Все без ума от подкастов! Что происходит?
Почему все заговорили о подкастах
Сам термин появился ещё в 2004 году с подачи британского журналиста Бена Хаммерсли. Он объединил broadcasting («вещание») и iPod и получил «подкастинг» — новый с технологической точки зрения способ доставки аудиотреков в плееры. Впоследствии возник новый формат контента — содержательные аудиошоу, которые стали называть подкастами.
В России они обрели популярность не сразу и долгое время оставались хобби для немногочисленных любителей. Лишь в 2017 году аудиошоу стали набирать обороты и сейчас переживают настоящий бум. По данным Tiburon Research, каждый четвёртый пользователь интернета в России слушает подкасты хотя бы раз в месяц. В Москве поклонников этого формата вдвое больше, чем в других регионах: 42% к 23–27% соответственно.
Подкасты чем‑то похожи на радиопередачи, но имеют ряд приятных отличий. Вы можете послушать интересный контент в любое время, не опираясь на сетку вещания радиостанции. Причём воспроизвести его можно на любом устройстве: смартфоне, планшете, компьютере. Главное — доступ в интернет.
Подкасты более свободны в форме подачи материала. Здесь можно найти авторский взгляд на самые неоднозначные темы и живые беседы с юмором. Например, в США самые популярные подкасты — именно комедийные, за ними следуют образовательные и новостные шоу. В российском сегменте юмористическая направленность также лидирует по числу поклонников, а второе и третье места занимают кино и психология.
Люди любят подкасты, потому что они не требуют большой концентрации внимания. Здесь задействуется лишь слух, а руки и глаза остаются свободными, поэтому можно делать что‑то параллельно. По результатам опроса ВЦИОМ, 59% респондентов слушают подкасты дома, 37% в личном автотранспорте и 20% — в общественном. Ещё 22% включают аудиошоу во время прогулок.
При этом у слушателей нередко возникает эмоциональная связь с ведущими: их мнению доверяют, а харизмой наслаждаются. Новый выпуск может восприниматься как приятный разговор с друзьями.
Почему стоит слушать подкасты
Во‑первых, они расширяют кругозор. Включайте лекции и аудиоуроки, чтобы прокачаться в самых разных областях и узнать что‑то новое. Будут полезны даже ток‑шоу: в них часто поднимаются актуальные темы. А интервью и вовсе неиссякаемый источник интересной информации как о героях, так и о жизни в целом.
Во‑вторых, подкасты стали площадкой для выражения мнений. Это почти как блоги, только в аудиоверсии. Многие медийные личности уже запустили собственные шоу, в которых высказывают свою позицию по разным вопросам.
В‑третьих, подкасты сейчас очень популярны. Их делает, слушает и обсуждает всё больше людей, поэтому приятно не отставать.
Чтобы быть в курсе последних трендов, заходите в раздел «Подкасты» на «Яндекс.Музыке». Здесь вы найдёте массу интересного об образовании, бизнесе, здоровье, науке, культуре и обществе, сможете послушать короткие лекции о продуктивности и разговорные шоу, а также подобрать контент для детей.
Зачем делать подкасты
Подкаст может стать новым инструментом для достижения ваших целей. Например, для медиа это отличный способ расширить своё присутствие на разных площадках, завоевать новую аудиторию, переупаковать уже имеющийся контент, привлечь рекламодателей и получить новый источник дохода. Для обычного человека — сформировать личный бренд и показать себя как эксперта в какой‑то области, донести до слушателей мысли, которые кажутся важными, и просто получить удовольствие как от хобби.
Создание подкастов не требует больших вложений. По сути, вам понадобится микрофон (можно найти аудиоаппаратуру даже за 2 000 рублей) и компьютер со специальной программой для монтажа (есть и бесплатные). Процесс производства тоже не очень сложный — на любительском уровне можно справиться даже в одиночку.
Почему стоит рекламироваться в подкастах
По данным «Яндекс.Музыки», в мае 2020 года люди слушали подкасты на 30% чаще, чем в феврале. Конечно, одной из причин такого роста стал режим самоизоляции. Но если за карантинное время ряды поклонников подкастов пополнились, то эта тенденция может сохраниться и после отмены всех ограничений.
Представители отрасли поддерживают оптимистичные прогнозы. Ассоциация Interactive Advertising Bureau (IAB) отмечает, что к декабрю 2020 года аудитория подкастов может достичь 10,5 миллиона человек в месяц, а через четыре года составит 27,9 миллиона.
Чем больше людей потребляет аудиоконтент, тем привлекательнее он становится для брендов. IAB предполагает, что в 2020 году рекламодатели потратят на размещение в подкастах 225 миллионов рублей, в 2024‑м — до 1,9 миллиарда рублей. И на это есть несколько причин:
- Попадание в целевую аудиторию. Выбрав шоу с релевантной тематикой, можно рассказать о своём продукте людям, которым он с большей вероятностью будет интересен.
- Лояльность аудитории. Она с доверием относится к ведущим и в целом не против рекламы. По данным исследования IAB Russia и Mediascope, 85% людей готовы прослушать заказную интеграцию при условии бесплатного доступа к самому подкасту.
Тип рекламного сообщения может быть разным. Например, вставка с описанием преимуществ товара/услуги или более нативный формат, когда ведущий и гость обсуждают не сам продукт, а какую‑то близкую к нему тему. Но даже при обычной продуктовой интеграции большинство слушателей не станут её перематывать, так как знают, что эта врезка скоро закончится и подкаст продолжится, а перемотка — это лишние телодвижения.
Аудиореклама влияет на узнаваемость бренда и продажи: 39% слушателей ищут информацию о компании онлайн и 35% — офлайн, 33% обсуждают её с друзьями, 26% совершают покупку.
Партнёрское размещение в аудиошоу может быть интересно не только брендам, но и самим подкастерам. Такие коллаборации помогают увеличить количество слушателей.
С чего начать знакомство с подкастами
- Определитесь с темами, которые вам наиболее интересны.
- Послушайте разные жанры и выберите тот, который нравится больше всего: лекции, аудиоблоги, интервью, обзоры, разговорные или новостные шоу и так далее.
- Побольше узнайте о ведущих подкастов, которые заинтересовали. Найдите информацию об их работе, увлечениях, других проектах.
- Подберите удобную площадку для прослушивания.
У «Яндекс.Музыки» огромный каталог подкастов и рекомендательная система, которая посоветует то, что интересно именно вам. Просто отмечайте понравившиеся выпуски — сервис проанализирует их, учтёт ваши прослушивания и подберёт подходящие новинки.