«Одержимая» — самый страшный фильм ужасов, в котором нет ни жестокости, ни скримеров. Только депрессия
18 июля в российский прокат выходит очередная совместная работа Северина Фиалы и Вероники Франц — авторов триллеров «Спокойной ночи, мамочка» и «Сторожка». Хотя для некоторых киноманов полезнее будет узнать, что эти напарники — племянник и жена известного режиссёра и провокатора Ульриха Зайдля, создавшего трилогию «Рай».
«Одержимая» участвовала в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля и получила там награду за операторскую работу. Потом европейскую картину закупил стриминговый сервис Shudder, специализирующийся на хоррорах и триллерах.
Всё это плюс название (в оригинале — «Дьявольская баня»), постеры и трейлеры заставляют ожидать какого-то очень страшного фильма ужасов. Но ситуация немного сложнее: от «Одержимой» действительно жутко. Но не из-за каких-то призраков или скримеров, а из-за всепоглощающей атмосферы обречённости.
О чём фильм
Действие разворачивается в середине XVIII века в Австрии. Добрая и наивная Агнес, которая любит петь и собирать насекомых, выходит замуж за Вольфа из другого поселения. После весёлой церемонии пара переезжает в новый дом — холодный и тёмный. Теперь девушка должна готовить для мужа, вместе со всеми ловить рыбу и, конечно же, побыстрее родить ребёнка.
Но Агнес с каждым днём всё сильнее чувствует себя потерянной. Секс Вольфу неинтересен, свекровь не стесняется командовать в их доме, а близких людей у девушки вовсе нет. Постепенно она впадает в депрессию и начинает истязать себя.
Не находя поддержки, Агнес может лишь молиться в церкви да проводить время рядом с обезглавленным трупом женщины, которую казнили за убийство ребёнка.
Сюжет и постановка максимально правдоподобны
Первое и главное, что нужно знать об этом фильме: его сюжет основан на реальных событиях. Американская исследовательница Кэти Стюарт выяснила, что в Европе XVII-XVIII веков люди регулярно совершали так называемый суицид по доверенности: они убивали кого-то, чтобы их потом за это казнили.
Чаще всего это были впавшие в депрессию женщины, а их жертвами становились дети. Всё дело в том, что за самоубийство церковь обещала вечные муки в аду, а за лишение кого-то жизни перед казнью прощали.
Но жуткий реализм этой картины не только в её первооснове. Создатели «Одержимой» приложили все усилия, чтобы сам фильм выглядел максимально правдоподобно. Авторы признают, что сюжет частично выдуман: о жизни простых людей того времени известно мало. Но всё же актёры действительно носили соответствующую времени одежду и месяц жили в настоящих хижинах.
Исполнители главных ролей ещё и внесли свою лепту в проработку сценария. Сыгравшая свекровь Мария Хофштаттер — единственная звезда в составе (её знают по упомянутой трилогии «Рай») — когда-то росла в деревне, поэтому она рассказывала авторам о сохранившихся обычаях.
Ещё интереснее с Аней Пляшг, сыгравшей Агнес. На самом деле она — композитор и вокалистка из экспериментального коллектива Soap & Skin, именно её голос звучит в заставке знаменитого немецкого сериала «Тьма». Режиссёры «Одержимой» изначально пригласили девушку только написать саундтрек. Но сама Пляшг тоже выросла в деревне и моментально прониклась образом Агнес. В итоге все решили, что именно она лучше всех справится с главной ролью.
Именно поэтому единственное искреннее выражение чувств, доступное героине, — пение, и она это делает даже в страшной финальной сцене. При этом все фоновые дискомфортные звуки, которые отражают депрессию Агнес, тоже придумала сама артистка.
Мало того, визуально фильм поставлен с минимумом эффектов: сцены часто снимали при естественном освещении на улице или при живом огне в помещениях. Поэтому всё происходящее кажется серым, бледным и очень печальным. Причём снимали всё на плёнку, а не в цифровом формате, что даёт большую зернистость кадра. Заодно, кстати, это напоминание, как выглядят многие фильмы без цветокоррекции.
«Одержимая» поднимает актуальные темы
Описанный выше подход мог бы сделать «Одержимую» просто неплохим фолк-хоррором в стиле «Ведьмы» Роберта Эггерса. Но Фиала и Франц решили отказаться практически от всего мистицизма и сделать акцент именно на драматической составляющей — переживаниях и проблемах Агнес.
Поначалу кажется, что фильм всё-таки склоняется к предсказуемым приёмам и поворотам. Вроде бы отдельные детали намекают на хоррор: труп, который так привлекает Агнес, гребешок, отданный новой знакомой, беда, которая случается с соседом. Из каждой такой детали может развиться какая-то мистическая или хотя бы тревожная линия. Но нет.
