«Преступление и наказание»: свежая экранизация романа Достоевского, в которой топорик соседствует с аперолем
26 октября на «Кинопоиске» планировали выпустить четыре эпизода «Преступления и наказания». Назвать сериал адаптацией одноимённого романа сложно. По словам продюсера Владимира Маслова, это скорее «экранизация снов Достоевского», ведь грёзы и галлюцинации героев важны для сюжета.
К тому же при работе над сериалом режиссёр Владимир Мирзоев обращался и к другим произведениям автора. Так в «Преступлении и наказании» появился Чёрт — герой из «Братьев Карамазовых». А актриса Любовь Аксёнова, сыгравшая Дуню, и вовсе вдохновлялась Настасьей Филипповной из романа «Идиот».
Всего в сериале будет 10 серий.
Чем «Преступление и наказание» интригует до просмотра
«Преступление и наказание» — один из самых ожидаемых российских сериалов года по нескольким причинам. Начать можно хотя бы с того, что это экранизация той самой «нескучной» классики. Мрачный и злой роман Достоевского читали, кажется, даже те, кто прогуливал школьные уроки литературы. Любопытно посмотреть, как знакомый сюжет воплотили на экране.
К тому же создатели пообещали перенести действие романа в современность. Классические сюжеты в близкой зрителю действительности часто вызывают большой интерес. В своё время хитами стали осовремененная экранизация Шекспира «Ромео + Джульетта» и подростковая комедия «Бестолковые», основанная на романе Джейн Остин «Эмма».
Плюс ко всему у шоу заявлен блестящий звёздный каст. Роли героев, важных для фабулы романа, отдали популярным российским актёрам. Иван Янковский играет Раскольникова, Юлия Снигирь — Марфу Петровну Свидригайлову. Помимо них в сериале снялись Любовь Аксёнова, Тихон Жизневский, Алёна Михайлова, Владислав Абашин и другие.
Что происходит в первых двух сериях
Летний Петербург, наши дни. Не по погоде одетый молодой человек идёт по улице и разговаривает сам с собой. Или только кажется, что сам с собой? На самом же деле он беседует с Чёртом (Борис Хвошнянский). Выясняется, что в голове студента юридического факультета Родиона Раскольникова засел «великий замысел». Он должен убить старуху-процентщицу, украсть её деньги и помочь близким.
Большой необходимости пересказывать сюжет известного романа нет. Несмотря на вольную трактовку оригинала, событийно сериал послушно следует его сюжету. Повествование делится на несколько линий.
Зрителям показывают, как Родион Раскольников бродит по знойному Петербургу. Герой постепенно погружается в пучину безумия: крадёт продукты в супермаркете, проверяет вес топорика и закладывает карманные часы.
В то же время в особняке где-то под Томском сестра Родиона Дуня (Любовь Аксёнова) противостоит натиску богачей, которые пытаются её совратить.
Ещё одна важная героиня, Соня Мармеладова, по велению чахоточной мачехи отправляется на панель. В начале сериала Соню играет Диана Енакаева, но позже должна появиться Алёна Михайлова.
Первые эпизоды значительно расширяют линии второстепенных персонажей романа. Бэкграундом обзаводятся Дуня и Соня Мармеладова, на мгновение появляется Разумихин (Тихон Жизневский). Пока что все персонажи существуют исключительно в рамках своих отдельных сюжетов и никак не пересекаются.
Вот какое впечатление производят первые две серии.
Создатели обещали полностью «осовременить» роман, но что-то пошло не так
Сюжеты Достоевского универсальны и поддаются бесчисленным интерпретациям, поэтому экранизации и постановки по мотивам произведений автора появляются чуть ли не каждый год.
Создатели «Преступления и наказания» могли пойти по простому пути и осовременить историю целиком, как обещали в трейлере и рекламной кампании. Только представьте себе Раскольникова, который отправляется в микрозаймы и разрубает топором компьютер, начисляющий проценты. Но в итоге всё вышло не совсем так — наши дни смешались с отголосками прошлого.
Время действия в сериале условное. Да, герои «Преступления и наказания» одеты в современную одежду, используют гаджеты и ездят на привычном транспорте. Раскольников получает от матери не письма, а голосовые, Дуня раскуривает кальян со Свидригайловым, а Пётр Петрович Лужин подвозит её на дорогом автомобиле.
Но при этом разговаривают герои на языке Достоевского. Если в 19 веке он казался читателям даже слишком современным, то в 21-м звучит странно и инородно. Сложно представить нынешнего Свидригайлова, который употребляет слова вроде «целомудрие» и обращения в стиле «душа моя». В разговорах персонажей могут абсолютно спокойно соседствовать «30 серебряных» и «апероль».
Интерьеры, в которых обитают герои, тоже условные и лишены примет времени. Комната Раскольникова выглядит не как обычная питерская коммуналка, а как вылизанная театральная декорация. Нарочито голые серые стены с подтёками, окна заклеены газетами, сквозь которые прорывается живописное питерское утро, — слишком бросается в глаза работа художника-постановщика. Дом Свидригайловых — это классический роскошный особняк с закрытым бассейном и зелёным лабиринтом. Такой вполне мог бы появиться в любом российском сериале о жизни богатых.
