«После Янга» с Колином Фарреллом — то, что нужно смотреть, если у вас есть 96 минут. И даже если их нет
«После Янга» — картина с очень сложной, даже печальной прокатной судьбой. Премьера состоялась на Каннском кинофестивале в 2021 году, в январе 2022 года начался мировой прокат. И хотя бюджет фильма оценивается в 9–20 миллионов долларов, собрал он менее 700 тысяч долларов. Лишь 16 февраля 2023 года фильм доехал до России.
Картина основана на рассказе Александра Вайнштейна «Прощание с Янгом». Режиссёр, сценарист и монтажёр ленты — Когонада. Для него это лишь второй полнометражный фильм. Он приобрёл славу как киноэссеист, создающий документальные работы о великих режиссёрах. В главных ролях снялись Колин Фаррелл, Джоди Тёрнер‑Смит, Джастин Х. Мин и Малеа Эмма Тьяндравиджая.
Джейк и Карра удочерили Мику — этническую китаянку. Для того, чтобы она не теряла связь со своей культурой, родители купили Янга. Это techno sapiens, робот с человеческими чувствами, внешне не отличимый от человека. Однажды Янг ломается. Джейк пытается починить его, параллельно просматривая его воспоминания. И тут мужчина начинает понимать, какую важную роль играл Янг для каждого члена семьи.
Бесконечное рассуждение о человеке
Когонада смело берёт с десяток сложнейших тем (воспитание детей, человеческая память, проблемы самоопределения, любовь и другие) и удивительным образом избегает поверхностности и нелепого пафоса. Он невероятно деликатен и лаконичен.
Поломка Янга вынуждает героев отбросить рутину и погрузиться в серьёзные раздумья. Именно раздумья, а не разговоры: диалоги остаются насущными и будничными, но за ними скрывается внутренняя работа. Колин Фаррелл может молча сидеть на кухне, а зритель всё равно поймёт, о чём он думает.
Большая часть вопросов не находит ответа — лишь потому, что рассуждения важнее, чем финальная точка. Но на некоторые из них Когонада отвечает с невероятной лёгкостью. Так, семья для режиссёра — это любовь, а происхождение членов семьи (этническое или даже видовое) не имеет никакого значения.
Кадр из фильма «После Янга»
Инаковость Янга распадается по ходу фильма. Робот‑сиделка оказывается чем‑то большим, чем набор функций. Значит, «нечеловек» может быть членом семьи? Если утвердительный ответ кажется странным, то придётся вспомнить домашних животных: вряд ли хозяин собаки не считает её родной после того, как она прожила в его доме 15 лет.
Отдельной строкой показана и национальная идентичность. Белый мужчина и темнокожая женщина удочерили азиатскую девочку и специально для неё приобрели азиатского techno sapiens, чтобы она не теряла связь с культурой — этот момент проговаривается неоднократно. Но в фильме нет ни одного свидетельства того, что Мика и Янг хоть как‑то взаимодействуют в контексте «связи с культурой». Это отношения брата и сестры, живущих в одном и том же доме, в одной и той же семье, в одном и том же мире. Из‑за этого идея родителей о национальной идентичности просто разваливается — ребёнок этого не замечает.
Завораживающая меланхолия
«После Янга» — невероятно тёплый фильм. Приглушённые тона, тихие и неторопливые диалоги с паузами между словами, шёпот (герои почти всегда разговаривают тихо) — «После Янга» обволакивает. Даже Колин Фаррелл, регулярно играющий экспрессивных и темпераментных мужчин, успокаивается и становится тихим отцом семейства.
Важнейшую роль в картине играет музыка. Асука Мацумия создала самостоятельное произведение, которое приятно слушать и в отрыве от фильма. Но её взаимодействие с кадрами — это нечто особенное. Музыка утраивает меланхолию, которая и так льётся из каждой сцены.
Кадр из фильма «После Янга»
В фильме есть статичные кадры, которые выполняют роль фотографии. Из них можно собрать целый семейный фотоальбом — их много и они все прекрасные. Когонада мастерски передаёт настроение именно через них. Зачем нужен монолог о скорби, когда можно показать счастливый момент из жизни семьи?
Идеальная выверенность
Фильм можно поделить на три отдельных линии: попытка починить Янга, воспоминания Янга, жизнь семьи без Янга. Techno sapiens редко выступает субъектом — скорее это зеркало для каждого из героев. Когонада бережно соединяет три линии. Они плавно перетекают друг в друга, одна сцена создаёт настроение и контекст следующей, в конечном счёте они наслаиваются друг на друга.
96 минут — смешной хронометраж для этой истории. Но Когонада успевает рассказать её, передать внутренние переживания героев и продемонстрировать множество красивых кадров. В «После Янга» просто нет лишних сцен и лишних слов. Фильм выглядит как фокус, в котором одновременно есть и ловкость рук, и магия. Когонада — это иллюзионист, который достаёт кролика из шляпы посредством волшебства.
Кадр из фильма «После Янга»
«После Янга» — это невероятно тёплый и добрый фильм. О семье, любви или будущем — совершенно неважно, поскольку он обо всём сразу. Когонада отказался от дешёвых манипуляций и игры со зрителем, поэтому у него получилось прекрасное кино, которое провалилось в прокате. «После Янга» — это то, чем нужно заняться, если у вас есть 96 минут.
Лучшие предложения
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Находки AliExpress: 20 полезных товаров дешевле 1 000 рублей
Новый год как в детстве: 6 праздничных традиций, которые поможет соблюсти техника Gorenje
Отборные скидки до 64% от AliExpress, Redmond и других магазинов
15 стильных пуховиков стоимостью от 3 000 до 15 000 рублей
10 наборов для вышивания, с которыми захочется заняться рукоделием
12 комфортных дутиков для зимних прогулок
Брать или не брать: хитрый тест для самых бережливых
12 идей подарков на «Мегамаркете» для тех, кто участвует в «Тайном Санте»
Дети нашего времени. Какие они на самом деле
10 шагов, которые помогут подготовиться к Новому году мечты