Как «Фантастические твари: преступления Грин-де-Вальда» разрушают канон «Гарри Поттера»
История о магическом биологе Ньюте Скамандере, его неуклюжем магловском друге Якобе, сёстрах Тине и Куини, а также о восхождении тёмного мага Грин-де-Вальда, который готовит путч, расширила вселенную «Гарри Поттера» и в очередной раз перенесла зрителей в мир чародейства и волшебства.
В то же время «Преступления Грин-де-Вальда» получили не самые высокие оценки критиков и зрителей. Многие отметили слабость сюжета и перенасыщенность сюжетными линиями, из-за которой у фильма как будто нет главного героя, а также недостаток ясности — сходу непросто разобраться, что происходит в истории.
Однако мы поговорим не об этом, а о том, как вольно новая картина обращается с событиями книг и фильмов о Гарри Поттере. Пока студия Warner Brothers торопится снять очередную серию, дотошные фанаты поттерианы возмущаются тем, как новый фильм игнорирует важные детали канона.
Криденс не может быть братом Альбуса Дамблдора
Больше всего интереса и сомнений вызывает финал, где Грин-де-Вальд говорит Криденсу, который на протяжении всей истории пытался разобраться в своём происхождении, что тот на самом деле приходится братом Дамблдору, а его настоящее имя — Аурелиус.
Не самые внимательные зрители могли подумать, что речь идёт о том самом брате Дамблдора, который тайно жил в Хогсмиде и помогал Отряду Дамблдора в фильме «Гарри Поттер и Орден Феникса». Однако то был другой, «официальный» брат — Аберфорт. Также у Альбуса Дамблдора была младшая сестра Ариана. А вот о четвёртом сиблинге никто прежде и слыхом не слыхивал.
Из книг и официального ресурса по поттериане Pottermore, на котором выкладываются дополнительные материалы и биографии персонажей, достаточно хорошо известно о семействе Дамблдоров.
В 1891 году у них случилось несчастье. Соседские мальчишки-маглы, заметив, как маленькая Ариана колдует во дворе, решили выпытать, как именно она это делает, и, по словам Аберфорта, рассказавшего эту историю Гарри, Рону и Гермионе, «маленько увлеклись». Увидев, как мальчишки бьют и мучают дочку, отец семейства Персиваль Дамблдор жестоко наказал их в порыве ярости. Ариана от пережитого повредилась умом и разучилась контролировать свои магические способности, а Персиваля за нападение на маглов заточили в охраняемую дементорами тюрьму Азкабан.
А в 1899 году мать семейства, маглорождённая волшебница Кендра Дамблдор, умерла от рук Арианы, которая после нападения была подвержена приступам с неконтролируемыми выплесками магических сил. Кендра вряд ли успела родить Криденса-Аурелиуса: во-первых, о её беременности нет никаких упоминаний, во-вторых, события «Преступлений Грин-де-Вальда» происходят в 1927 году, а значит, Криденсу должно быть как минимум 28. В фильме он выглядит куда моложе — это юноша, почти подросток. Получается, на момент его рождения Кендра была уже мертва.
В теории Криденс мог быть сыном Персиваля Дамблдора и какой-то неизвестной женщины. Однако с того самого злосчастного года, когда Ариана получила психическую травму, Персиваля заточили в Азкабан, где он позже и скончался. Вряд ли местные дементоры предоставляют возможность романтических свиданий, и странно представить, что узник занимался чем-то подобным.
Исходя из всего этого, Криденс никак не может быть братом Дамблдора (по крайней мере, если понимать под этим общих родителей).
Либо это очень грубая сценарная недоработка, либо Грин-де-Вальд соврал.
Скорее всего, тёмный волшебник действительно водит юношу за нос, чтобы каким-то образом настроить его против Альбуса. Что же касается феникса, который возникает как будто бы в подтверждение слов Грин-де-Вальда, то эти создания являются не только представителям семейства Дамблдоров. Например, Фоукс прилетел на помощь Гарри Поттеру в Тайной комнате.
Даже если Грин-де-Вальд лжёт, очередная неверная информация о происхождении Криденса уже выглядит плохой шуткой: слишком часто она повторялась на протяжении фильма, и слишком странно звучит именно такая ложь в свете трагедии семейства Дамблдор. История Альбуса, Аберфорта и Арианы — устоявшаяся часть канона «Гарри Поттера», и поклонники даже делают на её основе собственные экранизации. Например, этого сюжета касается фильм «Волан-де-Морт: корни наследника» («Voldemort: Origins of the Heir»), снятый студией Tryangle Films на пожертвования.
Если же предположить, что Криденс — брат Альбуса, Аберфорта и Арианы, неясно, как и почему он попал на корабль, который нам показывают в фильме. Его отправили туда сразу после смерти Кендры? Кто та женщина, которая была с ребёнком? Ответов на эти вопросы пока нет, и неясно, будут ли они достаточно убедительными в следующих фильмах.
