Почему «Озарк» — лучший криминальный сериал со времён проекта «Во все тяжкие»
29 апреля завершился сериал «Озарк». На стриминговом сервисе Netflix появились финальные семь эпизодов, вторая половина четвёртого сезона — с недавнего времени платформа делит свои самые популярные проекты на части, чтобы подольше удержать зрителей.
Для Netflix «Озарк» действительно важный сериал. Причём как в плане рейтингов, так и для имиджа. Начальная половина финального сезона сразу стартовала с первого места в топе просмотров — за неделю зрители потратили 77 миллионов часов на этот проект. Он обогнал даже мегапопулярный «Архив 81», хотя, справедливости ради, у того шла уже вторая неделя с релиза.
При этом если взглянуть на оценки критиков, то они росли от года к году. У первого и второго сезонов «Озарка» около 70% положительных отзывов на агрегаторе Rotten Tomatoes. У третьего и четвёртого — уже больше 90%.
И это неслучайно. Проект действительно разгонялся с каждым эпизодом, подкидывая всё больше неожиданных поворотов. На фоне этого финал может показаться немного робким. Но всё же концовка «Озарка» не разочаровывает и полностью вписывается в основные идеи сериала.
Лайфхакер не писал обзоры предыдущих сезонов. Поэтому к выходу финальных эпизодов рассказываем, почему на сериал стоит обратить внимание.
В «Озарке» невероятно динамичный сюжет без провалов
Главный герой проекта — финансовый консультант Марти Бёрд (Джейсон Бейтман). Он женат, растит двоих детей и кажется максимально законопослушным, скучным и даже трусливым человеком, он даже терпит измены жены Венди (Лора Линни). На самом же деле герой вместе с напарником помогает мексиканскому картелю отмывать деньги, заработанные на продаже наркотиков. Но однажды выясняется, что друг Марти проворовался. Его убивают, а сам консультант, чтобы спасти свою жизнь, убеждает босса, что нашёл отличный способ отмывать деньги в тихом городке у озера Озарк.
Марти с женой и детьми срочно перебирается на новое место и ищет все возможные способы выводить наличные мафии через местный бизнес. Вот только здесь есть свои наркоторговцы, а также мелкие бандиты и просто подозрительные жители. И буквально с каждым шагом положение семьи Бёрдов становится лишь сложнее.
Описанное выше — лишь самая завязка сериала. Если рассказывать о дальнейших событиях общими словами, может показаться, что «Озарк» — очень медленный проект. За исключением редких ответвлений, все четыре сезона Марти и его близкие пытаются придумать новую схему отмывания денег, сталкиваются с очередными преградами и просто пытаются как-то выжить, ведь им угрожает и картель, и местные воротилы, и ФБР.
Но на самом деле динамике «Озарка» могут позавидовать многие триллеры и чуть ли не боевики. Главный показатель — часовые серии не кажутся затянутыми. Буквально в каждом эпизоде авторы умудряются удивить зрителя. Если не появлением очередного преступника, то новой финансовой схемой, например постройкой казино или попыткой связать наркокартель с местными фермерами.
При этом лишь пару ходов можно назвать притянутыми или надуманными — среди них, возможно, появление брата Венди. Подавляющее большинство событий отлично укладывается в логику происходящего, не нарушая причинно-следственные связи. Грубо говоря, если кто-то сделал глупость — его ждёт наказание. Потревожил устоявшиеся порядки — начинаются проблемы.
И удивительно, но с каждым сезоном наблюдать за поступками героев лишь интереснее. Можно сказать, что действие развивается по некоей синусоиде: как только кажется, что Марти наконец решил все проблемы, разобрался с агентом ФБР и устранил неадекватных местных бандитов, тут же герой падает с вершины на самое дно, оказываясь на грани выживания.
В сериале очень неоднозначные персонажи, которые со временем развиваются
«Озарк» часто сравнивают с другим криминальным проектом — «Во все тяжкие». На самом деле после завершения истории Уолтера Уайта многие сериалы претендовали стать заменой, но лишь шоу Netflix удалось это в полной мере (если не считать «Лучше звоните Солу», конечно).
Общих черт действительно много. В обеих историях примерный семьянин втягивается в криминальную деятельность и постепенно превращается в жестокого воротилу.
Но есть и различия в развитии характеров. И в данном случае можно даже поспорить, какой из сериалов показывает более интересных персонажей. Всё дело в том, что в шоу «Во все тяжкие» Уайт начал продавать наркотики, будучи почти в безвыходном положении: он умирал от рака и пытался срочно заработать. Для Марти Бёрда же сотрудничество с мафией — добровольный выбор, он просто хотел повысить комфорт своей жизни. При этом консультант поначалу заявлял, что сам он ничего не продаёт и людей не убивает, лишь занимается деньгами. Считать ли эти оправдания достаточными — решать зрителю. Но в любом случае авторы осознанно ставят в центр сюжета далеко не самого положительного персонажа: Бёрд не задумываясь вмешивается в спокойную жизнь местных обитателей, что приводит ко множеству личных трагедий.