Создатели намеренно не стали переносить содержание романа Достоевского на современную почву, как это сделал, например, в своём режиссёрском дебюте Аки Каурисмяки. В его фильме «Преступление и наказание» Раскольников оказался в Хельсинки 1980-х, стал мясником и мстил за смерть невесты. В сериале Владимира Мирзоева сталкиваются разные времена, образуя то, что сам режиссёр назвал «пространством вечной России».
В сериале очень много снов. Зачем они нужны — пока непонятно
Владимир Мирзоев («Топи», «Внутри убийцы») любит смешивать в своих работах сны и реальность. «Преступление и наказание» не стало исключением.
Роману Достоевского тоже свойственна отрывочная сновидческая структура. В тексте важное значение имеют видения Раскольникова о лошади, Африке, старухе-процентщице и моровой язве. Именно этих снов в сериале пока не было, зато были другие. Раз — и Раскольников бегает по зданию 12 коллегий, раз — танцует голый на столе. Зрителям показывают то кого-то зловещего в свиной маске, то обезображенную старуху.
Миражи преследуют не только Родиона. Марфа Петровна, например, видит служанку, которая утопилась от неразделённой любви к её мужу. В дальнейшем повествование обещает стать ещё более безумным. Вполне вероятно, что демоны и монстры из кошмаров выползут на улицы Петербурга и начнут терроризировать жителей.
Сериал, в котором сталкиваются несколько временных пластов и множественные реальности, довольно сложен по структуре. Соединить все его части воедино должны сны, ведь они, по заявлениям создателей, — главная составляющая сериала. Но, если судить по первым сериям, сны пока что вносят только ещё больший сумбур в повествование и никак не связаны с сюжетом.
Стиль съёмки и актёрский метод напоминают театрализованное представление
Сюжет и замысел сериала подразумевают, что в кадре будет твориться полное мракобесие. При этом работа оператора выстроена дотошно живописно. Винтажная оптика, которой так гордится съёмочная группа, создаёт слишком чистое, даже глянцевое изображение, из которого высосана вся жизнь.
Оператор Матвей Ставицкий рассказывал, что собранные вручную объективы для съёмки дают «несовершенный кадр с собственным характером». Большинство эпизодов залито неоновым потусторонним светом либо затемнено, поэтому даже на большом экране сложно рассмотреть особенности оптики. А на компьютере, где будут смотреть сериал подписчики стриминга, и подавно.
Такое визуальное решение и старательное проговаривание героями текста Достоевского создают ощущение театральной постановки. Отличные актёры в отличных декорациях выразительно зачитывают свои отличные реплики. Немного очеловечить авторский язык смог только Иван Янковский.
На съёмках актёр накачивался кофе, чтобы придать своей и без того дёрганой пластике лихорадочного движения. В интервью Янковский упоминал, что специально пил один эспрессо за другим, чтобы его «колбасило». Это отразилось и на манере разговора героя. Раскольников косноязычен — он захлёбывается в собственных словах, а в тексте Достоевского начинают мелькать слова-паразиты и повторения.
Своей манерой речи и пластикой Раскольников выделяется на фоне остальных персонажей — монументальных и неповоротливых. Например, одержимый страстью Свидригайлов или стоическая мученица Дуня эспрессо явно не пили. Из-за такого контраста особенно интересно, как они будут существовать в одном пространстве, когда линии персонажей соединятся.
Выводы после просмотра двух серий
Образ «вечной России» в первых сериях уловить не удалось. Скорее, сложилась картинка типичного стримингового изображения и условного декоративного мира. Создатели пытались сконструировать метафизическое пространство, где столкнулись бы и XIX век, и современность. Но из современного в сериале только худи Ивана Янковского и очки Любови Аксёновой.
Пока «Преступление и наказание» напоминает скорее театральные сценки из Достоевского, которые разыгрывают в дорогих постановочных декорациях.
Бесконечные диалоги и отсутствие действия, особенно в линии Дуни и Свидригайлова, навевают скуку. Придать динамики чередованию диалоговых сцен, по идее, должны эпизоды снов и фантазий Раскольникова. Но в них не прослеживается сновидческая логика, а поставлены они чрезмерно красиво, даже клипово, и наполнены клише.
По первым двум эпизодам не совсем понятно, что конкретно создатели хотят сказать о первоисточнике, его авторе, стране или герое. У сериала в запасе восемь серий, чтобы удивить зрителя. Кокетливое замалчивание режиссёром деталей сюжета намекает на серьёзные авторские допущения и изменения, которые произойдут с историей Достоевского. Так что хочется верить, что впечатление о сериале изменится в лучшую сторону.
Планируете смотреть сериал? Рассказывайте в комментариях.
Станьте первым, кто оставит комментарий