Как торговаться при покупке машины с рук: 10 советов от опытных водителей
1. Оцените пространство для торга
Выезжая из автосалона, машина теряет до 20% стоимости. А после 100 тысяч километров пробега дешевеет быстрее. Это просто объяснить: производители часто предлагают гарантию либо на 3–5 лет эксплуатации, либо на этот пробег — в зависимости от того, что наступит раньше.
Если машина не на гарантии, то все поломки, вызванные износом, придётся чинить за свой счёт. Торговаться по этому поводу стоит обязательно.
Царапины, сколы и другие дефекты также приводят к снижению цены. Любой ремонт, пусть даже косметический, — повод для торга. К слову, если вы решите в будущем продать автомобиль, с вами тоже будут торговаться за каждую царапину.
В покупке подержанной машины есть много плюсов — например, огромная база для выбора. На Авито Авто собраны сотни тысяч объявлений со всей России. Объявления в сервисе проходят проверку документов: если рядом с машиной вы видите отметку «Собственник», можете не сомневаться, что автомобиль продаёт его реальный владелец. Кроме того, сервис подсказывает покупателям, насколько справедливо оценена подержанная машина. Значки «Хорошая цена» и «Отличная цена» ставятся на основе анализа больших данных и расчёта параметров машины.
2. Расспросите владельца о состоянии машины
Перед покупкой уточните у владельца, где хранилась машина. Согласитесь, если автомобиль ночью стоял в гараже, а днём — на открытой парковке или у бордюра, то это не совсем «гаражное хранение».
Посмотрите в сервисную книжку и узнайте, где машина проходила техобслуживание. Для относительно свежих моделей (до 5–7 лет выпуска) информацию о заездах в авторизованные сервисы обычно можно проверить по номерам наряд-заказов.
И не стесняйтесь всматриваться в печати и подписи в сервисной книге. Этот документ подделывают всё чаще, и одинаковые отметки и почерк вызывают подозрения.
Попросите прокатить вас: если владелец водит не слишком аккуратно, перегазовывает, резко тормозит в последний момент, нарушает правила, это не могло не отразиться на состоянии машины.
Уточните, где покупались запчасти. Бюджетные аналоги вместо оригинальных деталей часто приводят к внезапным поломкам.
Самое главное: не стесняйтесь задавать якобы глупые вопросы и переспрашивать. Если владелец «путается в показаниях», от покупки лучше отказаться.
3. Посмотрите несколько машин этой модели
Разные представители одного и того же модельного ряда могут иметь различную управляемость, отзывчивость, разгон. Причины разные: например, пора заменить расходники или отдельные узлы.
Поэтому стоит смотреть как можно больше машин. Это поможет понять, подходит ли вам модель в целом или нужно попробовать что-то другое.
Кроме того, на восприятие машины влияет комплектация. Поймите, какие опции для вас важны прямо сейчас, а за что вы пока не готовы переплачивать.
4. Посмотрите на состояние под капотом машины
Мойка двигателя и очистка подкапотного пространства перед продажей могут говорить о недавнем серьёзном ремонте. Или о необходимости полноценного ТО — если под капотом всё вымыли, чтобы скрыть следы подтекающих жидкостей.
У машины, на которой ездят регулярно, стерильности под капотом не будет. Конечно, есть автовладельцы, которые выступают за регулярную мойку двигателя. Но так как этот процесс сопряжён с рисками — от замкнувшей проводки или залитых свечей до гидроудара, то лишний раз мыть под капотом никто не будет.
Полезно поговорить с владельцем, а затем попросить его переставить авто. Если технологические жидкости подтекают, по пятнам вы это сразу заметите.
Посмотрите и на лонжероны — это основа конструкции любого автомобиля. Если их варили или выгибали, значит, машина либо побывала в крупном ДТП, либо хранилась в сырости — и металл попросту разрушился из-за коррозии.
Камера-эндоскоп, которая подключается к смартфону, пригодится при осмотре подкапотного пространства. Стоит такой гаджет до тысячи рублей, а сэкономить поможет куда больше. Конечно, по видео с такой камеры неспециалист вряд ли поймёт, есть ли задиры на цилиндрах двигателя, но потёки жидкости или следы сварки увидеть сможет.
5. Проверьте состояние кузова
Начните с зазоров: они должны быть симметричны. Часто проблемы можно увидеть уже на фото: если капот перекошен, крылья рихтовали, а стойки вытягивали, зазоры будут неровными. Полный отчёт по геометрии может дать специализированная СТО.
Толщиномер — устройство, которое поможет вам найти следы подкрасов и шпаклёвки. Его можно купить за 2–3 тысячи рублей или взять напрокат. В норме толщина заводского слоя краски над металлом составляет 75–160 мкм. От модели к модели этот показатель может отличаться. Но если толщиномер показывает больше 500–600 мкм, значит, деталь красили и шпаклевали.
Царапины или небольшие вмятины на бамперах и крыльях не проблема, а повод для торга. Но если окрашено сразу несколько деталей рядом, это потенциальный признак большой аварии.
Проверьте и наклейки или метки на стёклах. Номера на них должны быть одинаковыми (по крайней мере, на боковых — на заднем и лобовом буквы и цифры могут отличаться). Год выпуска стекла должен совпадать с годом производства авто.
6. Осмотрите салон
Перед продажей пробег часто скручивают. Но по косвенным признакам можно понять, что машина проехала не одну сотню тысяч километров.
