следующий раз, когда он попросит встретиться, чтобы поэксплуатировать ваш мозг, ответьте, что с радостью поможете — как только будет заключён официальный договор.
А вы сталкивались с подобными случаями? Делитесь в комментариях.
Станьте первым, кто оставит комментарий