6 приёмов, которые повышают продуктивность лучше, чем список дел
Список задач — хороший способ зафиксировать дела и не забыть о них. Однако он сам может стать отвлечением, ведь его можно бесконечно пополнять мелкими деталями и так и не добраться до действительно важного.
«Если вы живёте исключительно по списку дел, вы будете лишь справляться с кризисами, а не выполнять то, что для вас существеннее всего», — отмечает Стивен Кови, автор знаменитой книги «Семь навыков высокоэффективных людей». Необязательно совсем избавляться от перечня — лучше грамотно сочетать его с одним из следующих приёмов (или ими всеми).
1. Личная миссия
Личная миссия — это ваша долгосрочная цель. Это устав, на который вы сможете ориентироваться по жизни. Включите в миссию свои ценности и устремления. «Она не обязана быть длинной или глубокомысленной, — говорит Кови. — Это просто пара предложений, которые отражают вашу суть и ваши ценности». Например, вашей миссией может быть помощь другим людям или достижение конкретной цели в какой‑то сфере.
Когда вам нужно будет принять какое‑то решение, личная миссия станет вашим ориентиром. Её же можно использовать и при планировании. Попробуйте распределять своё время не на день вперёд, а на неделю. Выберите приоритетные задачи на этот период, опираясь на личную миссию. Тогда ежедневные дела будут приближать вас к важным целям.
2. Аудит внимания
Недостаток списка дел в том, что в нём в одну кучу свалены совершенно разные задачи. Нам кажется, что мы сможем без проблем двигаться от одной к другой по порядку, но, по словам автора книги «Менеджмент внимания» (Attention Management) Моры Томас (Maura Thomas), наше внимание устроено совсем не так.
Она советует делить все задачи на две категории: с низким и высоким уровнем внимания. И выполнять их в течение дня в зависимости от того, сколько у вас энергии. Например, в первой категории может быть разбор почты, а во второй — написание статьи или составление бюджетного прогноза. Подстраиваясь под свои уровни внимания и энергии, вы сделаете больше за меньший отрезок времени.
3. Друг, которому нужно отчитаться
Это даёт мотивацию вовремя выполнить то, что вы на сегодня запланировали. Если у вас нет друга, готового в этом помочь, Хиллари Реттиг (Hillary Rettig), бизнес‑тренер и автор книг о продуктивности, советует приложение Focusmate. Оно подберёт вам партнёра для совместной работы, чтобы вы точно не отвлекались.
«Focusmate помогает разрешить одну из главных проблем (и парадоксов) продуктивной деятельности, — говорит Реттиг. — Для многих задач требуется одиночество, чтобы сконцентрироваться и подумать, но в то же время мы невероятно социальные существа и плохо справляемся с одиночеством». Программа автоматизирует процесс поиска и даёт доступ к глобальному сообществу людей, которые тоже хотят хорошо поработать.
4. Вечерние вопросы
Джонс Лофлин (Jones Loflin), консультант и автор трудов по тайм‑менеджменту, советует поддерживать мотивацию, оценивая себя. Придумайте несколько вопросов, на которые нужно будет отвечать в конце каждого дня, чтобы убедиться, что вы концентрировались на том, что нужно. А потом оценивайте, насколько хорошо вы справились. Например, один из вопросов Лофлина таков: «Постарался ли я хотя бы 15 минут потратить на укрепление отношений с кем‑то?»
«У меня есть вопросы для трёх ключевых сфер жизни: работа, саморазвитие и отношения, — рассказывает Джонс. — Я меняю их по необходимости. Я люблю всякие соревнования и хочу получить вечером самый высокий балл, так что мои вопросы всё время у меня на уме в течение дня».
Составьте список своих вопросов в зависимости от того, какие сферы жизни вы хотите улучшить. Например, «Был ли я сегодня внимателен к близким?», «Потратил ли я хотя бы час на то, чтобы продвинуться на пути к своей мечте?», «Делал ли я что‑то для укрепления здоровья?».
5. Час концентрации
Вносите в календарь хотя бы один такой час в день и в это время сосредотачивайтесь на работе, которая важнее всего. Никаких отвлечений и развлечений. Поставьте таймер, чтобы знать, когда время выйдет, и приступайте.
Одного часа нередко бывает достаточно, чтобы сделать довольно много. И запланировать это время без отвлечений проще, чем стараться весь день работать на пике продуктивности. Если у вас есть возможность, выделите два или три часа полной концентрации.
6. Чёткие цели
Быть продуктивным — это проводить большую часть времени занимаясь тем, что связано с вашими самыми важными целями. Консультант по бизнес‑стратегии Хэмиш Макензи (Hamish Mackenzie) советует иметь не более трёх ключевых годовых целей. Разбейте каждую на три квартальных и три месячных подцели, а затем на шаги, на выполнение которых требуется не более двух часов.
«В начале каждой недели распределяйте эти шаги по конкретным дням в порядке приоритетности — но не более трёх на день, — говорит Макензи. — Каждый вечер подготавливайте все материалы, необходимые для работы над важной задачей на следующий день. А каждое утро выполняйте эту самую важную задачу, прежде чем браться за что‑либо ещё».
Лучшие предложения
24 женские куртки российских брендов по канонам осенних трендов 2024 года
10 уютных женских костюмов на осень
Отборные скидки: выгодные предложения на инструменты, аксессуары для авто, гаджеты и зоотовары
Что купить на осень у российских брендов: 14 стильных и практичных вариантов одежды
3 находки из Fix Price, которые помогут создать дома осеннюю атмосферу
10 деревянных органайзеров на все случаи жизни
Выбираем зонт, который не подведёт: 10 качественных моделей
Цена дня: смарт-часы Xiaomi Redmi Watch 4 за 6 209 рублей
Привет, вам кешбэк! Комикс про панд, которые умеют считать деньги
Из Дубая с дипломом: чего ждать от учёбы в ОАЭ
Обзор TECNO POVA 6 Neo — бюджетного смартфона с батарейкой на 7 000 мА·ч
5 правил безопасности на дорогах, которые нужно повторить пешеходам