Авторы обманывают даже в «бытовой части». Ведь проще всего показать, что Вольф оказался жестоким человеком или свекровь как-то издевается над невесткой. И снова нет.
«Одержимая» посвящена не жестокости, а скорее равнодушию окружающих, которое и приводит Агнес к тяжёлому состоянию. Муж забирает девушку из её деревни, но вскоре просто оставляет её в своих проблемах. Она мечтает о детях, но и этого ей не дают. Она пытается научиться вести хозяйство, однако и здесь вмешиваются.
В итоге Агнес чувствует себя просто лишней и пытается буквально исчезнуть: сначала просто где-то бесцельно бродит, потом безуспешно хочет сбежать в родной дом, а затем начинает вредить себе. Можно заметить, как из мечтательной и улыбчивой девушки она постепенно превращается в бледную тень — человека, у которого нет сил даже встать с постели.
Оригинальный заголовок фильма — «Дьявольская баня» — не просто страшное словосочетание. Так в те времена называли депрессию, которую, конечно, никто не диагностировал и не лечил (не считать же помощью момент, когда девушке вшивают в шею нитку от сглаза). И эта часть, увы, делает фильм не просто историческим, а вполне актуальным.
Казалось бы, те времена давно прошли, но, по статистике, 17% людей причиняют себе физический вред, а в результате самоубийства погибают более 700 000 человек в год. «Одержимая» лишний раз напоминает, что одинокий человек, на которого никто не обращает внимания, наиболее раним.
А заодно показывает, что жизнь некоторых женщин толком до сих пор не изменилась: всё то же отсутствие внимания и восприятие девушки как чего-то дополнительного в доме. Ведь и сегодня можно услышать, что нужно просто больше работать и заниматься домом — тогда и депрессии никакой не будет.
Картина пугает и восхищает одновременно
Как вы будете себя чувствовать при просмотре «Одержимой», можно понять в первые пять минут: вступительная сцена, значение которой раскроется позже, шокирует сочетанием красивого пейзажа, будничной жестокости и боди-хоррора. Примерно к тем же эмоциям авторы будут возвращать зрителя на протяжении всего фильма.
Они делают акцент на моментах, которые были нормой для того времени, но сейчас заставят современного городского зрителя вздрогнуть. Так, одно из развлечений гостей на свадьбе — убить с завязанными глазами петуха палкой. Ну или свежевание козы.
Хотя больше пугает другое: хочется верить, что большинству зрителей не знакомы эти чувства, но создатели даже слишком реалистично показывают селфхарм. Агнес специально заходит поглубже в колючие кусты, а потом выдирает себе волосы расчёской. О том, что происходит с ней дальше, лучше не говорить, но будет ещё страшнее.
Однако ещё важнее, что «Одержимая» не просто показывает действия героини. Фильм как бы помогает почувствовать её эмоции. Отсюда и берутся полумистические элементы: трудно различить, что происходит в голове у девушки, а что реально.
Если поначалу можно поверить, что она забралась в опасное место в реке случайно, то после спонтанного похищения ребёнка становится ясно, насколько Агнес плохо. Параллельно с её переживаниями бледнеет и картинка: из жизни героини пропадает вся яркость, позитив и красота. Остаётся только беспросветная серость.
Хотя, притом что зрителю показывают и отрезание пальцев, и смерти людей и животных, самыми тревожными всё равно кажутся будничные сцены — уж слишком реалистично командует в доме свекровь, а родные за глаза обсуждают ненужность Агнес.
Однако при просмотре невозможно не восторгаться эстетичностью постановки. Пейзажи выглядят просто невероятно и обманчиво успокаивающе. Что ещё раз напоминает: природа и прогулка по лесу не спасут от депрессии.
«Одержимая» — фильм, от которого иногда действительно плохо. Он пугает депрессивной атмосферой, смешанной с неприятными кровавыми сценами. Но такое кино нужно и даже важно смотреть.
Это сильный фольклорный триллер с необычной визуальной эстетикой, рассказывающий про быт далёкого прошлого. А ещё — напоминание о тяжести ментальных проблем, которые существуют и по сегодня.
Лучшие предложения
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
«Чёрная пятница» на AliExpress: что нужно знать о распродаже
10 беспроводных ночников с AliExpress с классным дизайном
12 зимних курток, которые отдают со скидкой
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы
Внутренние убеждения и карьера: как справиться с мыслями, которые мешают достигать успехов
«Живу свою вторую жизнь»: истории карьерных поворотов, которые привели в IT
Рак: почему возникает и как лечится. Гид, который будет полезен всем