10 идей по организации времени для спонтанных людей
Как определить свой тип личности
Когда речь заходит о тайм-менеджменте, я часто слышу: «Да что этот тайм-менеджмент! Сколько раз я пробовал вести ежедневник и всё планировать — у меня это не работает. Всё происходит так, как происходит».
Знакомая ситуация? А ещё вы:
- недоумеваете от того, как люди могут работать восемь часов в одинаковом режиме, занимаясь одним делом;
- составляя чёткое расписание на день, никогда не живёте по нему, всё меняете на ходу;
- ведёте несколько тетрадок, блокнотов, cписков — это вам как-то помогает, но не очень;
- не можете работать в плохом настроении и довольно спонтанны;
- не любите долго заниматься чем-то одним, любите перемены;
- с трудом работаете потому, что надо, но в состоянии «хочу» готовы свернуть горы;
- начинаете наконец-то что-то делать с приближением дедлайна (сесть за важный проект ночью накануне его сдачи — вполне в вашем духе);
- достигаете свои цели обычно позже, чем задумали, и в процессе изучаете или перебираете массу вариантов;
- нуждаетесь в особом настрое, чашечке кофе или звонке другу, чтобы приступить к делу (это особые ритуалы, которые настраивают вас на работу);
- считаете скучным жить по плану.
Поздравляю! Всё это говорит о том, что вы особенный человек. Карьерный коуч Эмили Вапник в своём выступлении на TED называет таких людей, как вы, мультипотенциалами. А Барбара Шер, автор ряда бестселлеров, в числе которых «Отказываюсь выбирать», говорит о том, что вы человек-сканер.
В психологии разные типы личности впервые описал швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. Затем его идеи были дополнены американками Изабель Майерс и Катариной Бриггс — создательницами известной системы MBTI. А на постсоветском пространстве из идей Юнга возникла соционика. В этих подходах выделяют всего 16 типов людей (и только половина из них будут спонтанными, более подробно о типах личности вы можете узнать из журнала). У каждого человека есть свой индивидуальный личностный стиль на базе определённого соотношения восьми характеристик:
- экстраверсии — интроверсии;
- ощущения — интуиции;
- логики — чувства;
- суждения — восприятия.
В совокупности эти характеристики личности объясняют, почему мы живём и действуем определённым образом, как именно проявляется наша уникальность и в каком направлении нам интересно раскрыть свой потенциал.
Тип личности | ENFP (коммуникатор, журналист) | ISTJ (организатор, опекун) |
Характеристики | Е (Extraversion) — экстраверт;
N (iNtuition) — интуит; F (Feeling) — чувствующий; P (Perception) — воспринимающий |
I (Introversion) — интроверт;
S (Sensing) — ощущающий; T (Thinking) — мыслящий; J (Judging) — упорядочивающий |
Ключевые качества и особенности | Дружелюбие, хорошее воображение, яркость, эмоциональность, энергия, вдохновение, выразительность, генерация идей, риск, впечатлительность, открытость | Справедливость, прагматичность, объективность, логичность, последовательность, исполнительность, аккуратность, точность, детальность |
Человек слева — это сканер. Активный, энергичный, общительный, творческий супермультипотенциал. Людей такого типа много среди дизайнеров, журналистов, ведущих, а также в психологии и HR. Их основная направленность — это вдохновение, общение, связи между людьми.
Человек справа — это полная противоположность мультипотенциалу. Скрупулёзный, организованный, методичный. Человек данного типа может оказаться и инженером-программистом, и руководителем. Его основная направленность — наводить порядок и структурировать систему.
Как вы понимаете, это два абсолютно разных типа людей. Людям из второй колонки и в голову не придёт переделывать себя и становиться такими, как люди первого типа. А вот спонтанные люди из первой колонки, следуя шаблонным представлениям о том, что важно быть организованным и последовательным, рискуют растерять всю энергию для реализации мультипотенциала, если будут стремиться переделать себя.