Минерва Макгонагалл ещё не родилась
Когда действие фильма переносится в Хогвартс, в кадре ненадолго появляется Минерва Макгонагалл. Дамблдор обращается к ней по фамилии и просит вывести учеников из класса. Одним зрителям этот эпизод понравился, ведь появление знакомых персонажей в привычной среде обитания — это всегда приятный фансервис. Однако въедливые поклонники были возмущены.
Напомним, что действие происходит в 1927 году, и Минерва Макгонагалл уже работает в Хогвартсе. Тогда как в книгах о «Гарри Поттере» упоминается, что она стала преподавательницей только в 1956-м, перед этим два года проработав в Министерстве магии, куда талантливая девушка попала сразу после школы. Из Хогвартса юные британские волшебники выпускаются примерно в 18 лет. Получается, что Минерва родилась в 1935 или 1936 году.
На странице Минервы на проекте Pottermore указан только день её рождения, 4 октября, а вот года нет, хотя у других персонажей он присутствует. Некоторые фанаты предполагают, что информация была удалена с сайта, когда профессора Макгонагалл решили включить в новые фильмы франшизы.
Никакого адекватного объяснения тому, как получилось, что профессор оказалась в Хогвартсе ещё до своего рождения, пока что нет.
Больше всего в этой ситуации смущает даже не фактическая ошибка, а её бессмысленность. Минерву показывают только мельком, у неё нет никаких значимых действий, и её появление ни на что не влияет. Выглядит это так, будто персонаж был введён в фильм только для того, чтобы зрители ощутили секундное узнавание.
Дамблдор не преподавал защиту от тёмных сил
Сцена снята в том же классе, в котором преподавали профессор Локонс и профессор Люпин, и делает Дамблдор примерно то же самое, что и Люпин в третьей части «Гарри Поттера»: предлагает ученикам сразиться с боггартом — призраком, который превращается в то, чего человек больше всего боится. Получается, что Дамблдор — преподаватель защиты от тёмных сил (З.О.Т.С.).
При этом в каноне Дамблдор до того, как стал директором школы, преподавал трансфигурацию — магическую науку превращения одних предметов в другие. Это тем более странно, если учесть, что в бытность Гарри Поттера студентом Хогвартса трансфигурацию преподавала Минерва Макгонагалл. Не ясно, какой именно предмет в мире «Фантастических тварей» ведёт Минерва, если у них с Дамблдором одна специализация.
Так или иначе, в книгах и предыдущих фильмах никогда не упоминалось, что Дамблдор был учителем З.О.Т.С. Судя по всему, сцену решили включить только из-за её узнаваемости (многие помнят, как Невилл Долгопупс одел обернувшегося профессором Снейпом боггарта в бабушкину шляпу) и для того, чтобы показать страхи Ньюта и Литы Лестрейндж.
Почему Роулинг это делает
Можно было бы предположить, что «Фантастические твари» и все их возможные огрехи — на совести компании Warner Brothers. Однако на деле всё немного сложнее. Джоан Роулинг лично работала над сценарием «Преступлений Грин-де-Вальда» и имела достаточный контроль над тем, что происходит в фильме. Её влияние на новую франшизу сильнее, чем на экранизации «Гарри Поттера», сценаристами которых были другие люди.
Работа над книгой несколько отличается от работы над киносценарием, где необходимо соблюдать баланс между сценарными нуждами и технической стороной вопроса. Когда сценарная часть провисает, сцены фильма выглядят непродуманными, затянутыми или, напротив, скомканными, судьбоносные решения принимаются в мгновение ока, а необязательные сюжеты затягиваются. Есть основания думать, что сценарная работа даётся писательнице не очень хорошо.
Однако больше всего вопросов вызывает именно небрежное обращение Джоан Роулинг с каноном собственных книг. Писательница неоднократно говорила в интервью, что вселенная «Гарри Поттера» шире, чем то, что вошло в книги, и была продумана заранее на много лет вперёд. Скорее всего, Роулинг лукавит: заметно, что сюжет делается сложнее от книги к книге благодаря полёту её фантазии, масштаб проблем растёт вместе с персонажами, а сюжетные повороты придумываются по ходу действия.
Так что где-то Роулинг просто может ошибаться в фактах. Другое дело, что она не любит признавать свои ошибки, придумывая сложные объяснения. Иногда они бывают обескураживающими, например, как в случае с расовой принадлежностью Гермионы. Выяснилось, что девушка изначально задумывалась чернокожей, и даже способные опровергнуть это свидетельства из текста не помешали писательнице.
Может быть, в сценарии нового фильма Роулинг как-то объяснит сюжетные дыры прошлой части. Однако на это можно только надеяться.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
4 ноября в московском «Экспоцентре» откроется Национальный центр «Россия»
4 актуальные проблемы в организации командировок и как их избежать. Разбираемся с экспертом
Реклама«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов
Какой вирусный видеотренд вам подходит?