8 непростительных ошибок в общении с коллегами
1. Не запоминать, кто есть кто и чем занимается
Начинать очередную встречу с коллегой с вопроса «Как тебя зовут?» или «А что ты делаешь?» — худший способ построить отношения. Человек явно расстроится, из‑за того что кто‑то находит его и его работу недостаточно важными, или как минимум посчитает собеседника заносчивым и высокомерным.
Очевидно, что в крупной компании даже запомнить всех в лицо очень трудно, не говоря уже о дополнительных подробностях. Но можно делать это постепенно. Например, узнавать, кто будет на совещаниях вместе с вами, или искать на сайте компании фотографии тех, с кем вы сейчас обменялись парой фраз у кулера. Таким образом рано или поздно вы запомните большинство сотрудников.
2. Обсуждать коллег и руководство
Сплетни считаются одним из эволюционных механизмов, благодаря которым современные люди стали именно такими, как есть. Обсуждать кого‑то в его отсутствие свойственно буквально всем. Это приятно, помогает разрядиться и узнать что‑то новое. Однако не все сплетни одинаково полезны, особенно на работе.
Совершенно точно не стоит обсуждать внешний вид коллег и их личную жизнь; врать и приукрашивать ради того, чтобы сделать беседу интереснее; навешивать ярлыки и делиться сомнительными выводами. Это может отвернуть от сплетника не только жертву обсуждений, но и слушателей, у которых высоко поднята планка допустимого. Ну и потом, нет гарантии, что завтра с другими коллегами сплетник не будет обсуждать своих сегодняшних собеседников. Безопаснее держаться от него подальше.
3. Не признавать чужих заслуг
В России довольно популярна такая стратегия воспитания: если ты молодец, свернул горы и достиг невероятных успехов, тебе никто слова доброго не скажет — вдруг ты загордишься и перестанешь работать. А если принёс пятёрку с минусом, когда весь класс получил неуды, то ты провалился и будешь строго наказан.
Многие переносят эту нездоровую стратегию во взрослую жизнь — на взаимоотношения с собственными детьми, партнёрами, коллегами. А теперь представьте, как выглядит человек, который щедр по отношению к вам на критику, но скуп на добрые слова. Неприятный он, правда?
В общем‑то, на работе между собой общаются взрослые люди, которые не обязаны поддерживать нормальный эмоциональный фон у коллег. Но отмечать чужие заслуги легко и приятно — причём всем сторонам. И уж точно заслуженная похвала улучшает климат в коллективе, не превращая его в серпентарий, где все только и вынуждены ждать подвоха.
4. Образовывать коалиции
Дружить «против» удобно, потому что голос толпы всегда громче одного. Но вряд ли это уместно на работе. Во‑первых, примыкая к группировке, человек как бы автоматически перенимает все её ценности. И если ему что‑то перестанет нравиться, противопоставить себя этому будет очень сложно.
Во‑вторых, группировки отнимают много сил, которые можно было бы направить на выполнение обязанностей. В‑третьих, создание коалиций внутри компании отвлекает от того, ради чего люди приходят на работу: трудиться и получать за это деньги, а в идеальной ситуации ещё и создавать что‑то классное. Поэтому стоит помнить, что худой мир лучше доброй ссоры, а конфликтные ситуации лучше решать открыто и сразу.
5. Слишком стараться подружиться
Во взрослом возрасте заводить друзей непросто. В тех же учебных заведениях сами условия позволяют встречать десятки новых людей ежедневно, а жизнь офисного работника не предполагает такого количества контактов. Поэтому кажется логичным завязать чуть более близкие отношения с коллегами.
Но дружба возникает естественно, по мере того как вы всё больше узнаёте друг друга, причём она необязательно должна сложиться. А для хорошей атмосферы в коллективе достаточно и приятельских отношений.
6. Использовать флирт для достижения целей
Вероятно, вы знаете немало историй, как местный донжуан идёт в отдел кадров и с помощью комплиментов выбивает себе отпуск на нужные даты. Или роковая офисная красотка просит коллегу‑мужчину сделать за неё часть работы. В фильмах эти довольно популярные сюжеты подаются как само собой разумеющееся. Естественно, подобные стратегии поведения встречаются и в жизни.
Привлекательная внешность и обаяние определённо привилегии, но не из числа тех, которыми стоит пользоваться на работе. Достаточно один раз злоупотребить — и невозможно будет доказать, что вы не только красавчик, но и профессионал. Не говоря уже о том, что флирт легко может перетечь в домогательства.
7. Устраивать дедовщину
Новый сотрудник в коллективе обычно сталкивается с тем, что к нему все присматриваются. Это нормально, ведь никто его ещё не знает и не понимает, на что он способен. Но иногда это перерастает в нездоровые вещи вроде глупых и якобы смешных проверок или специальных подлянок.
Например, новичок должен выполнить какие‑то расчёты, но ему предоставляют не те цифры и ждут, как он выкрутится. Такие «проверки» могут выдавать за испытания, которые призваны сделать его сильнее, заставить проявить лучшие качества. Но подобная дедовщина затевается исключительно ради того, чтобы поглумиться.
Впрочем, позитивная дискриминация, когда новенького по умолчанию считают недостаточно умным и опытным и помогают ему даже там, где этого не требуется, тоже не лучший выход. Достаточно сказать, что человек может обращаться к коллегам, если ему что‑то будет непонятно.
8. Звонить и писать в неуместное время
Иногда бывают сложные задачи, которые требуется решить прямо сейчас. В этом случае логично писать, звонить, высылать почтовых голубей и пытаться связаться с коллегой любым способом.
Но часто ситуация не требует безотлагательного вмешательства. Просто кому‑то приходит в голову блестящая идея: «Напишу‑ка сейчас, а то придётся держать всё в голове. И вдруг забуду до утра». Так человек снимает с себя ответственность и перекладывает её на собеседника, которому теперь нужно об этом думать и не забыть. Так что лучше не отправлять сообщения с рабочими задачами в нерабочее время, если они не нуждаются в строчном решении.
Станьте первым, кто оставит комментарий