Как на самом деле работает правополушарное рисование и стоит ли им заниматься
Откуда взялась идея правополушарного рисования
В начале 1960‑х годов американский нейропсихолог Роджер Сперри изучал работу полушарий головного мозга. Учёный проводил исследования с животными и искал способы помочь пациентам с эпилепсией. Сперри заметил, что при рассечении мозолистого тела в мозге теряется связь между его полушариями. Исследователь сделал вывод, что каждое из них может работать изолированно, как самостоятельный мозг.
В 1979 году Бетти Эдвардс, доктор наук и преподавательница искусства, выпустила книгу Drawing on the Right Side of the Brain, которую на русском языке издают под названием «Откройте в себе художника». В ней автор предложила новый метод обучения рисованию — с помощью правого полушария. Она по‑своему интерпретировала выводы Сперри и заключила, что полушария головного мозга обладают разными функциями: левое отвечает за рациональное мышление и логику, правое — за интуицию и творческие способности.
По мнению Эдвардс, классическое обучение рисунку и живописи задействует левое, логическое, полушарие. При таком подходе человек изучает композицию и пропорции, видит в любом объекте, который он рисует, прежде всего набор линий и геометрических форм, а не цельный образ. Многим людям это кажется сложным, они слишком концентрируются на технике и правилах, не могут расслабиться и творить в своё удовольствие, боятся рисовать. А значит, им нужно «отключить» своё левое полушарие и рисовать только с помощью правого — интуитивно, легко и свободно, как это делают дети.
Для чего нужно правополушарное рисование
По мнению основоположницы метода Бетти Эдвардс и преподавателей правополушарного рисования, такой подход помогает:
- справиться со страхами и творческими блоками;
- получать удовольствие от творчества;
- расслабиться;
- перестать критиковать себя и фокусироваться на недостатках своих рисунков;
- развить мелкую моторику и воображение;
- попробовать что‑то новое, интересно провести время и под другим углом взглянуть на процесс рисования;
- повысить самооценку, поскольку рисование больше не кажется таким уж сложным и человек чувствует себя более уверенно.
Что о правополушарном рисовании говорит наука
Сейчас идея о том, что в левом полушарии у нас «прячется» логика, а в правом — креативность, считается мифом. Исследования показывают, что творчество и нестандартное мышление затрагивают оба полушария. Во время выполнения творческих задач электрическая активность повышается в самых разных отделах мозга, а также более интенсивным становится обмен импульсами между полушариями.
У креативных людей, в том числе у тех, кто занимается творчеством профессионально, правое полушарие не развито сильнее, зато у них лучше развиты связи и взаимодействие между полушариями.
Кроме того, в ходе небольшого эксперимента выяснилось, что если применять один из самых популярных приёмов правополушарной техники и рисовать вверх тормашками, то рисунок не получается более точным или профессиональным, чем обычно, скорее даже наоборот.
То есть саму идею, что можно включать и выключать то или иное полушарие и благодаря этому рисовать лучше или хуже, с большим или меньшим удовольствием, нельзя считать научной. И говорить о рисовании с помощью правого полушария абсолютно не корректно.
Как практиковать правополушарное рисование
Эдвардс в своих книгах пишет, что основная задача — переключиться из «Л‑режима» в «П‑режим». То есть заставить «замолчать» рациональное левое полушарие и включить в работу только интуитивное и креативное правое. Вот несколько основных упражнений и приёмов, с помощью которых она предлагает это делать.
- Выходить за границы листа. Например, положить бумагу на газету или ватман, взять кисть или карандаш и начать закрашивать лист размашисто, свободно, не боясь выйти за края.
- Рисовать двумя руками. То есть делать всё то же самое, только лист закрашивать одновременно правой и левой рукой.
- Рисовать вверх тормашками. Для этого нужно взять любое изображение, перевернуть его и повторить в перевёрнутом виде.
- Рисовать по контурам. В этом случае надо перенести на бумагу контуры изображения или объекта, не глядя при этом на рисунок, пока он не будет закончен. Один из вариантов такого упражнения — «видоискатель». Для него потребуется сделать «экран» из плотной плёнки или прозрачного пластика, положить этот экран на объект, который хочется изобразить, и маркером обвести контуры. Потом можно перенести этот же контур на бумагу.
- Рисовать на скорость. В этом случае на создание рисунка или выполнение упражнения отводится ограниченное время, а для контроля используется таймер.
Также тем, кто хочет освоить правополушарное рисование, рекомендуют рисовать пальцами, а не кистью или карандашом, и включать фоном расслабляющую музыку. Другие приёмы можно посмотреть в книге «Откройте в себе художника».
Правда, поклонники и преподаватели этого метода считают, что правополушарное рисование — это не просто набор упражнений, а скорее отсутствие каких‑либо техник и правил. Суть в том, чтобы просто рисовать в своё удовольствие, любыми инструментами, в любой манере, не зацикливаться на том, как «правильно», и наслаждаться процессом.
Например, вы хотите нарисовать человека. При классическом подходе вы, скорее всего, сначала построите лицо и фигуру, наметите правильные пропорции, сделаете набросок, затем добавите объём, цвет, тени, детали и так далее.
А если вы, скажем, станете рисовать без построения, начнёте не с головы, а с ботинок, сразу возьмётесь за краски, минуя набросок карандашом, — такой способ рисования вполне можно посчитать правополушарным.
Помогает ли правополушарная техника лучше рисовать
К особенностям работы правого полушария мозга методика Бетти Эдвардс отношения не имеет. Но это не значит, что подход плохой и не заслуживает внимания. Люди, которые работали по книге «Откройте в себе художника» и практикуют правополушарное рисование, говорят, что им нравится такой метод. Он помогает расслабиться, получить удовольствие от процесса, быстро создать несложный рисунок и порадоваться своим успехам.
У себя на сайте Эдвардс выкладывает результаты участников её короткого воркшопа, и эти результаты, надо сказать, впечатляют. Правда, если вчитаться в программу обучения, становится понятно, что Бетти Эдвардс помимо прочего затрагивает вполне традиционные аспекты рисования. Например, рассказывает о пропорциях человеческой головы, о свете и тени. Хотя это, конечно, противоречит самой задумке о нелогичном, интуитивном и «наивном» рисовании.
Получается, что упражнения Эдвардс ничего не переключают, но работают как небольшая психологическая уловка — позволяют настроиться на творчество, приглушают голос внутреннего критика и дают свободу рисовать просто себе на радость. А сочетание всего этого с активной практикой и некоторым количеством классической теории вполне может улучшить художественные навыки.
Стоит ли пробовать правополушарное рисование
К этому подходу нельзя относиться как к способу научиться рисовать с нуля или стать художником. Тому, кто хочет рисовать профессионально, не обойтись без изучения таких «скучных» и «левополушарных» вещей, как анатомия, геометрия, перспектива, теория цвета.
Точно так же не стоит думать, что правополушарное рисование действительно меняет что‑то в мозге на биологическом уровне и помогает рисовать принципиально по‑другому.
Но если относиться к технике правополушарного рисования как к способу раскрепоститься, войти в состояние потока, снять творческий блок, попрактиковаться и хорошо провести время, то можно и попробовать.
Станьте первым, кто оставит комментарий