Как не стать жертвой мошенников при покупках в интернете
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Когда выбираете товар
Насторожитесь, если видите подозрительно низкую цену
Иногда можно наткнуться на рекламу, в которой вам обещают продать товар по очень привлекательной цене. Например, кроссовки или смартфон известного бренда предлагают со скидкой 90%. Иногда пальцы кликают по такому объявлению быстрее, чем мозг успевает обработать информацию.
А подумать тут есть о чём: на каком основании возник этот аттракцион невиданной щедрости? Бренды действительно периодически устраивают распродажи и делают ощутимые скидки. Иногда магазины‑ретейлеры сбрасывают цену, чтобы привлечь внимание и заманить новых клиентов. Но вряд ли они будут делать это себе в убыток.
Получить прибыль при такой схеме можно двумя путями: продавать подделки или обманывать людей. Нам, как покупателям, обе схемы не подходят. Поэтому слишком низкая цена — повод насторожиться и очень тщательно проверить продавца, а может, и сразу пройти мимо.
Проверяйте репутацию продавца
В мире продаж царит эйджизм: люди склонны больше доверять старым магазинам и неохотно покупают у новичков на рынке. Это обидно для тех, кто только открыл свой бизнес, но логично. Давно существующую фирму сложнее заподозрить в мошенничестве. Если уж она работает столько лет, о преступной схеме стало бы известно. Компания‑однодневка же может оказаться как добросовестным магазином, так и прикрытием для махинаций. Но совсем дискриминировать начинающих бизнесменов тоже неправильно.
Если понимаете, что ничего не знаете о продавце, стоит изучить следующие вещи.
1. Отзывы
И лучше почитать их не на самом сайте. Там их заботливо отобрал продавец. Или даже сам написал, так тоже бывает (но об этом чуть позже). Поэтому вбейте в поисковик название магазина или адрес ресурса вместе со словом «отзывы» и наслаждайтесь. Причём смотреть стоит не только на специальных площадках, но и в соцсетях, если они есть в выдаче. Эмоциональные отзывы вроде «перевёл деньги и ничего не получил» должны насторожить.
В некоторых браузерах, например от «Яндекса», есть встроенные отзывы на сайты.
Что касается заказных мнений, обычно их можно отловить по таким признакам:
- Автор указывает имя, фамилию и размещает фотографию. Это делают, чтобы комментарий выглядел достовернее. Но эффект получается обратным. Просто вспомните, когда вы в последний раз загружали снимок на сайт, чтобы оценить какой‑нибудь тостер, — скорее всего, никогда.
- Отзыв написан по схеме «достоинство — недостаток — достоинство». Считается, что запись совсем без минусов выглядит неправдоподобно. Но их описывают так, чтобы они выглядели несущественно или даже как плюсы. Например, «К сожалению, нет инструкции, но шкаф легко собрать и без неё, всё понятно».
- Слишком много подробностей с описанием положительных сторон товара и магазина.
Такие отзывы иногда бывают настоящими, если продавец обещает бонус за рекомендацию. Но, как правило, всё обстоит не так. Положительный отзыв люди или не пишут вовсе или ограничиваются чем‑то вроде «Всё супер! Доставили в срок». Подробности сообщают в основном в отрицательных комментариях. Так что, если вы видите много радостных записей как под копирку, это должно насторожить.
2. Информация на сайте
У приличной компании на сайте будут указаны не только название и контакты для того, чтобы сделать заказ. Там можно найти наименование юридического лица, почтовый адрес и другие реквизиты.
Конечно, никто не мешает мошенникам эти подробности выдумать. Но если таких данных нет вовсе, определённо стоит пройти мимо.
3. Юридические подробности
Если вы узнали название юрлица, всегда можно выяснить дополнительную информацию. Например, получить по наименованию на сайте ФНС выписку из реестра юрлиц. Там есть дата регистрации компании, имя директора, деятельность, которую фирме разрешено вести.
