7 фактов о поколении Z, которые помогут лучше понять современную молодёжь
1. Они не помнят, какой была жизнь без интернета
Представители поколения Z, или центениалы, — первые настоящие «цифровые аборигены». Они с детства знакомы с интернетом, социальными сетями, селфи и Wi‑Fi. Они привыкли разговаривать по видеосвязи, а первые игры освоили на родительском телефоне.
Взрослея в таких условиях, они научились легко собирать и перепроверять информацию из множества источников. Для них технологии — неотъемлемая часть повседневной жизни, а между онлайн- и офлайн‑опытом нет чёткой границы.
2. Они быстрее отвлекаются
Центениалы привыкли жить в мире постоянных апдейтов, уведомлений и непрерывного потока новостей. Да, они быстрее обрабатывают информацию, но и отвлекаются тоже быстрее. Хотя учёные опровергли популярный миф о том, что современные люди могут концентрироваться всего 8 секунд, центениалам действительно может быть труднее в течение долгого времени оставаться сосредоточенными на чём‑то одном.
Зато поколение Z — чемпионы по многозадачности. Они могут одновременно работать на компьютере, искать информацию на телефоне или планшете и делать записи в блокноте. Или выполнять домашнее задание на ноутбуке, сидя перед телевизором и разговаривая с другом по FaceTime. Предыдущим поколениям в этом плане за ними не угнаться.
3. Им удобнее учиться онлайн, а не традиционными методами
Центениалы считают, что необязательно нанимать репетитора, чтобы подтянуть какой‑то предмет или освоить навык, ведь всему можно научиться на YouTube. Они привыкли к онлайн‑курсам, подкастам и DIY‑видео. Им легче усваивать информацию из цифровых источников, чем из учебников.
4. Они хотят стать предпринимателями
Некоммерческая организация Girls With Impact исследовала интересы и взгляды молодых людей в возрасте 13–22 лет. Оказалось, 44% центениалов в будущем видят себя руководителями собственных компаний. 60% сказали, что хотят лично создать что‑то инновационное. А почти 30% опрошенных считают, что запуск своего бизнеса или продукта лучше всего повышает уверенность в себе.
5. Они шире воспринимают свою идентичность
Центениалам не нужно навешивать на себя какой‑то ярлык. Они экспериментируют с разными способами быть собой и одновременно относят себя к нескольким группам, например этническим. А признаки, которые традиционно были основными (гендер, сексуальная ориентация, расовая принадлежность), в их поколении всё больше пересматриваются и интерпретируются по‑новому.
6. Они по‑другому относятся к потреблению
По данным международной консалтинговой компании McKinsey, для поколения Z потребление — это доступ к чему‑либо, но не обязательно обладание. Такое отношение постепенно распространяется и на предыдущие поколения. Ценностью становится неограниченный доступ к услугам (каршеринг, видео- и аудиостриминг, сервисы по подписке). Продукты превращаются в услуги, а услуги объединяют множество пользователей.
Потребление становится средством самовыражения. В отличие от предыдущих поколений, которым важно было покупать вещи определённых брендов, чтобы соответствовать той или иной группе, центениалы больше ценят персонализацию. Они готовы платить за то, что подчёркивает их индивидуальность.
К тому же представителям нового поколения важно, чтобы бренд был этичным и экологичным. Центениалы считают, что действия компании должны соответствовать её идеалам. Причём это распространяется на производителей, поставщиков и всех партнёров организации.
7. Они собираются изменить мир
Центениалы осознают тревожную ситуацию в мире и глобальные проблемы современности. Они активно выступают за перемены в обществе и хотят внести свой вклад. По данным Girls With Impact, почти две третьих опрошенных хотят повлиять на дело, которое им небезразлично. В первую очередь это экология, права человека, сокращение бедности и равноправие. При этом мало кто собирается для достижения цели становиться политиком (всего 4%). Зато 60% хотят лично создавать инновации.