Мало того, и его жену трудно назвать образцом морали. Дело даже не в изменах — они скорее были следствием проблем в семейной жизни. Но Венди и дальше нередко совершает поступки даже более жестокие, чем супруг. Со временем она всё больше проявляет себя агрессивной карьеристкой, а к финалу и вовсе превращается чуть ли не в противника Марти.
Но всё же этим героям невозможно не симпатизировать. У каждого из них есть и положительные, и отрицательные качества, каждый часто совершает глупости и даже страшные поступки от испуга и страха за семью.
Хотя как раз с третьего сезона всё больше заметно, как меняются главные персонажи. Поначалу кажется, что Марти и Венди просто вынуждены идти на очередное преступление, и они сами долго переживают случившееся. Но постепенно герои смиряются, становясь всё более расчётливыми и жестокими. До падения героя сериала «Во все тяжкие» им далеко даже в финале, но всё же идея моральной деградации очевидна: поначалу Марти шокируют поступки мафии, потом он фактически привыкает даже к убийствам.
Но «Озарк» держится не только на двух-трёх главных персонажах. Второстепенные герои сериала получились, возможно, даже более натуралистичными. В первых сезонах невероятно ярко раскрывается Бадди (Харрис Юлин) — смертельно больной старик, у которого семья Бёрдов покупает дом. Поначалу он кажется просто функцией — произносит мудрые реплики и радует комедийными сценами. Но постепенно превращается в самого трогательного героя и наставника Джоны (Скайлар Гертнер) — сына Марти и Венди.
Дети Бёрдов тоже растут, причём не только в буквальном смысле, но и как герои сериала. Конечно, Джона и Шарлотта (София Хьюблиц) — заложники действий своих родителей. Но уже с середины второго сезона каждому из них предоставляют свою историю: первый хочет помочь семье, вторая — отделиться от неё.
Отлично прописанных второстепенных персонажей можно перечислять долго. Но, пожалуй, лучше остановиться на Рут Лэнгмор (Джулия Гарнер). Девушка из семьи преступников быстро становится одной из главных помощниц Марти, одновременно планируя перехитрить своего босса.
Однако она очень быстро раскрывается как самый трагический персонаж сериала. Героиня буквально разрывается между семейными узами, желанием вырваться из ужасных условий и простой честностью. И, если совсем немного напрячь фантазию, «Озарк» можно считать именно её историей: драма Рут прописана чуть ли не глубже, чем переживания главных героев.
«Озарк» идеально выстроен от первых серий до финала
Сериал нельзя назвать очень уж вычурным в плане подачи. Несмотря на то что в проекте эстетичная картинка, постоянно залитая холодным синим фильтром, минималистичный саундтрек, нагнетающий напряжение, и множество красивых общих планов — часть из них снимали на реальном озере Озарк, всё же визуально «Озарк» редко удивляет.
Зато построение буквально каждого эпизода и сезона проработано максимально чётко. Многие серии начинаются с небольшого флешфорварда — сцены, которая произойдёт ближе к финалу. Затем показывают заставку, символы в которой намекают на сюжет. И получается, что начало даёт подсказку к происходящему, но понять всё можно, лишь досмотрев до конца.
Однако гораздо важнее, что сезоны не отделяют друг от друга в отличие, например, от того же «Декстера». При этом, сохраняя общий сюжет, создатели каждый раз задают немного иное направление действия: постройку казино или вступление в картель. Это помогает избегать самоповторов.
И всё же у многих поклонников были опасения из-за финала проекта. Слишком уж трудно авторам выдержать баланс между любовью к героям и чётким завершением всех сюжетных линий. Увы, концовка «Озарка» неидеальна: в сравнении с шоу «Во все тяжкие» она точно проигрывает. Однако это и не провал, как в случае с тем же «Декстером» или недавним «Убивая Еву».
Зато можно сказать, что завершение «Озарка» получилось полностью в духе самого сериала. Оно такое же неоднозначное, как и вся жизнь Марти Бёрда и его семьи. Можно быть недовольным, что не все герои получили по заслугам. Но ведь этот проект никогда и не был про справедливость. Здесь скорее снова срабатывает чисто человеческая логика. Для трагических героев финал и правда будет мрачным. А для тех, кто постоянно мечется и юлит, — открытым, позволяющим самостоятельно додумывать, что же случится дальше.
«Озарк» уже давно вошёл в рейтинги лучших криминальных сериалов. И это заслуженно. Проект радует динамикой и неожиданными поворотами, но при этом сохраняет живость и целостность. Его финал может оставить спорные впечатления, но точно не расстроит, а лишь заставит задуматься, что в жизни наверняка бы произошло именно так.
Лучшие предложения
10 тёплых платьев, чтобы выглядеть стильно даже зимой
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
Стартовал конкурс молодых художников «Картина мира»: работы победителей выставят в Третьяковке
Какой вирусный видеотренд вам подходит?
Как научить ребёнка самостоятельно ездить в общественном транспорте
4 ноября в московском «Экспоцентре» откроется Национальный центр «Россия»