Кроме того, можно просто вбить название юрлица или фамилию директора в поиск со словом «суд» и посмотреть, не связаны ли они с какими‑то противоправными делами.
Перепроверьте адрес сайта
Магазин может иметь очень хорошую репутацию, но это теряет всякое значение, если человек попадает на страницу‑клон. Мошенники нередко создают сайты — абсолютные копии ресурсов добросовестных компаний. Даже адрес почти такой же — разница всего в паре символов, хотя не всегда. Бывает, что в адресной строке написана полная абракадабра, просто злоумышленники рассчитывают на невнимательность покупателей.
Они надеются, что человек уверен в магазине и не будет ничего проверять. И поэтому посмотреть, что написано в адресной строке, надо обязательно. Особенно тщательно проверяйте символы, которые легко перепутать. Например, если букву «о» заменили нулём, это уже совершенно другой сайт.
Когда оплачиваете заказ
Будьте внимательны при предложении оплаты наложенным платежом
Наложенный платёж — это оплата после получения. Кажется, такой способ расчётов наиболее безопасен. Но мошенники и тут находят способ обмануть.
Вместо заказанного товара мошенники кладут в посылки дешёвые аналоги или посторонние предметы: песок, бумагу, кошачий наполнитель. По правилам об оказании услуг почтовой связи при оплате наложенным платежом клиент должен сначала рассчитаться за посылку и только потом может забрать её и вскрыть. Поэтому покупатели не сразу обнаруживают обман. А когда они начинают жаловаться, мошенники говорят, что не занимаются возвратом товаров, предлагают написать претензию на электронную почту и отправить коробку обратно до востребования, после чего прекращают общение с человеком.
Чтобы защитить себя от подобного развития событий, договаривайтесь об отправке посылки с описью вложения. В таком случае продавец указывает, что находится в коробке, а сотрудник почты удостоверяется, что внутри именно это. Услуга «Проверка комплектности» позволяет узнать о содержимом посылки до её получения.
В транспортных компаниях тоже есть похожие предложения. Лучше в итоге немного переплатить за доставку, чем получить мусор вместо товара.
Не переходите по сомнительным ссылкам
Не любая ссылка на оплату — мошенническая. Многие сервисы предлагают своим клиентам выставлять счета покупателям именно так — с помощью ссылок. Среди таких, например, «ЮKassa» или Tinkoff.
Однако, если вы получаете похожий адрес, не торопитесь переходить и вводить информацию с карты. Сначала проверьте, что это действительно реальный платёжный сервис, а не фишинговый сайт, который украдёт ваши данные. Для этого изучите страницу — кто проводит расчёты. Обычно это делает известный сервис, но, если название вам ни о чём не говорит, лучше поискать в интернете, что это за компания. Посмотрите, что написано в адресной строке: действительно ли это страница сервиса или сайт, который под неё маскируется.
Будьте осторожнее с «ответим в личку»
Многие магазины в соцсетях ведут странную политику неразглашения цен. Они выкладывают фото товаров и на десятки комментариев «Стоимость?» пишут: «Ответим в личку». В принципе, этого достаточно, чтобы не иметь с ними дела. С мошенничеством такое поведение не связано, просто незачем поощрять сомнительные маркетинговые стратегии. Но есть и реальная опасность.
Бывает, что в директ после этого действительно пишут, но вовсе не представители магазина. Приходит совершенно случайный человек, представляется продавцом, принимает заказ, получает оплату и исчезает. С магазина при этом и не спросишь ничего, он ни при чём.
Общайтесь с продавцом по официальным каналам коммуникации
Это важно, если вы покупаете товар на маркетплейсе. Обычно всё происходит через сайт. Его создатели контролируют расчёты между покупателем и продавцом. И если второй окажется мошенником, деньги можно будет вернуть именно через представителей площадки.
