Хочу продавать за рубеж! 6 стран для прибыльной торговли
1. Китай
Китай — один из основных покупателей России: объём экспортируемых товаров растёт каждый год. Найти своих покупателей можно как в интернете на маркетплейсах, так и вживую, показав продукцию на выставках. Важно учитывать, что Китай сам производит огромное количество товаров, плюс ввозит продукцию из многих стран. Поэтому сначала нужно проанализировать спрос и понять, что нравится местному населению.
Один из вариантов — продукты агропромышленного комплекса (АПК), в частности продовольствие, например, кондитерские изделия, мёд, мороженое. В Китае пользуются популярностью как готовые продукты, так и пищевое сырьё. А также некоторые товары, которые в России обычно идут на выброс или совсем не ценятся, в том числе куриные лапки.
Также перспективными направлениями для торговли с Китаем могут быть пиломатериалы, медь, удобрения, материалы для строительства и бытовая химия.
2. Казахстан
Казахстан покупает в России продукты питания, косметику, шины и покрышки, одежду, автомобили, лекарства, мебель и многое другое. Наша страна считается главным торговым партнёром Казахстана. Поэтому зайти на рынок и найти своего покупателя будет несложно.
Кроме того, Казахстан входит в таможенный союз ЕАЭС, поэтому экспортировать можно будет быстрее и дешевле, чем в другие страны. Перевозки большинства товаров в рамках союза не облагаются таможенными пошлинами, и оформлять таможенную декларацию не нужно. После вывоза товаров нужно будет заполнить и передать в таможенный орган только статистическую форму учёта. Однако некоторые товары должны проходить санитарный, ветеринарный и прочие виды контроля — эти правила действуют всегда.
Найти подходящий иностранный рынок для своей продукции можно с помощью бесплатного сервиса «Поиск рынков сбыта» на цифровой платформе «Мой экспорт». Её создал Российский экспортный центр с помощью национального проекта «Международная кооперация и экспорт» специально для предпринимателей, которые заинтересованы в продажах за рубеж. На платформе можно подробно узнать обо всех существующих мерах господдержки, подать заявление на их получение, найти проверенных специалистов для решения юридических, логистических и других вопросов — всё работает по принципу «одно окно». Чтобы пользоваться бонусами, нужно лишь завести личный кабинет на сайте.
3. Беларусь
Беларусь тоже участник таможенного союза ЕАЭС, поэтому условия поставки товаров туда такие же как в Казахстан. Ещё одно сходство этих стран — Россия их основной торговый партнёр: 50% всех экспортируемых в Беларусь продуктов приходят из России.
Основу экспорта составляет тяжёлая промышленность. Но в стране пользуются спросом и товары других категорий, в частности химическая продукция, мебель, продукты АПК. Например, в 2020 году вырос экспорт замороженной рыбы, кормов для животных и, как ни странно, приготовленного картофеля. Прирост в поставках на целых 45% наблюдался и у полиэтилена.
А вот с бюджетной декоративной и уходовой косметикой белорусские производители неплохо справляются самостоятельно, поэтому выбирать это направление для экспорта нужно, осознавая все риски. Однако шанс на успех всё равно есть: можно сделать ставку на уникальных формулах или компонентах, которых нет в самой стране.
4. Узбекистан
Сейчас Узбекистан занимает 12 место в несырьевом неэнергетическом экспорте России. Но у него есть шансы подняться выше. Основная категория привозных товаров, которая пользуется спросом в Узбекистане — это механическое оборудование, пиломатериалы, продукция АПК и металлургия. Также здесь можно успешно продавать специализированное оборудование, к примеру медицинское, а также услуги вроде разработки ПО или факторинга (вид беззалогового кредита, финансовое посредничество между продавцом и покупателем, позволяющее компании избегать материальных сложностей при отсроченных платежах).
В союз ЕАЭС Узбекистан не входит, зато включён в Зону свободной торговли СНГ. Поэтому таможенных пошлин и подобных сборов при вывозе товаров тоже нет, но вот декларацию составить придётся.
5. США
США — мировой лидер по объёму импорта. Из России Штаты тоже ввозят много товаров: сейчас страна находится на седьмом месте в рейтинге несырьевого неэнергетического экспорта. Основу продаж составляют металлы, удобрения и продукция лесопромышленного комплекса.
Но и с товарами других категорий на американский рынок тоже можно зайти. Например, с одеждой, аксессуарами, предметами декора оригинального дизайна, сувенирами или натуральной косметикой. В этом случае нужно помнить, что на рынке США много продавцов, поэтому важно позаботиться об уникальности продукта и правильной маркетинговой стратегии. Кроме особых компонентов или дизайнерских решений преимуществом товаров из России будет выгодный курс рубля и приятная для американских покупателей цена.
6. Германия
Третий в мире и крупнейший в Европе импортёр товаров. В рейтинге экспорта России занимает третье место, а в топе несырьевого неэнергетического экспорта — девятое. Германия покупает за рубежом сырьё, полуфабрикаты, запчасти для автомобилей и оборудование.
Российский малый и средний бизнес в Германии тоже может продвигать свои товары. Здесь снова важно, чтобы они отличались высоким качеством и не были представлены в изобилии на местном рынке. Выставлять их можно в собственном онлайн-магазине или на маркетплейсах, например, на Amazon, Etsy или Wildberries.
Продукты питания тоже неплохой вариант для экспорта в Германию: в стране большая русская диаспора. Им могут быть интересны знакомые с детства напитки и еда, которые не так просто найти в Европе — солёные огурцы, сметана, квас. Для экспорта продовольствия в Германию нужно провести ряд исследований продукции и максимально внимательно подойти к сбору и заполнению документов.
Успешно продавать товары и услуги можно не только в странах из этого списка. Главное — найти заинтересованного покупателя и внимательно изучить законы и правила. Узнать больше о перспективности рынков и особенностях экспорта в разные страны можно на платформе «Мой экспорт». Кроме всей необходимой информации там собрана база полезных сервисов, а также есть афиша мероприятий — выставок и форумов, на которых у продавцов будет шанс заявить о себе и познакомиться с потенциальными покупателями.
С помощью «Моего экспорта» можно пройти семинары от Школы экспорта РЭЦ или записаться в программу для начинающих экспортёров «Экспортный акселератор». Там эксперты окажут необходимую материальную и нематериальную помощь и дадут теоретическую базу, которая позволит быстро познакомиться с особенностями торговли за границей и успешно совершить первые сделки.