Вместо этого стоит осознать свои достоинства и научиться управлять своим миром и бесконечными желаниями. Чтобы обуздать стихию хаоса вокруг вас, используйте подходящие приёмы организации времени.
Как организовать своё время, если вы спонтанный человек
1. Изучите свои природные ритмы
Работать восемь часов подряд монотонно и эффективно — это не про вас. В течение дня всегда есть пики, когда ваш мотор работает на полную, и есть провалы, когда творческая энергия на нуле.
Понаблюдайте за собой как минимум неделю и ответьте себе, на какое время (утро, день, вечер) у вас приходится подъём сил, какие задачи вызывают прилив энергии, а какие — спад. Организуйте свою жизнь так, чтобы учитывать природные ритмы. В продуктивные периоды решайте сложные и важные задачи, двигающие вас вперёд, а в очевидные периоды спада переключитесь, отдохните и наберитесь сил для нового витка или займитесь решением более простых рутинных задач.
2. Сканируйте ситуацию и скрытые в ней возможности
Бывают периоды, когда всё идёт со скрипом. А есть, наоборот, удачные моменты, когда результат превосходит любые ожидания. Ваш талант в том, чтобы использовать актуальную ситуацию, а не жёсткий план.
Доверяйте себе: если чувствуете, что именно сейчас настало время для какого-то дела, звонка, встречи, знакомства — следуйте порыву, а не ждите запланированного часа.
3. Выделите три самых важных дела на день
Это поможет быть эффективным ежедневно и двигаться к нужным целям в долгосрочной перспективе. Утром запишите на листке и поместите перед собой три главных дела на день. Выполняйте их в любом порядке, но к концу дня проверьте себя: все три задачи должны быть обязательно сделаны. Так вы привыкнете к осознанности, не будете терять фокус и уводить внимание от главного, а в конце месяца поймёте, как здорово продвинулись.
4. Синхронизируйте нужные программы на телефоне и компьютере
Записали дело в ежедневник, а его нет под рукой, и вы не можете сказать, свободны ли для встречи. Занесли заметку в ноутбук, на встречу поехали с ежедневником, в котором время не записано, и в итоге снова не знаете своих временных возможностей.
Используйте технологии во благо: любые встречи, мероприятия с привязкой ко времени фиксируйте в календаре, а не в заметках или напоминаниях.
Вы сразу видите свою занятость в рамках недели, месяца, года, вам легче планировать и договариваться с другими.
Обязательно настройте доступ к календарю на компьютере и на телефоне. Так у вас будет под рукой расписание, а автоматические уведомления позволят готовиться ко всему заранее и не опаздывать.
5. Помните: вы планируете не для кого-то, а для себя
Cписки дел можно вести в телефоне, в ежедневнике, на компьютере или даже в голове. Всё зависит от вашей сферы деятельности.
Любите писать в тетради — купите маленький блокнот и носите его с собой. Испытываете интерес к приложениям на смартфоне — используйте их для организации дел. Не считаете нужным планировать домашние дела — делайте это от случая к случаю.
Определите набор удобных инструментов под свои потребности и не используйте варианты, не свойственные вам. Помните, что не существует эталонов в планировании, ваша система организации задач должна быть удобна прежде всего вам.
6. Визуализируйте
Приятный творческий метод, который даёт возможность увидеть целостную картину проекта и структурировать собственные мысли, выделить главное и важное.
Хотите попробовать нарисовать карту мыслей прямо сейчас? Выполните упражнение.
Возьмите лист бумаги. В центре напишите «я» и обведите в кружочек. Теперь напишите и обведите в кружочек все важные для вас сферы жизни и интересы, например: работа, здоровье, семья, спорт, финансы, личное дело, обучение и так далее — то, что является главным именно для вас. Теперь запишите по 2–3 намерения в каждом из пунктов.