Однако злоумышленники часто переманивают потенциальных клиентов, например, в мессенджеры, где берут с них деньги (а иногда похищают данные карты) и ничего не продают.
С подозрением отнеситесь к переводу на карту физлица
Понятно, зачем это продавцу: так можно уйти от налогов. А вот покупатель рискует. Перевод на карту другому человеку очень сложно оспорить в случае чего.
Проверяйте страницу, на которой платите
Мы уже говорили, что в адресной строке должен быть URL именно того сайта, который вам нужен. Также важно, чтобы адрес начинался с https — расширения протокола HTTP, которое делает соединение более безопасным с помощью шифрования. Проверьте ещё, чтобы замочек слева был закрыт — это тоже свидетельствует о защищённом соединении. Так данные вашей карты не украдут.
Проверяйте статус трек‑номера перед оплатой
Продавец присылает номер для отслеживания посылки вместе с предложением оплатить товар, и кажется, что всё безопасно. Но и тут есть вероятность обмана.
Некоторые продавцы отправляют клиенту чек с трек‑номером для отслеживания, якобы чтобы подтвердить оправку. Однако на самом деле этот чек не настоящий. Трек‑номер в нём либо вымышленный и отсутствует в системе отслеживания на сайте почты, либо присвоен почтовому отправлению, которое ещё не сдано в отделение.
Чтобы получить такой трек‑номер, мошенники используют наш онлайн‑вариант оформления посылок. С его помощью клиенты могут до визита в отделение внести в систему данные об отправителе и получателе, а также получить реальный трек‑номер отправления, чтобы сократить время его оформления.
Поэтому трек‑номер стоит проверить на сайте «Почты России». Система проинформирует, что код неправильный, если он выдуман. Если же посылка ещё не отправлена, у неё будет статус «Присвоен трек‑номер, отправление ещё не принято „Почтой России“».
При использовании других служб доставки мошенник может аналогично задействовать фальшивые накладные. Трек‑номера в этом случае необходимо проверять на сайте транспортной компании.
Насторожитесь, если с картой происходит что‑то непонятное
Если вы оплачиваете товар, а сервис пишет, что произошёл сбой, или вам звонит «сотрудник банка» и сообщает о блокировке карты, или происходит что‑то ещё странное, всё бросайте и блокируйте карту самостоятельно. Скорее всего, вы столкнулись с преступниками, которые попросят вас сделать ещё один платёж, потому что предыдущий не прошёл. Затем ещё один. И вероятно, данные карты уже у них.
Используйте отдельную карту для интернет‑покупок
Переводите на неё ровно столько денег, сколько нужно для платежа. Так, если и наткнётесь на мошенника, потеряете лишь сумму стоимости товара, а не всё, что лежит на счету.
Когда получаете заказ
Не забирайте то, что не заказывали
Внезапная посылка — это всегда любопытно: может, какой подарок? Но бесплатный сыр бывает известно где.
Мошенники воруют у крупных интернет‑магазинов базы данных клиентов и отправляют им посылки с посторонними предметами. Человеку, который ничего не заказывал, приходит извещение от «Почты России», что ему необходимо получить коробку с оплатой наложенным платежом. Он делает это, но внутри не оказывается ничего ценного.
Обычно хороший маркер того, что вы столкнулись с мошенниками, — отметка на коробке «Возврату не подлежит». Это значит, что в посылке лежит что‑то настолько малоценное, что отправитель не хочет получить её обратно, даже если «клиент» откажется её забирать.
Проверяйте целостность упаковки и вес
Если эти параметры не соответствуют заявленным, просите сотрудника вскрыть коробку.
Проверяйте вложение, если это можно сделать
Бывает, что в тариф пересылки заложена возможность проверить, что внутри. Но получатель решает не заморачиваться и дома посмотреть содержимое коробки. Так поступать не стоит. Если можно заглянуть в пакет, лучше сделать это при свидетелях.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий