Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Воздушные суда позволяют человечеству преодолевать огромные расстояния за короткий промежуток времени. Без них каждое такое путешествие становилось бы нелёгким испытанием. И возможно, вы хотя бы раз задумывались: почему самолёты летают? Как вообще им это удаётся? Давайте разбираться.
Вообще, детальный ответ на этот вопрос довольно сложный, и учёные до сих пор спорят о том, как в точности работает аэродинамика и как подружить законы Ньютона, Бернулли и уравнения Навье — Стокса. Но в общих чертах описать полёт аппарата, который тяжелее воздуха, можно так.
На самолёт в воздухе действуют четыре основные силы: вес, подъёмная сила, сопротивление и тяга. Вес воздушного судна тянет его вниз, к земле. Так, обычный Boeing 747 имеет массу около 450 тонн — и это не воздушный змей, которого можно поднять просто ветром.
Тяговая сила перемещает самолёт вперёд. Создают её двигатели, которыми он оснащён. Во время полёта судно сталкивается с сопротивлением среды: воздух тормозит его движение. Но благодаря обтекаемой форме машины и мощным двигателям это воздействие нивелируется.
И наконец, подъёмная сила — это именно то, что позволяет аппарату держаться в небе. Крылья самолёта имеют специальную форму — это называется «аэродинамический профиль». Сверху они выпуклые, а внизу более плоские.
Из‑за устройства крыла набегающий на него воздух движется быстрее сверху, что создаёт пониженное давление. А под крылом он, напротив, замедляется, создавая повышенное.
Разница в этих показателях обуславливает подъёмную силу, которая удерживает самолёт в воздухе.
Чтобы обеспечивать постоянный поток набегающего воздуха, самолёту нужно удерживать достаточную скорость с помощью своих двигателей. Если их отключить, относительно лёгкая машина, конечно, сможет планировать некоторое время по инерции, но затем давление под крылом снизится, и аппарат упадёт.
Демонстрация того, как выглядят набегающие воздушные потоки, огибающие крыло самолёта сверху и снизу. Видео Cambridge University / YouTube
Помимо возможности двигаться вперёд, удерживаясь в небе, самолёту нужно также как‑то набирать высоту, снижаться и поворачивать. Для этого машина оснащена различными управляющими поверхностями: элеронами на крыльях, а также рулём высоты и рулём направления на хвосте. Они могут поворачиваться по желанию пилота — то есть менять угол атаки.
Если увеличить угол атаки элеронов и руля высоты, самолёт начинает собирать больше набегающего воздуха, давление под крыльями увеличивается, и аппарат взлетает. Если уменьшить, давление снизу тоже упадёт, и машина начнёт снижаться.
Если повернуть элероны и рули направления с одной стороны самолёта вверх, а с другой — вниз, то одно крыло самолёта начинает собирать больше набегающего воздуха, а другое меньше. Из‑за этого машина наклоняется вправо или влево и начинает разворачиваться. Углы поворота самолёта в воздухе называются «крен», «тангаж» и «рысканье».
В общем, теперь вы ознакомлены с основами аэродинамики. И в следующий раз во время полёта будете понимать, что за силы поддерживает воздушное судно в небе.
Лучшие предложения
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
12 пар утеплённых кроссовок, в которых будет комфортно зимой
Надо брать: набор инструментов Deli всего за 1 552 рубля
Цена дня: термос Feijian за 1 656 рублей
Отличные вертикальные пылесосы, которые стоит купить в 2024 году
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Hoff, ZRN Man и других магазинов
10 утяжелённых одеял для комфортного и спокойного сна
Цена дня: беспроводной пылесос Dreame Trouver J10 за 4 983 рубля
5 фактов о ноутбуках, которые помогут выбрать для работы идеальную модель
С широко раскрытыми глазами: главные причины не бояться лазерной коррекции зрения
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы
«Живу свою вторую жизнь»: истории карьерных поворотов, которые привели в IT