В первую очередь обращайте внимание на потёртости на руле, рычаге переключения передач, водительском сиденье, накладках на педали.
Если автомобиль использовали в такси, то переднее пассажирское сиденье окажется сильно затёртым. Также дверь с правой стороны будет открываться даже легче, чем водительская.
Конечно, на сравнительно дорогих автомобилях салон перед продажей нередко перешивают, обновляют руль, полируют пластик. Так что если вы садитесь в новенькую машину без единой царапины, а на одометре значится хотя бы 10–20 тысяч километров пробега, насторожитесь.
Обратите внимание и на зазоры пластика на приборной панели и на руле. Если кажется, что некоторые детали заменяли, есть риск, что стреляли подушки безопасности — а значит, машина была в серьёзном лобовом столкновении.
Наконец, отогните уплотнители вокруг дверей и в багажнике. Там легко заметить другой тон краски (если автомобиль перекрашивали) или царапины на болтах (если его разбирали). Резинки отгибаются быстро, без специальных инструментов и без следов. Если владелец запретит это сделать, он может что-то скрывать.
7. Узнайте историю автомобиля
Нельзя переоформить автомобиль, который числится в угоне, является вещественным доказательством, в том числе по делу о ДТП, находится под арестом или запретом на регистрационные действия. Перед сделкой стоит обязательно всё это проверить.
Хорошо бы также узнать, сколько у автомобиля было владельцев, попадал ли он в аварии, проходил ли регламентные ТО, не признавался ли «тотальным», а также какие ремонты на нём проводились и как менялся пробег. Чем больше вы узнаете о машине, тем увереннее будете себя чувствовать — и тем больше у вас будет поводов снизить цену.
Получить историю авто можно с сервисом Автотека. Вам достаточно знать VIN-код автомобиля или его госномер. Сервис соберёт из открытых источников и у партнёров сведения о ремонтах с детальным перечислением операций и расскажет, становилась ли машина участником ДТП. Благодаря Автотеке вы также сможете получить информацию о ТО у официальных дилеров, пройденных машиной. Сервис предупредит вас, если автомобиль фигурирует в качестве залога или на него были наложены судебные ограничения. А ещё он проверяет использование автомобиля в качестве такси или каршеринга.
8. Сверьте идентификационные номера
Сверьте номер двигателя и кузова с данными, указанными в ПТС. Это исключит возможность покупки «двойника»: когда по документам одной машины продают другую, но той же модели и цвета. Бывает, что ПТС воруют, а затем угоняют или же незаконно ввозят под него машину. У покупателя такого авто, понятное дело, будут проблемы.
Конечно, чаще всего номер кузова и VIN в этом случае перебивают. Это можно заметить по заусенцам на металле, неровным цифрам или следам сварки вокруг.
Хорошо, если у собственника на руках оригинал ПТС. Когда же авто продаётся по дубликату, есть несколько вариантов. Если дубликат выдали взамен утилизированного, то оригинал либо нечаянно испортили, либо там закончилось место для указания собственников: машина часто переходила из рук в руки или же сменила несколько салонов.
Если же дубликат выдали из-за утери оригинала и дата на документе свежая, будьте осторожны. Нередки ситуации, когда автомобиль находится в кредите или залоге, а оригинал ПТС хранится в банке. Заёмщик получает в ГИБДД дубликат и перепродаёт машину по нему — вместе с обязательствами по кредиту или залогу. При оформлении это не проверяют, и банк в любой момент может забрать авто, потому что вы, не зная о долге, не погашаете его.
Наконец, посредники часто не переоформляют машину на себя, чтобы не платить штрафы с камер автоматической фиксации. Когда владелец получит «письмо счастья» на большую сумму, он может написать заявление на прекращение регистрации в связи с утилизацией автомобиля. И вы не сможете поставить машину на учёт.
9. Отвезите машину на диагностику
Даже если всё кажется идеальным, не экономьте на полноценной проверке автомобиля в сервисе — лучше в официальном или в авторизованном. Здесь специалисты смогут снять данные о пробеге во всех блоках и сравнить их с теми, что указаны в документах. А также проверить наиболее проблемные узлы, рассказать, какое обслуживание требуется машине и сколько это будет стоить.
Адекватный владелец не будет возражать против диагностики — тем более за неё традиционно платит будущий покупатель. А человек, которому есть что скрывать, либо предложит поехать исключительно на свой сервис, либо наотрез откажется от проверки.
Напоследок ещё один совет: сфотографируйте ПТС, VIN и номер кузова во время диагностики. Так вы будете уверены, что купите именно то авто, которое проверяли.
10. Будьте внимательны во время сделки
Бывает, что машину вам показывал один человек (якобы родственник, а скорее всего — посредник), а на сделке присутствует другой. Могут подменить и документы — и вы отдадите деньги совсем не за тот автомобиль, который смотрели.
Именно поэтому перед сделкой стоит ещё раз всё проверить. Человек, который не пытается вас обмануть, отнесётся к этому с пониманием.
Наконец, обязательно указывайте в договоре купли-продажи полную сумму сделки. Если снизите её, чтобы заплатить меньшую сумму сборов, то в случае проблем с автомобилем вам будет крайне сложно вернуть все деньги. Мошенники, конечно же, о таких схемах осведомлены и нередко их используют.