Затем установите взаимосвязи. Например, спорт связан со здоровьем, финансы — с работой и обучением.
Всего 5–10 минут, и перед вами наглядная карта ваших интересов и направления движения. Вы можете применять технику интеллект-карт для структурирования любых процессов и задач. Можно рисовать от руки либо создавать карты в специальных приложениях, например в Coogle, Xmind или MindMeister.
7. Выполняйте огромное количество дел
Так много интересов, того, что хочется успеть! Но как сделать всё? Попробуйте систему «Автофокуc» от Макса Фостера. Она отлично подходит для спонтанных людей, поскольку учитывает личностные особенности: нелюбовь к жёстким планам; способность к эффективной работе, когда дело нравится; наличие огромного количества интересов и разнообразных задач.
Как это работает:
- Возьмите блокнот или тетрадь в линейку. Наиболее удобны для работы страницы, на которых 25–30 линий.
- Запишите абсолютно все дела, которые вы хотели бы сделать. Одна строка — одно дело. Личные, рабочие, маленькие, большие дела — не имеет значения, вам нужно выписать всё, что есть на данный момент в сознании. Когда появляются новые идеи и задачи, записывайте их на последнюю строку.
- Теперь, когда все дела находятся в одной тетради, приступайте к работе над задачами. Построчно сканируйте взглядом список дел. В тот момент, когда ощутите интерес, желание выполнить какую-то задачу, принимайтесь за неё. Это и называется «Автофокус» — фокусирование сознания на том, что действительно имеет значение в данный момент.
- Если вы начали дело и выполнили его до конца, вычеркните его из списка. Если начали, но не доделали, зачеркните на прежнем месте и впишите его в последнюю пустую строку.
- Если вы решили отказаться от выполнения какого-либо дела, выделите его маркером (затем сможете проанализировать, что это за задачи).
- Когда все задачи на странице выполнены, поставьте сверху крестик.
Попробуйте, это потрясающий метод.
8. Двигайтесь к большим целям по шагам
Для достижений больших и отдалённых целей или при работе над сложными проектами важно заранее представлять, что, когда и в каком объёме вам предстоит сделать. Согласитесь, что без надлежащей подготовки не удастся достичь чего-то значимого, например купить квартиру, сменить профессию, организовать конференцию или написать книгу. Но стоит разбить такие большие цели на задачи и подзадачи, как они кажутся вполне выполнимыми.
Для тех, кто любит рисовать, хорошо работает визуализация цели в виде линии времени. Вы ставите точку A (это ваше текущее положение) и точку B с обозначением цели и срока. На линии вы отмечаете основные этапы проекта и даты. Это будет мотивировать вас уложиться в срок, дело будет гарантированно двигаться.
9. Занимайтесь спортом
Парадоксально? При чём тут тайм-менеджмент, скажете вы. И будете не правы. Многие гуру эффективности говорят о том, что именно занятия спортом позволяют им оставаться в форме, получать жизненную энергию для достижения целей.
Cпорт учит нас преодолевать препятствия и расти над собой, физические нагрузки повышают выносливость, за счёт регулярных занятий развивается сила воли. В результате опыт спортивных успехов даёт нам силы и заряд бодрости.
10. Получайте удовольствие!
Это самое главное, потому что энергия — наше всё. Вы же сами знаете, в каком состоянии и настроении вам лучше всего работается. Поэтому, если дела не идут, пора сделать что-то приятное для себя, подзарядиться, создать новый пик продуктивности и завершить дело в лучшем состоянии.
Надеюсь, что идеи по организации времени c учётом личностных особенностей помогут вам работать и жить с удовольствием.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
Стартовал конкурс молодых художников «Картина мира»: работы победителей выставят в Третьяковке
Как оплачивать проезд при помощи «Тройки» и получать за это кешбэк
Реклама4 ноября в московском «Экспоцентре» откроется Национальный центр «Россия»
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов